Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции менеджмента.






Менеджмент - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения определенных целей. Важнейшие функции управленческого труда следующие:

1) планирование - представляет собой постановку целей и разработку путей их достижения, план-ние – способ, с помощью которого рук-во обеспечивает единое направление усилий всех членов орг-ции к достижению её общих целей. План-ние должно осущ-ся непрерывно, т.к. сущ-ет пост.неопределенность будущего.

2) организация - функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда. В том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий. Организации -обеспечение выполнения решения с организационной стороны, создание таких условий в управленческих отношениях, что бы обеспечить наиболее эффективные связи между элементами для достижения целей орг-ции.

3) мотиваци я - стимулирование - это побуждение работников к эффективному достижению целей. Исп-ся категории: потребности – интересы – мотивы.

4) контроль - проверка полученных результатов. Система наблюдения и проверки соот-вия процесса функц-ния управляемой сис-мы и выработки опр.действий.

Технология контроля:

1. Выбор концепции контроля

2. Цели контроля

3. Нормы (правовые, этические…)

4. Методы контроля

5. Область.

27. Организация: понятие, виды, цели, миссия

Орг-ция – группа людей, деятельность которых координирована для достижения общей цели или целей. Орг-ция – открытая система, связанная с внеш. средой. Задача менеджмента постоянно отслеживать состояние внеш. среды, подстраиваться к ней, изменить ее в свою пользу.

Основные св-ва орг-ции:

1. Реальность (наличие ресурсов.);

2. Открытость;

3. Целостность;

4. Способность к изменению (структ-му);

5. Способность к развитию;

6. Орг-ность (исключение лишних затрат);

7. Устойчивость (способность сохранять эф-сть при изменении окр. среды.).

Виды: Орг-ции бывают формальные и неформальные. Под форм-ными орг-циями понимаются -

(см. опр-ие орг-ции.). Неформ-ные – спонтанно возникшие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Неформ-ные орг-ции существуют во всех форм-ных, за исключением, самых маленьких. У них нет рук-ля!

Цели. По определению орг-ция – это группа людей с осознанными общ. целями. Орг-цию можно рассматривать, как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить количественно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели – конечные состояния или желаемый рез-т, которого стремиться добиться группа, работая вместе. В ходе процесса план-ия орг-ция разрабатывает цели и сообщает их членам орг-ции. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, т.к. дает возможность членам орг-ции знать к чему они должны стремиться. У орг-ции м.б. разнообразные цели, особенно это касается орг-ций разл. типов. Например, орг-ции, которые занимаются бизнесом сосредоточены на создании опр-ых товаров или услуг в рамках специф-их ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Это их задача огранена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Некоммер-ие орг-ции также имеют разнообраз-ые цели, но вероятно, будут больше внимания уделять соц. ответ-сти.

Миссия (осн. общая цель орг-ции) – четко выраженная причина ее существования. Формулировка миссии компании д. содержать следующее:

1. Задача фирмы с точки зрения. ее осн. услуг или изделий, ее осн. рынков осн. технологий. Др. словами, чем занимается фирма.

2. Внеш. среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура орг-ции. Какого типа климат сущ-ет внутри фирмы, какого типа людей привлекает этот климат.

28.

Организационная структура – упорядоченная совокупность устойчивых

взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование и

развитие организации как единого целого.

Элементы структуры управления – работники (руководители, специалисты,

служащие, а также подразделения, в которых занято определенное число

работников, выполняющих свои функциональные обязанности).

Уровень управления – совокупность структурных единиц (элементов),

находящихся на одной ступени организационной иерархии.

Выделение этих структурных единиц производится в соответствии с общими и

конкретными формами управления.

Между структурными единицами существуют связи горизонтальные и

вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования – это связи координации

и кооперации. Вертикальные связи организовывают отношения подчинения. В

рамках вертикальных выделяют линейные и функциональные отношения.

Линейные отношения характеризуются подчинением по всем функциям

управления. Функциональные – подчинение по определенной функции

управления.

