Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы продольных и поперечных срезов






Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».

«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.

Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.

Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.

 

31 Основные концепции психического развития в онтогенезе в психологии: биогенетическая, социогенетическая, культурологическая, персоногенетическая.

Биогенетический подход. Акцентирует внимание на наследственном факторе. Согласно этому подходу становление психики и поведения чел-ка есть рез-тат эволюционного преобразов-я генетически заложенных возможностей. Сторонники этого подхода исходят из того, что все психические особенности явл-ся врожд-ми Появление новых свойств, процессов уже генетич-ки предрешено. Психическое развитие как постепенное количественное развертывание биологических структур.

1) Теория рекапитуляции (С. Холл. Штерн, Гибсон и др.) Основная идея - ребенок в своем индивидуаль-м развитии повторяет кратко осн-е этапы разв-я человеческого общества.

Онтогенез - краткое повторение филогенеза Iй период дикости - от рождения до 5 лет. 2й период охоты - от 4\ до 12 лет. Страх перед чужими. Зй период пастушества - от 9 до 14 лет. 4й земледельческий прериод-от12 до 16 лет. 5й промышленно торговый с 14 до бесконечности.

2) Психоаналитическая теория З.Фрейда. Личн-ть мотивируется биологич-ми влечениями. Поведение в большей степени подчиняется влиянию подсознательных сил. влечений Они обусловлены инстинктами, но прежде всего - подавленными желаниями, удовлетворение которых запрещено на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного.

3) Педология. Основной закон педологии: развитие вида повторяет развитие рода. Человек -шимпанзелодобное существо, ребенок по природе зверь, его мышление алогично, сновидно. миражно.

4) Ж. Пиаже. Интеллектуальные способности.

 

Социогенетический подход. Эта концепция развития полностью опровергает генетические факторы. Все развитие сводят к разнообразным воздействиям внешней среды Истоки - в идеях Дж.Локка «Ребенок при рождении - чистая доска» Постепенно возникают, под влиянием внешних условий, все качества, прису щие человеку. 1)Бихевиористическая теория (Дж.Уотсон., Торнданк, Бандура) Отождествляли научение и развитие У любого человека можно сформировать любые психические и поведенческие свойства доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания. Человек таков, каким он научился быть. Развитие отождествляют с обучением. 3 типа обучения: классическое (основанное на безусловных рефлексах), оперантное (человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его последствия +или-), посредством наблюл-я. что многие действия человека формируются под влиянием социальной среды. Одна из главных причин, сделавших людей такими, какие они есть, связана с человеческой склонностью подражать поведению других с учетом того, насколько благоприятны для индивида могут быть результаты такого подражания. Т.е. на индивида влияют не только внешние условия, но он должен также предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки. 4) Теория поля К. Левина

Персоногенетическая концепция. Развивающееся «Я», развитие самосознания является центральной темой этих теорий. Анализ преимущественно формирования самосознания личности, проявлений его индивидуальности. Авторы используют «Я-концепцию» в качестве интегратора, фильтра и стимула человеческого поведения. Люди склонны вести себя так, какое поведение согласуется с собой. Превращение личности на определенном этапе ее развития из «элемента», усваивающего в ходе его первоначального формирования нормы и ценности социальной культуры, т.е. функционально-ролевые системные качества той или иной общности, в субъект социальной группы н класса, на этом рубеже коренным образом изменяется «механизм» формирования личности.

1. Гуманистический подход (Роджерс, Маслоу) 2. Т-я психосоциального развития Э. Эриксона.

- В основе человеческого Я имеются корни социальной организации общества. Особенности становления общества зависят от культурного, экономического общества, в котором растет ребенок. Особенности личности зависят от того, какой исторический этап ребенок застал.

- Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания.

- Развитие личности по своему содержанию определяется следующим: а) какие ценности и идеалы ему предлагает общество, б) какие задачи ставит на разных возрастных этапах, в) что общество ожидает от человека.

На каждой стадии ребенок приобретает определенные качества, которые фиксируются в структуре личности и сохраняются в последующие периоды жизни. Механизм социализации ребенка -идентификация (сравнение себя со значимым человеком). Идентичность (бывает эго- и групповая) имеет как личностные, так и социальные аспекты, которые тесно взаимосвязаны. С одной стороны, это те роли, которые принимает на себя индивид, с другой стороны каким он считает себя на самом деле. На каждой стадии развития индивид испытывает кризис идентичности, означающий новый поворотный пункт в формировании его как члена общества. «Личность вырастает из результатов разрешения конфликта, возникшего а очень важных точках развития». 3. т-я Адлера. 4. Олпорт Теория черт лич-ти

Крупнейшим представителем социологического направления был французский психолог Пьер Жане (1859-1947). Он считал, что основа психики - действие, утверждал, что психика человека социально обусловлена, ее развитие происходит в системе многообразных связей с природой и обществом. Эти связи есть действия как форма отношений человека к миру, из них главные - сотрудничество и взаимоотношения между людьми. В работе «Психологическая эволюция личности» (1929 г.) Жане выделяет следующие уровни психического развития человека.

I - развитие моторных реакций, которые уже у младенца социально обусловлены, привлекают внимание взрослого.

II - развитие перцептивных действий, восприятие предметной действительности. Возникают отсроченные действия - основа памяти, которая развивается из необходимости что-то сообщить другому.

III - социально-личностный уровень, когда ребенок начинает согласовывать свои действия с действиями другого человека и подражать ему. Поведение становится социальным.

