Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство как инструмент руководства менеджера.






Проблема лидерства занимает центральное место в курсе “Организационное поведение”. Эта проблема неотделима от понимания сущности современных тактических приемов власти и зависимости людей в организации.

Лидерство рассматривается в первую очередь как способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидер может быть формальным (например, назначенным для осуществления руководства конкретным участником работы, подразделением) или неформальным (человек, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей). Влияние неформального лидера на результаты работы организации нередко может быть более значимым, чем влияние формального, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Мы рассмотрим четыре подхода к проблеме лидерства:

1. Теория личностных качеств лидера. Наиболее ранние теории были сконцентрированы на том, какие личностные качества отличают лидера от того кто им не является. Наиболее общими являются: честолюбие, энергичность, желание вести за собой людей, честность прямота, уверенность в себе, наличие способностей и знаний. Отличия лидера (современные подходы): эмоциональная культура, гибкость, умение чувствовать ситуацию. Теории личностных качеств имели практическое применение в работе с персоналом. При этом главный вывод: если для того, чтобы успешно вести за собой людей лидер должен обладать определенными качествами, то следует посредством метода отбора найти такого человека, который успешно справился бы с выполнением этой роли.

2. Поведенческие теории лидерства. Эти теории способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам управления. Несмотря на многообразие этих теории, все они сведены к тому, что определяют поведение лидера на основе двух основных характеристик: поведение, ориентированное на создание удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитие; поведение, ориентированное исключительно на выполнение производственных задач любой ценой. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми. Интерес к этим теория возникший в 40-50-е гг., стал снижаться в 60-х гг., так как эти теории не учитывали целого ряда других важных факторов.

3. Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе. Следует упомянуть работы Ф. Фидлера, он предположил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: 1) насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных; 2) какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение. Фидлер пришел к выводу, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то один, то другой стиль управления (в зависимости от ситуации). Он определил три группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя:

  • взаимоотношения руководителя с подчиненным
  • характер регламентации труда
  • возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.

В соответствии с эти было предложено два основных направления: a) приспособить лидера к ситуации (обучение, переобучение, стимулирование); б) изменить ситуацию (наделение руководителя новыми полномочиями). При этом было выделено четыре основных стиля управления:

  • стиль, основанный главным образом на директивах и указаниях
  • стиль, сочетающий директивные методы с различными формами участия подчиненных в принятии решения
  • стиль, основанный преимущественно на демократических методах управления
  • делегирование полномочий





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.