Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навыки и формы научения у животных.






Есть инстинкты, с которыми животные рождаются, — рефлекс поиска соска матери, сосание, глотание, некоторые звуки. Это гото­вые врожденные программы, которые осуществляются уже, как у взрослого животного, без всякого научения, наработки. А есть и дру­гая ситуация, когда эти жесткие инстинктивные программы требуют доработки, тренировки, периода становления, формирования сразу после рождения, требуют научения. Научение может быть облигат-ным и факультативным.

При облигатном научении жесткая врожденная программа как бы достраивается, приспосабливается к условиям окружающей среды. Это тоже обеспечивает пластичность поведения, пластичность ин­стинкта. Доработка инстинктивного поведения идет также по гене­тической программе и обязательна для организма. Она формирует поведение, жизненно необходимое организму. Эта достройка ин­стинктивной реакции и есть облигатное научение. Например полет птиц, осуществляется не сразу: сначала птенец может только двигать крыльями — генетически врожденные действия, затем наступает пе-j риод, когда после тренировки птенец взлетает.

Гораздо большую пластичность обеспечивает сугубо индивидуаль­ное, факультативное научение — собственный жизненный опыт, харак­терный для условий среды, в которой обитает особь. Этот опыт у каж­дого животного свой. Например: домашние животные, которые имеют формы поведения, отличные от особей данного вида обитающих в условиях дикой природы. Это индивидуальная адаптация животного к окружающей среде. А.Н. Северцев приводит ряд ярких случаев инди­видуального научения у диких животных. Так, соколы, обнаруживая в засаде у своего гнезда охотника, научались сбрасывать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу. Описаны случаи передачи нового,; «изобретенного» каким-нибудь животным способа поведения другим особям популяции, а затем и последующим поколениям путем подражания. Это явление получило название поведенческой традиции.

Инстинктивный акт делится на две фазы: поисковую (подготовив тельную) и завершающую (исполнительскую).

1-я фаза — поисковая или подготовительная. Животное отыскивает ключевые раздражители, запускающие биологически целесооб­разные действия (инстинктивные). Эта фаза характеризуется еще и тем, что в ней осуществляется не только поиск ключевых раздражи­телей, но и биологически значимых раздражителей. Эта фаза наиболее пластична, так как в ней присутствуют как инстинктивные, так и \ приобретенные формы поведения, собственный жизненный опыт (на­выки). Любой поведенческий акт начинается с того, что внутренняя потребность животного запускает поиск ключевых стимулов или пусковой ситуации, которые автоматически включают осуществление ин­стинктивного действия и тем самым приводят к завершающей фазе.

2-я фаза — завершающая или исполнительская — осуществление самого инстинктивного действия (в пищевом инстинкте — это акт поедания пищи). 2-я фаза отличается строгой последовательностью, стереотипностью движений, которые генетически фиксированы нервными структурами.

Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.

В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного. Их образование становится возможным благодаря лабильности нервной системы животных, ее способности образовывать самые разнообразные связи при опоре не только на врожденные безусловные рефлексы, но и на уже образовавшиеся другие условные рефлексы.

Навыки формируются путем длительного упражнения, состоящего из ряда повторных выполнении определенных действий. В процессе такого упражнения образуются новые временные связи, которые постепенно дифференцируются и уточняются. Благодаря навыкам поведение животного становится гибким и лучше приспособленным к меняющимся условиям среды.

Высокого развития навыки достигают у животных, наделенных большими полушариями головного мозга. У этих животных навыки становятся более сложными и разнообразными, что связано с дальнейшим совершенствованием отражательной функции нервной системы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.