Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние окружающей среды и автотранспортного комплекса в России






В среднем на долю автомобильного транспорта приходится около 40 % выбросов вредных веществ в атмосферу, а в крупных городах эта цифра достигает 60-80 %. Основные загрязнители окружающей среды от автотран­спорта: компоненты отработанных газов ДВС, взвешенные вещества, неф­тепродукты, продукты истирания шин и тормозных колодок, компоненты противогололедных средств (натрий и хлор), тяжелые металлы, шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнения. Автотранспортный комп­лекс воздействует на все составляющие биосферы: атмосферу, водный бас­сейн, почву, растения, животные, человека.

Для России проблема загрязнения окружающей среды усугубляется пло­хим техническим состоянием дорог и автотранспортных средств. Так, при­мерно две трети дорог имеют гравийное или щебеночное покрытие, а доля современных автомагистралей составляет всего 3-4 %, при этом их техни­ческое состояние не соответствует мировому уровню.

Транспортный комплекс Российской Федерации (автомобильный, морс­кой, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды, а также стационарные объекты их обслуживания) является одним из круп­нейших загрязнителей атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и грунтов, биоты. К тому же он имеет постоянную тенденцию к увеличению объемов и степени загрязнения. Так, в 1998 г. выбросы загряз­няющих веществ транспортным комплексом по сравнению с 1997 г. увели­чились на 1, 4 % и составили 13, 687 млн т. (табл. 5.16).

Автомобильный транспорт сохраняет доминирующую роль в загрязне­нии атмосферы, и его доля в транспортных выбросах вредных веществ в 1998 г. выросла до 91 % (рис. 5.10). Это объясняется тем, что за истекший год в России автомобильный парк увеличился на 5, 2 % и составил 23, 7 млн ед.

Таблица 5.16

Выбросы вредных веществ различными видами транспорта

 

 

 

Вид перевозок Вид транспорта Удельный выброс загрязняющих веществ на единицу транспортной работы, г/пассаж, км, г/т км Процент транс­портной работы в данном виде перевозок
Оксид углерода Оксиды азота Непредельные углеводороды
Пассажирские Автотранспорт Железнодорожный Воздушный 9, 0 0, 11 1, 40 0, 66 0, 25 0, 89 0, 64 0, 025 0, 33 39 46 15
Грузовые Автотранспорт Железнодорожный Воздушный Морской 19, 9 0, 08 0, 19 0, 047 5, 3 0, 26 0, 49 0, 12 2, 9 0, 023 0, 13 0, 033 68 5

—транспортный комплекс ~ш~ автомобильный транспорт;

Рис. 5.10 Изменение выбросов загрязняющих веществ транспортным комплексом в целом, и автомобильным транспортом в частности

подвижного состава: в том числе 18, 8 млн легковых автомобилей, 4, 26 млн грузовых автомобилей и 627 тыс. автобусов. С 1950 по 1980 г. количество автомобилей увеличилось в 5, 4 раза, а всего за последние 50 лет — более чем в 12 раз и превысило число 630 мн. Ежегодно производится 40 млн автомобилей. В таких развитых странах, как Канада, Германия, Италия, Япония, Франция, Великобритания, на 1 000 жителей приходится 500-700 автомобилей, в США — 800 автомобилей, в России — 150.

Сейчас на долю автомобильного транспорта в России приходится около половины всех грузоперевозок. При этом в общем грузообороте газотоплив­ные автомобили составляют около 7 %, автоприцепы— около 19 %, а ос­тальные транспортные средства — бензиновые и дизельнотопливные, на долю которых приходится ~ 30 %.