На организационную структуру влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда;

-организационная культура;

-стратегия;

-персонал.

 

Множество структур управления.

Бюрократические структуры. Характеристика.

1. Высокая степень разделения управленческого труда

2. Развитая иерархия управления, при которой каждый нижестоящий уровень

контролируется и подчиняется вышестоящему.

3. Система формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение

обязанностей и норм поведения.

Бюрократические структуры:

1. Самая простая – линейная структура управления. Суть её в том, что она

образуется в результате построения аппарата управления только из

взаимоподчиненных подразделений в виде иерархической структуры. Каждый

работник в такой структуре управлении подчинен и подотчетен только одному

руководителю.

Достоинства:

1) Такая структура создает условия для реализации принципа единоначалия и

единства распорядительства.

2) Создаются условия для согласованности действий исполнителей в

соответствии с главными целями организации.

3) Четкое разграничение функций и ответственности.

4) Обеспечивает предельность границ контроля.

Недостатки:

1) Низкая оперативность управления, т.к. информация проходит очень длинный

путь.

2) Низкая эффективность управления – чтобы согласовать действия работников

низшего уровня требуется вмешательство руководителя верхнего уровня.

3) Завышенные требования к знаниям руководителя верхнего уровня.

2. Функциональная структура управления. Ее суть в том, что специализация

аппарата управления, формирование подразделений осуществляется в

соответствии с функциями управления.

Достоинства:

1) Повышается оперативность управления.

2) Увеличивается эффективность управления (ввиду появления компетентных

функциональных руководителей).

Недостатки:

1) Частный функциональный подход к решению проблемы.

2) Возможно дублирование функций.

3. Линейно-штабная структура управления. Суть: в основе ее лежит линейная

структура управления, но при верхних уровнях линейного руководства

создаются штабные подразделения, которые готовят решения для линейных

руководителей, но сами решения не принимают.

Достоинства:

1) Повышается качество решений, принятых линейным руководителем.

2) Сохраняются все преимущества линейной структуры управления.

Недостатки:

1) С увеличением числа проблем разрастаются штабные подразделения и

увеличивается нагрузка на линейного руководителя.

4. Линейно-функциональная структура управления. Суть: она строится по

шахтному принципу, когда на каждую функцию управления формируется система

от верхнего уровня до нижнего.

Достоинства:

1) Устраняются недостатки линейной, функциональной и линейно-штабной

структур и сохраняются их достоинства.

Бюрократические структуры хороши тогда, когда существует определенность и

стабильность. При динамичных быстро меняющихся условиях бюрократические

структуры оказываются неэффективны, т.к. слабо приспосабливаются к

внешней среде.

5. Дивизиональная структура управления. Переходная от бюрократических к

адаптивным структурам управления.

Суть: при использовании организация делится на элементы и блоки (по

видам продукции, по географическим рынкам и т.д.).

Недостатки:

1) Интересы головной компании и отделений часто входят в противоречие.

 

Адаптивные структуры управления.

Адаптивные (адхократические) структуры управления. Основные виды:

1. Проектная структура управления. Суть: принципом построения является

концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное

изменение у организации (например переход на новую технологию).

Деятельность организации рассматривается как совокупность выполняемых

проектов, под которые выделяются ресурсы, которыми распоряжается

руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, которая после

выполнения проекта распадается, а элементы этой структуры передаются в

новый проект.

Достоинства:

1) Гибкость

2) Высокая компетентность

3) Уменьшается число работников

Недостатки:

1) Сложность управления

2) Распыление ресурсов по проектам

2. Матричная структура. Суть: каждый работник подчинен более, чем одному

руководителю. Такая структура легко адаптируется к внешней среде.

Достоинства:

1) Ориентация на проект

2) Увеличивается эффективность управления

3) Более гибкое использование персонала

4) Улучшенный контроль реализации проекта

5) Сохраняются достоинства проектного и функционального методов

Недостатки:

1) Подчинение нескольким руководителям

2) Постоянный контроль за распределением ресурсов между проектами






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.