Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и учет природных ресурсов






Возрастающие потребности человека и общества ведут к усилению и разнообразию воздействия на биосферу, к ее серьезной деградации, исчер­панию ресурсов и возникновению ответных реакций, ставящих под вопрос как возможность развития человечества, так и сам факт его существования. Все это сделало актуальным системное изучение природных ресурсов, про­цессов -и противоречий, образующихся в результате их эксплуатации. По­скольку природные ресурсы чрезвычайно разнообразны, а их ценность и методы разработки — факторы экономические и технические, возникла не­обходимость формирования новой междисциплинарной науки, которая была бы посвящена различным аспектам природопользования и природным ре­сурсам и могла интефировать технические, естественные и общественные науки. Такое научное направление и сам термин «природопользование» были предложены в конце 50-х гг. XX в. профессором Ростовского государствен­ного университета Ю.Н. Куражковским.

Природопользование определено как совокупность процессов взаимо­отношения природы и человека. По мнению автора данного термина, зада­чи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществ­ления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользова­нием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.

Объектом научного природопользования служит комплекс взаимоотно­шений между природными ресурсами, естественными условиями жизни об­щества и его социально-экономическим развитием.

Предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

Природопользование включает:

— извлечение и переработку природных ресурсов;

— использование и охрану природных условий;

— сохранение экологического баланса биосферы, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития человека.

Основным направлением совершенствования природопользования на дан­ном уровне развития является экологизация. Это процесс внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повы­сить эффективность использования естественных ресурсов и условий наря­ду с сохранением качества природной среды. В более узком аспекте можно выделить экологизацию технологий — процесс внедрения мероприятий по предотвращению отрицательных воздействий производственных процессов на природную среду; экологизацию регионального развития — эколого-эко-номическую сбалансированность развития территорий или экологизацию эко­номики в целом, что включает широкий перечень вопросов.

Природные ресурсы — это элементы природы, часть всей совокупнос­ти природных условий и важнейшие компоненты природной среды, кото­рые используются при данном уровне развития производственных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного про­изводства. К природным ресурсам относятся: разнообразные природные ма­териалы, используемые в качестве промышленного сырья (древесина, вода, минералы и горные породы); источники энергии (гидроэнергия, горючие полезные ископаемые); предметы непосредственного потребления (питье­вая вода, растения, животные); средства труда (земля, вода для орошения); рекреационные ресурсы (места отдыха) и др. Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подверга­ются эксплуатации. Широкий спектр природных ресурсов, их разнообразие и различные аспекты использования привели к формированию различных классификаций.

Наиболее распространенной является природная классификация по ос­новным компонентам окружающей среды. В соответствии с ней все природ­ные ресурсы разделяются на:

— полезные ископаемые (минеральные ресурсы);

— водные ресурсы (с точки зрения водопотребления и водопользова­ния);

— земельные ресурсы (как необходимый элемент сельскохозяйственно­го производства и объект недвижимости);

— биологические (растительные и животные) ресурсы;

— климатические ресурсы;

— воздушные ресурсы;

— ресурсы энергии природных процессов (солнечная энергия, ветер, при­ливы — отливы, внутреннее тепло Земли и др.);

— интегральные ресурсы (например, рекреационные).

Экологическая классификация природных ресурсов основана на прин­ципах исчерпаемости и возобновимости. В соответствии с ней природные ресурсы разделяются на:

— неисчерпаемые, использование которых не приводит к видимому ис­тощению их запасов (солнечная энергия, энергия воды и ветра, зем­ное тепло);

— исчерпаемые невозобновимые, непрерывное использование которых может привести к уменьшению до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится невозможна или экономически нецелесооб­разна. При этом они не способны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с периодом потребления (минерально-сырьевые ресур­сы);

— исчерпаемые возобновимые, которым свойственна возможность вос­становления (флора, фауна, вода). В этой группе выделяются ресур­сы с крайне медленным возобновлением. Это леса и плодородные земли. Период восстановления лесов с точки зрения первоначального видового разнообразия и структуры составляет от 50-60 (широколи­ственные леса) до 80-100 лет (темнохвойные леса). Формирование 1 см плодородного слоя чернозема может занимать 300 лет.