В целом по России выбросы загрязняющих веществ от автотранспорт­ных средств за год (с 1997 по 1998 г.) увеличились на 4, 2 % и составили 11, 824 млн т. Принципиально важно заметить, что экологическая опасность автомобильного транспорта по-прежнему оценивается не в полной мере, так как с его выбросами в атмосферный воздух поступают не только оксиды углерода, углеводорода и оксиды азота (по которым государственными служ­бами осуществляется инструментальный контроль), но и другие вещества, оказывающие на здоровье населения канцерогенное и высокотоксичиое воз­действие — бензол, формальдегид, бенз(а)пирен, ацетальдегид, толуол, кси­лолы, свинец и др. Достаточно отметить, что в 1998 г. в целом по России от автотранспорта в атмосферный воздух было выброшено 27 тыс. т бензола, 17, 5 тыс. т формальдегида, 1, 5 тыс. т бенз(а)пирена, 3, 1 тыс. т соединений свинца и десятки тысяч тонн других вредных веществ.

Кроме этого в условиях акустического дискомфорта, вызванного шумо­вой нагрузкой от транспортных потоков, проживает около 30 млн чел., из них 10-15 млн чел., проживающих на магистральных территориях, подвер­жены повышенному риску ухудшения здоровья.

Среди антропогенных источников загрязнения на урбанизированы» тер­риториях транспорт в городах России стал занимать второе место после про­мышленности, поскольку поставляет в природную среду огромные массы пыли, сажи, отработавших газов, масел, тяжелых металлов и сотен других веществ, значительная часть которых относится к токсикантам. Кроме того, существенное воздействие на экосистемы оказывают такие физические фак­торы, как шум, вибрации, электромагнитные поля и др., не всегда доступ­ные прямому восприятию и поэтому часто игнорируемые во многих практи­ческих экологических исследованиях.

Количество загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей за­висит от его грузоподъемности, срока эксплуатации и режимных характери­стик, регулировки и степени нагретости машины и двигателя. В табл. 5.17 и 5.18 приводятся значения выбросов основных вредных веществ при работе двигателя на холостом ходу и в режиме постоянной скорости [41].

Из-за низкого технического уровня значительная часть отечественных автомобилей, находящихся в эксплуатации, не соответствует требованиям государственных стандартов. В 1997 г. в более чем в 1 450 городах и район­ных центрах было установлено, что практически во всех субъектах Российс-

Таблица 5.17

Выбросы вредных веществ при движении автомобилей на холостом

ходу, г/км пробега

Автомобиль Оксид угле- Непредельные Оксиды Твердые
(двигатель) рода углеводороды азота частицы
ВАЗ-1111 (бензиновый) 13, 9 10, 8 9, 1 _
ВАЗ-21081 (бензиновый) 64, 4 14, 5 2, 2 -
ЗИЛ-130 (бензиновый) 332, 0 38, 0 1, 8 -
ЗИЛ-645 (дизельный) 57, 0 9, 6 23, 4 2, 8
КАМАЗ-7408 (дизельный) 127, 0 57, 0 38, 0 1, 4

Таблица 5.18

Выбросы вредных веществ при движении автомобилей с постоянной скоростью, г/км пробега

Автомобиль ВАЗ-1Ш ГАЗ-5312 КАМАЗ-5320
Скорость, км/ч            
Диоксид углерода            
Оксид углерода 7, 1 23, 0 29, 0 68, 0 7, 15 3, 7
Оксиды азота 1, 4 31, 0 0, 8 21, 0 7, 0 12, 0
Диоксид серы 0, 13 0, 12 0, 51 0, 51 2, 1 2, 0
Непред, углеводороды 1, 4 1, 0 4, 9 4, 0 2, 3 2, 0
Твердые частицы - - - - 0, 28 0, 41

кой Федерации доля автомобилей, эксплуатируемых с превышением дей­ствующих нормативов по токсичности и дымности, в среднем составляет 20-25 %, а в отдельных регионах 40 %.

Выбросы токсичных веществ от автотранспорта в атмосферу только в России составляют 29-39 млн т в год. Причем выбросы мотоциклов и легко­вых автомобилей составляют 50 % от общей суммы выбросов, автобусы — 16 %, остальное приходится на грузовой вид автомобильного транспорта (табл. 5.19) [41]. Для сравнения: в США выбросы токсичных веществ от автотранспорта составляют более 46 млн т в год.

