Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность применения штрафных санкций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды






Административный штраф является денежным взысканием и выража­ется в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на момент окончания или пресече­ния административного правонарушения.

Как показывает практика, в современных условиях штрафные санкции, особенно при условии их применения к физическим лицам, являются, с од­ной стороны, весьма существенной и достаточно жесткой мерой наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды, с другой — свое­образным гарантом предотвращения повторения подобного правонаруше­ния данным гражданином в будущем. В зависимости от вида правонарушения к гражданам могут применяться штрафные санкции в размерах от 1 до 25 МРОТ.

В случае же с юридическими лицами ситуация применения штрафных санкций выглядит диаметрально противоположно. Учитывая достаточно не­большую величину МРОТ (в частности, в Краснодарском крае при начисле­нии административного штрафа он составляет 100 руб.), предприятиям и организациям выгоднее периодически оплачивать незначительные по сум­мам штрафы, чем тратить значительные денежные средства на модерниза­цию существующего оборудования, внедрение новых экологичных техноло­гий. В зависимости от вида правонарушения и причиненного вреда к юриди­ческим лицам применяются штрафные санкции в размерах в среднем от 50 до 500 МРОТ. На протяжении нескольких последних лет в управленческих, научных кругах, а также представителями экологической общественности широко обсуждаются вопросы, касающиеся необходимости повышения раз­меров штрафных санкций с целью побуждения руководителей предприятий и организаций экологизировать свое производство.

Существенные изменения в КоАП РФ вносит Федеральный закон от 09.05. 2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федера­ции об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

В частности, данным законом выделяется новая категория правонару­шителей в области охраны окружающей среды — лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Если раньше дан­ная категория рассматривалась в административном производстве равнознач­ной должностным лицам, то теперь наложение административного штрафа определено конкретно для ПБОЮЛ, хотя размеры штрафных санкций остались прежними (как и для должностных лиц). Так, наложение администра­тивного штрафа на ПБОЮЛ предусматривается следующими статьями гла­вы 8 КоАП РФ:

Статья 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потреб­ления или иными опасными веществами». Статья 8.3 «Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимиката-

ми». Статья 8.6 «Порча земель».

Статья 8.12 «Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зо­нах и прибрежных полосах водных объектов».

Статья 8.13«Нарушение правил охраны водных объектов». Статья 8.14 «Нарушение правил водопользования». Статья 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха». Статья 8.31 «Нарушение требований к охране лесов». Статья 8.38 «Нарушение правил охраны рыбных запасов».

Также в КоАП РФ внесено существенное дополнение в части установле­ния порядка и сроков административного приостановления деятельности юри­дических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Административное приостановление деятельности заключается во вре­менном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производствен­ных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или соору­жений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания ус­луг. Административное приостановление деятельности применяется в слу­чае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоо­тии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объек­тами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, при­чинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспе­чить достижение цели административного наказания. Административное при­остановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, или юридического лица до­срочно прекращает исполнение административного наказания в виде адми­нистративного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения дан­ного административного наказания.

Таким образом, внесенные изменения, хотя и не увеличили размеров штрафных санкций, но позволили расширить перечень административных взысканий, применяемых к юридическим лицам и ПБОЮЛ при соверше­нии ими правонарушений в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 09.05. 2005 № 45-ФЗ вступает в действие по исте­чении 90 дней после дня его официального опубликования, что позволит привести в соответствие с ним нормативно-правовые акты субъектов РФ, в частности Закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об админис­тративных правонарушениях».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.