Природные ресурсы классифицируются и с точки зрения хозяйственно­го использования. По техническим возможностям выделяют реальные (ис­пользование которых возможно при данном уровне развития науки и техни­ки) и потенциальные. Граница между ними постоянно смещается. По эко­номической и экологической целесообразности выделяют ресурсы замени­мые (например, в теплоэнергетическом комплексе: дрова — торф — уголь — нефтепродукты — газ) и незаменимые (с точки зрения дыхания — кисло­род). Кроме того, многими авторами разрабатываются классификации ре­сурсов промышленного производства (энергетические, неэнергетические), сельскохозяйственных ресурсов, ресурсов непроизводственной сферы и др.

Одним из важнейших аспектов природопользования, контроля состоя­ния и количества природных ресурсов является проблема их учета. Учет природных ресурсов основан на природной классификации и построен в форме кадастров. Необходимость ведения кадастров определена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».

Кадастрэто свод экономических, экологических, организационных, юридических и технических показателей, который характеризует количество, качество и местоположение природных ресурсов, а также состав и категории природопользователей. Кадастровые сведения лежат в основе ра­ционального природопользования, охраны биосферы и экономики природо­пользования. На их базе осуществляется денежная оценка природных ресур­сов, системы мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Ввиду разнообразия природных ресурсов единого кадастра не существует. Есть система отраслевых кадастров отдельных природных ресурсов, кото­рые ведутся государственными ведомствами, и комплексные территориаль­ные кадастры природных ресурсов.

Одним из наиболее широко и длительно используемых является земель­ный кадастр. В настоящее время человечество освоило более половины терри­тории суши. Около 4% поверхности Земли занято городами, промышленны­ми объектами и дорогами; 13 — пашнями и садами; 25 — пастбищами и лугами; 5%— искусственными лесонасаждениями. Государственным земельным кадастром все земли РФ целевым назначением разделяются на 7 категорий:

1. сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов (как городских, так и сельских);

3. земли промышленности, транспорта, связи, обороны иного назначения;

4. особо охраняемых территорий (природно-охранного назначения, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного);

5. лесного фонда;

6. водного фонда;

7. земли запаса.

Земли РФ находятся в ведении Федеральной службы земельного кадас­тра, которая выполняет следующие функции:

— разрабатывает предложения по управлению земельными ресурсами;

— ведет земельный кадастр и кадастр объектов недвижимости;

— определяет состав правоустанавливающих документов;

— осуществляет кадастровое деление России и присваивает кадастро­вые номера;

— осуществляет выдачу планов земельных участков;

— проводит инвентаризацию земель;

— участвует в подготовке материалов по определению границ субъектов Федерации и муниципальных образований;

— осуществляет земельно-строительную экспертизу инвестиционных проектов;

— ведет мониторинг земель;

— выявляет деградированные и загрязненные земли;

— ежегодно составляет государственный доклад по состоянию земель РФ. Определенные полномочия по государственному управлению землями

возложены на Министерство сельского хозяйства РФ.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ис­копаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых — один из наиболее важных и длительно ведущихся кадастров, значение которого возрастает с каждым годом. Ежегодно в мире добывают около 100 млрд м3 полезных ископаемых. Если общая масса переработанных горных пород до начала XX в. не превышала 50 млрд т, то сейчас она составляет 100 млрд т в год. Этот объем втрое больше, чем масса горных пород, транспортируе­мых по поверхности Земли за счет естественных процессов.

Главной характеристикой полезных ископаемых, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффек­тивность. Она зависит от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых запасов. Указанные факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минераль­ных ресурсов. Расчет оценки стоимости природных ресурсов связан с затра­тами на их освоение (воспроизводство) и эффектом от их эксплуатации (учет ренты). Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и баланс запасов ведутся Федеральным агентством по недропользованию, вхо­дящим в состав Министерства природных ресурсов (ранее Министерством геологии) РФ на основе информации, представленной территориальными геологическими предприятиями.

Государственный водный кадастр осуществляет учет и контроль ком­понентов гидросферы. Экологическая функция вод состоит в обеспечении естественных условий жизни на Земле. Экономическая функция вод выра­жается в том, что они являются важнейшим энергетическим и транспорт­ным ресурсом, обязательным фактором промышленного и сельскохозяй­ственного производства. По характеру использования вод все современные отрасли хозяйства делятся на водопотребителей и водопользователей.