Таблица 5.19

Выбросы токсикантов легковыми и грузовыми автотранспортными средствами, г/км пробега

 

Транспортное средство Токсикант
Оксид углерода Непредельные углеводороды Оксиды азота Сажа '
«Ява» (мотоцикл) «Жигули» (легк. а/м) «Волга» (легк. а/м) УА3451 (автобус) Икарус (автобус) КамАЗ (грузовой а/м) 8, 20 23, 90 25, 70 26, 10 2, 40 2.98 6, 70 1, 90. 1, 60 2, 00 0, 38 0, 49 0, 10 1, 35 1, 40 1, 00 2, 90 2, 70 0, 43 0, 52

Наибольшего уровня автомобилизации в настоящее время достигли Мос­ковская, Ленинградская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Воронежская, Челябинская, Иркутская и Кемеровская области, Краснодар­ский край, республики Башкорстан и Татарстан. В этих регионах сосредото­чено 48, 8 % всего парка автомобилей России, из них 13, 7 % — в Москве и Московской области.

Современный транспорт — особый источник воздействия на окружаю­щую среду потому, что он связан с дорогами, которые являются линейными инженерными сооружениями. Все автодороги разделяются:

а) по назначению: городские; промышленные; сельские;

б) по масштабности: общегосударственного значения; районного зна­чения; местного значения;

в) по типу покрытия: асфальтовые; гравийные; щебеночные; грунто­вые.

Таким образом, на экосистемы обычно воздействует тандем: автомо­бильный транспорт — автомобильная дорога.

Площадь территории России — 17075 тыс. км2. На июнь 1996 г. общая протяженность автомобильных дорог составляла 540 тыс. км, 2/3 из них — автодороги с твердым покрытием (табл. 5.20), а 12 % дорог общественного пользования имеют грунтовое покрытие. Из дорог, обладающих твердым покрытием, более 1/3 имеют недолговечное щебеночное или гравийное по­крытие. Удельная протяженность автодорог в России на 1 000 км2 террито­рии в 5-30 раз ниже, чем в других странах. По плотности путей сообщения (км/1000 км2) Россия втрое уступает Украине, в 5 раз Эстонии, в 6 раз Лат­вии, а развитым странам Европы — почти в 30 раз.

К тому же в России доля современных автомагистралей ничтожно мала (3-4 %), а их техническое состояние не соответствует мировому уровню,

9. Основы нриродопольз.: экологии.....

Таблица 5.20 Характеристика плотности сети автомобильных дорог

 

Область Протяженность сети дорог с твердым покрытием, км Площадь территории на 1 км дорог с твердым покрытием, км"
на01.01.90 на01.01.95 на 01.01.90 на01.01.95
Московская     3, 96 3, 07
Тверская     9, 11 6, 23
Смоленская     9, 38 5, 92
Тульская     5, 60 5, 22
Калужская     6, 88 6, 88
Рязанская     8, 19 6, 83
Владимирская     6, 59 5, 86
Ярославская     9, 65 6, 02
В среднем по региону     6, 98 5, 43

несмотря на то, что именно по ним осуществляется около 40 % всех перево­зок в стране. Такое состояние дорожных условий снижает среднюю ско­рость движения по дороге до 30 км/час, тогда как в Европе эта цифра состав­ляет 80 км/час, стоимость перевозок возрастает в 2, 5-3 раза, срок службы автопокрышек сокращается на 15-30 %, а производительность автотранс­порта падает более чем в 2 раза. При этом средняя дальность поездки на автомобиле в России в 2-3 раза больше, чем в других близких по площади странах, а средняя скорость движения в 2-3 раза ниже, чем в странах Запад­ной Европы.

При таком техническом состоянии дорожной сети удельный расход го­рючего на наших дорогах в 1, 5 раза больше, чем в зарубежных странах, что приводит при меньшем количестве автомобилей к большему негативному воздействию транспортного загрязнения на окружающую среду. Проблема усугубляется тем, что часть крупных автомагистралей проходит через насе­ленные пункты (табл. 5.21).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.