Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия государственных органов Российской Федерации в области контроля и надзора за состоянием природных ресурсов и охраной окружающей среды






После реорганизации 2004 г. в области контроля и надзора за состояни­ем природных ресурсов и охраной окружающей среды в структуре исполни­тельных органов государственной власти РФ сегодня действуют:

1) Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР Рос­сии),

2) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом­ному надзору (Ростехнадзор).

Министерство природных ресурсов РФ, действуя на основании Поло­жения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370, является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизвод­ства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эк­сплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйствен­ных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехничес­ких сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооруже­ний), использование объектов животного мира и среды их обитания (за ис­ключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), осо­бо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружаю­щей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществля­ет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении четы­рех служб:

— Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,

— Федерального агентства по недропользованию,

— Федерального агентства лесного хозяйства,

— Федерального агентства водных ресурсов.

Наделенное ранее самыми широкими полномочиями Министерство при­родных ресурсов РФ с июля 2004 г. года осуществляет следующие функции:

вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, норма­тивных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ведения Министер­ства;

— на основании и во исполнение Конституции РФ, и действующего при­родоохранного законодательства самостоятельно принимает следую­щие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

1) порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предостав­ленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не свя­занных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;

2) порядок постановки запасов полезных ископаемых на государствен­ный баланс и их списания с государственного баланса;

3) порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;

4) классификацию запасов и прогнозных ресурсов полезных ископае­мых по видам полезных ископаемых;

5) методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторож­дений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ис­копаемых;

6) порядок и условия использования геологической информации о не­драх, являющейся государственной собственностью;

7) форму бланка лицензии на пользование недрами;

8) региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к об­щераспространенным;

9) порядок и методика проведения лесоустройства на территории лесов, не входящих в лесной фонд;

10) порядок утверждения лесоустроительных проектов и других докумен­тов лесоустройства, расчетных лесосек;

11) перечень показателей государственного учета лесного фонда, а также формы соответствующих документов;

12) критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам, а так­же перечень особо защитных участков лесов;

13) перечень показателей государственного лесного кадастра;

14) методики экономической оценки лесов;

15) региональные правила рубок (наставления);

16) санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лес­ного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, от вредителей и болезней леса;

17) перечень видов побочного лесопользования;

18) перечень противопожарных мероприятий, осуществляемых лесополь­зователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;

19) нормы средств пожаротушения в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий;

20) положение об авиационной охране лесного фонда и лесов,, не входя­щих в лесной фонд;

21) перечень должностных лиц государственной лесной охраны РФ;

22) порядок осуществления мониторинга лесов;

23) порядок организации и проведения лесных конкурсов и аукционов;

24) формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их уче­та, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю;

25) размер минимальной площади лесов, не входящих в лесной фонд, при котором необходимо проведение лесоустройства;

26) требования к использованию и охране водохранилищ, каскадов или системы водохранилищ;

27) перечень видов специального водопользования;

28) перечень должностных лиц, осуществляющих государственный над­зор за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключени­ем судоходных гидротехнических сооружений и гидротехнических со­оружений на объектах промышленности и энергетики);

29) форму декларации безопасности гидротехнических сооружений;

30) порадок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

31) формы бланков лицензий на водопользование и распорадительных лицензий;

32) порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;

33) порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древе­сины;

34) нормативно-методические документы по проектированию водоохран­ных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и по веде­нию государственного мониторинга водных объектов;

35) правила ведения государственного кадастра особо охраняемых при­родных территорий, формы учетной документации по особо охраняе­мым природным территориям и методические указания по их запол­нению, а также порядок публикации кадастровых сведений;

36) порядок регулирования численности объектов животного мира (за ис­ключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охо­ты);

37) форму долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира;

38) Положения о государственных природных заповедниках, нацио­нальных парках, государственных природных заказниках федераль­ного значения, биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников;

39) нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникаль­ную экологическую систему озера Байкал, а также методы их опреде­ления;

40) таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде;

41) иные нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфе­ре деятельности Министерства и подведомственных ему федераль­ной службы и федеральных агентств:

— проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государ­ственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, вы­полнение работ и оказание услуг для нужд министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

— обобщает практику применения законодательства РФ и проводит ана­лиз реализации государственной политики в установленной сфере де­ятельности;

— осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министер­ства и реализацию возложенных на министерство функций;

— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рас­смотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный за­конодательством РФ срок;

— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, состав­ляющих государственную тайну;

— обеспечивает мобилизационную подготовку министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизацион­ной подготовке;

— организует профессиональную подготовку работников министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

— взаимодействует в установленном порядке с органами государствен­ной власти иностранных государств и международными организаци­ями в установленной сфере деятельности;

— осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по ком­плектованию, хранению, учету и использованию архивных докумен­тов, образовавшихся в процессе деятельности министерства;

— осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельнос­ти, предусмотренные федеральными законами, нормативными пра­вовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Министерство природных ресурсов РФ не вправе осуществлять функ­ции по контролю и надзору (за исключением сферы природопользования), а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случа­ев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Прави­тельства РФ.