IV - элементарные интеллектуальные акты - это манипулирование предметами и образные обобщения, «интеллектуальные объекты», с которыми связаны воспоминания и действия.

V - речевое поведение - высокий уровень оперирования «интеллектуальными образами». Слово, по мнению автора, играет роль сосуда, вбирающего однородные предметы. Оно позволяет классификацию как раскладывание объектов по разным ящикам комода. Предложение - это связывание слов, как связывают предметы веревкой.

VI - уровень умственной деятельности, мышления как интериоризации практических действий: «Мысль есть не что иное, как производное от действия».

VII - высший уровень - это рационально-созидательная и экспериментальная деятельность, труд, преобразование физической и социальной среды.

Таким образом, уровни развития личности связаны с эффективностью взаимодействия человека с миром.

Свой метод П. Жане назвал патопсихологическим. Он рассматривал расстройства психики как разрушение высших уровней и переход на более низкие. Для психического здоровья он считал важным «уметь наслаждаться полностью настоящим, тем, что есть в этом настоящем доброго и прекрасного».

Идея о генетической связи интеллекта с действием получила блестящее развитие впоследствии в трудах Ж. Пиаже. Характеристика социальной природы действия и деятельности в целом была разработана в советской психологии (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др.).

В целом, социогенетическое направление представляет психическое развитие как простую проекцию коллективных представлений и традиций в психику индивидуального человека или как усвоение социального опыта в индивидуальных действиях ребенка.

 

32 Основные положения теории Л.С. Выготского о культурно- историческом развитии психики: факторы, движущие силы и закономерности развития высших психических функций.

 

Разработал генетическую психологию, ввёл новый экспериментально – генетический метод исследования психических явлений. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребёнка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформировал основные законы психологического развития ребёнка. Благодаря ему детская психология стала полноценной наукой, имеющей свой предмет, метод и закономерности. Эта наука была направлена на решение практических задач обучения и развития детей.

Л.С.Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания). Сознание – проблема структуры поведения.

Согласно Выготскому человек в процессе своего исторического развития «вырос» до создания новых движущих сил своего поведения; только в процессе общественной жизни человека сложились и развились его новые потребности, а природные потребности изменились.

Выготский ввёл исторический принцип в область детской психологии, т.е. человека в движении. Каждая форма культурного развития поведения – продукт исторического развития человечества.

Роль среды и наследственности. Среда – источник развития ВПФ (высшие психические функции).

ВПФ возникают сначала как форма коллективного поведения ребёнка, а уже потом – индивидуальные функции ребёнка. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно меняется роль среды в развитии. Влияние среды определяется переживаниями ребёнка.

Законы психологического развития ребёнка:

- Детское развитие имеет свой сложный ритм – несвойственный ритму времени, и ритм который меняется в разные годы жизни. (Так год в младенчестве не равен году жизни в юности).

- Закон метаморфозы в детском развитии, т.е. развитие цепь не количественных, а качественных изменений.

- Закон неравномерности детского развития, т.е. каждая психологическая функция развивается в «своё» время.

- Закон развития ВПФ. ВПФ сначала форма коллективного поведения, а затем - внутренняя функция ребёнка. Признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются в результате овладения социальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие ВПФ – усвоение заданных образцов(происходит ряд стадий).

Специфика детского развития – подчинение действию не биологических, а общественно – исторических законов. Т.к. развитие ребёнка – присвоение исторически выработанных форм и способов деятельности.

Движущая сила психологического развития – обучение.

Развитие – процесс формирования личности, протекает как процесс возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.

Обучение – процесс, способствующий развитию исторических особенностей человека. Оно создаёт зону ближайшего развития. (ЗБР)

ЗБР – это расстояние между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

ЗБР определяет функции, не созревшие ещё, но находящие в процессе созревания. Уровень актуального развития – итог развития, а ЗБР – возможное развитие.

Понятие ЗБР имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами.

Законы психического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени. Свой ритм, который не совпадает с ритмом во времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни.

2. Закон метаморфозы

3. Закон неравномерности детского развития.

4. Закон развития высших психических функций.

Движущая сила псих-го развития - обучение (внутренне необходимый и всеобщий момент в проц развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека) Обучение не тождестве развитию.

ЗБР - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. - Область несозревших созревающих процессов.

 

В концепции культурно-историч-го развития психики Л. С. Выготского заложен ряд идей, которые стали исходными для построения новых оригинальных концепций. Мы имеем в виду прежде всего идею ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка: на основе этой идеи А. Н. Леонтьев создано самостоятельное направление — теория деятельности, в рамках которой в настоящее время ведется широкий круг исследований. Получило развитие и положение о том. что высшие психические функции являются результатом интериоризации первоначально практических человеческих форм деятельности, —теория поэтапного формирования психических процессов (П. Я. Гальперин и его школа) Мысль о том. что подлинное обучение должно вести за собой развитие, позволила понять процесс учения как особую по структуре и содержанию деят-ть. специально организованную и управляемую (В Давыдов с сотрудниками). Содержательно разработана идея о связи процессов формирования выс психических функций и новых физиологич-х структур (А. Р. Лурия и его ученики). Делаются в настоя время и попытки раскрыть и уточнить введенное Л. С. Выготским понятие «единицы» как нepaзлoжимой «клетки» психического, конкретизируется и развивается понятие смысла и в психологии, и в, смежных дисциплин: психолингвистике, психиатрии, патопсихологии и т. д. (А. Г Асмо.лов, Б Зейгарник, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев и другие).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.