Водопотребители — это отрасли, которые изымают воду из естествен­ных источников для потребления, выработки различной продукции, возвра­щая ее в другое место и в другом качестве (промышленность, сельское хо­зяйство, коммунальное хозяйство и др.).

Водопользователи — это отрасли, которые не изымают воду из есте­ственных условий, а используют как элемент ландшафта, среду или энер­гию потока (рыболовство, судоходство, гидроэнергетика и др.).

По масштабам изъятия воды 1-е место занимает сельское хозяйство —

60-70% (причем до 60% безвозвратно); 2-е место — промышленность и энер­гетика— 20-30%; 3-е место— коммунальное хозяйство— 10%. Ведущая роль сельского хозяйства как водопотребителя является не столько след­ствием географического положения и климата, сколько нерационального ис­пользование водных ресурсов. В бывшем СССР до 70% воды не доходило до сельхозугодий, а из той воды, что доходила, эффективно использовалось лишь 10-20%. Ярким примером нерационального использования водных ресурсов является бассейн усыхающего Аральского моря.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение вод­ного кадастра осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов Министерства природных ресурсов, с участием Государственной службы на­блюдения Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сре­ды (Росгидромет), а по подземным водным объектам — Федеральным агент­ством по недропользованию. Государственный водный кадастр представля­ет собой свод сведений о водных объектах, их ресурсах, водопользователях и состоянии. На основании материалов водного кадастра определяют целе­вое использование вод, производят паспортизацию водных объектов, изъя­тие из хозяйственного оборота, для наиболее ценных вводятся ограничи­тельные меры по водопользованию с целью охраны водоисточника.

Государственный лесной кадастр ведется Федеральным агентством лес­ного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ. Лесной кадастр со­держит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и катего­рии лесов, об их защищенности. Данные лесного кадастра используются для оценки экологической и экономической значимости лесов при выборе сырьевой базы для заготовки древесины, для проведения лесовосстанови-тельных работ, замены малопродуктивных лесных угодий высокопродук­тивными. Государственный учет лесного фонда проводится раз в 5 лет.

Реестр охотничьих животных ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства, которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства. На основании этого реестра проводится количественный и качественный учет животных охотничьего фонда, устанавливаются ограничения на охоту или выдаются лицензии, обобщается информация о хозяйственном использова­нии диких животных и т.д.

Реестр рыбных запасов находится в ведении Комитета по рыболовству. В нем отражаются количественные и качественные характеристики рыбных запасов в водоемах, сведения об их географическом распространении, дина­мике и другие.

Опыт хозяйствования в регионах показал, что ведения отраслевых када­стров недостаточно для рационального природопользования в рамках от­дельных территорий. Необходимо построение новой информационной сис­темы о природных ресурсах на территории РФ. Эта новая система получила название «комплексные территориальные кадастры природных ресурсов» (КТКПР). В соответствии с разработками Министерства природных ресур­сов (1994) концепция комплексного управления природопользованием в ре­гионах определяет комплексным кадастрам природных ресурсов следующее место в экологическом механизме:

— ведение комплексных территориальных кадастров природных ресур­сов позволяет трансформировать имеющуюся характеристику о ка­чественных и количественных показателях отдельных ресурсов на кон­кретных территориях для их экономической оценки с учетом спроса, экологической обстановки и социально-экономических задач разви­тия регионов;

— на основе кадастровых оценок принимаются решения о приоритетах использования тех или иных ресурсов конкретных территорий, после чего устанавливаются региональные лимиты их использования;

— лимиты использования природных ресурсов и воздействия на окру­жающую среду формируют основу тех требований и ограничений, ко­торые фиксируются в лицензиях, выдаваемых каждому природополь-зователю после экспертизы его намечающейся или ведущейся дея­тельности;

— на основе выбранных приоритетов использования природно-ресурс-ного потенциала территории и оценки его состояния определяется плата за пользование природными ресурсами, стимулирующая их рацио­нальное использование и соблюдение экологической безопасности в регионе.

КТКПР предназначены для обеспечения государственных и муниципаль­ных органов власти, инвесторов и природопользователей информацией, не­обходимой для:

— разработки стратегии, устойчивого социально-экономического разви­тия территории;

— гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями;

— выравнивания социально-экономического развития территории в пре­делах субъекта РФ;

— поиска стратегических путей направления инвестиций на территории субъекта РФ, гарантирующих неистощительное использование при­родного потенциала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.