Для координации и контроля деятельности органов Федеральной служ­бы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по не­дропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства водных ресурсов могут быть образованы в установленном поряд­ке территориальные Органы министерства.

Ряд функций, ранее осуществлявшихся МПР России, выполняет теперь Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Положение о которой утверждено Постановлени­ем Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и над­зору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связан­ных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятель­ности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилиза­ции ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назна­чения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хра­нения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в ука­занной сфере.

Ростехнадзор является:

— органом государственного регулирования безопасности при исполь­зовании атомной энергии;

— специально уполномоченным органом в области промышленной бе­зопасности;

— органом государственного горного надзора;

— специально уполномоченным государственным органом в области эко­логической экспертизы в установленной сфере деятельности;

— органом государственного энергетического надзора;

— специально уполномоченным органом в области охраны атмосфер­ного воздуха.

Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественны­ми объединениями и иными организациями и наделена следующими пол­номочиями:

1. Вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, норматив­ных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие доку­менты по вопросам, относящимся к сфере ведения службы,

2. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных консти­туционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Пра­вительства РФ самостоятельно принимать следующие нормативные пра­вовые акты в установленной сфере деятельности (ограничимся переч­нем вопросов технологического и экологического надзора):

— требования к регистрации объектов в государственном реестре опас­ных производственных объектов и к ведению этого реестра;

— порядок оформления декларации промышленной безопасности опас­ных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведе­ний;

— порядок проведения технического расследования причин аварий, ин­цидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

— порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы;

— требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду;

— перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны опреде­ляться технические нормативы выбросов;

— порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязня­ющих) веществ;

— расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

— методические указания по разработке проектов нормативов образова­ния отходов;

— правила инвентаризации объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами;

— иные нормативные правовые акты по другим вопросам в установлен­ной сфере деятельности,

3. На основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель­ства РФ осуществлять следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности: 3.1. Осуществляет контроль и надзор:

— за физической защитой ядерных установок, радиационных источни­ков, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

— за соблюдением требований промышленной безопасности при проек­тировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, налад­ке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

— за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законо­дательства РФ, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью предупреждения и уст­ранения их вредного влияния на население, окружающую среду, зда­ния и сооружения;

— за соблюдением в пределах своей компетенции требований законода­тельства РФ в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);

— за соблюдением в пределах своей компетенции требований законода­тельства РФ в области охраны атмосферного воздуха;

— за соблюдением в пределах своей компетенции требований законода­тельства РФ в области обращения с отходами.

3.2. Осуществляет лицензирование деятельности:

— по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуата­ции ядерных установок, радиационных источников и пунктов хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радио­активных отходов;

— по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, перера­ботке, транспортировании и захоронении;

— по проведению экспертизы проектной, конструкторской и технологи­ческой документации, а также документов, обосновывающих обеспе­чение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, ра­диационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и ра­диоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятель­ности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными ве­ществами и радиоактивными отходами;

— по проведению экспертизы промышленной безопасности;

— по переработке, хранению и транспортировке по магистральным тру­бопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

— по обращению с опасными отходами.

3.3. Выдает разрешения:

— на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

— на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

— на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ;

— устанавливает лимиты на размещение отходов;

— регистрирует опасные производственные объекты и ведет государ­ственный реестр таких объектов;

— ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воз­действие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосфер­ный воздух;

— ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в об­ласти обращения с отходами, а также проводит работу по паспортиза­ции опасных отходов;

— проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физи­ческими лицами требований законодательства РФ, нормативных пра­вовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

3.4. Согласовывает:

— условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.

3.5. Организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу:

— проектов правовых актов, международных договоров Российской Фе­дерации, реализация которых может привести к негативным воздей­ствиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструк­тивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окру­жающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере приро­допользования), утверждаемых органами государственной власти РФ;

— подлежащих утверждению органами государственной власти РФ ма­териалов, предшествующих разработке прогнозов развития и разме­щения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

• проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономи­ческих, научно-технических и иных программ, при реализации которых мо­жет быть оказано воздействие на окружающую среду;

• проектов схем развития отраслей народного хозяйства РФ;

• проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

— технико-экономических обоснований и проектов строительства, ре­конструкции, расширения, технического перевооружения, консерва­ции и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной дея­тельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на окру­жающую среду сопредельных государств;

— материалов по созданию организаций горно-добывающей и перераба­тывающей промышленности, предусматривающих использование при­родных ресурсов;

— материалов, обосновывающих безопасность лицензируемой деятель­ности, способной оказывать техногенное воздействие на окружающую среду;

— проектов технической документации на новые технологии и технику;

— иных видов документации, касающейся хозяйственной и другой дея­тельности, которая способна оказывать прямое или косвенное нега­тивное воздействие на окружающую среду (за исключением экспер­тизы объектов в сфере природопользования).

3.6. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государ­ственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для нужд службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; 4. Обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.