Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов






Самостоятельная работа осуществляется с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

- подготовку к семинарским и практическим занятиям;

- работу с Интернет-источниками;

- посещение отраслевых выставок, фестивалей и семинаров, проводимых в Санкт- Петербурге;

- участие в конференциях;

- участие в специальных акциях ЦКиД;

- подготовку презентации и подготовку к экзамену.

При самостоятельной работе студентам следует учесть следующие рекомендации:

изучение дисциплины требует от студента понимания взаимосвязи между теорией и практикой;

список рекомендуемой литературы носит ориентировочный характер, его необходимо корректировать и, безусловно, расширять при подготовке письменных работ (рефераты, эссе);

необходимо посещать концерты, фестивали, конкурсы, представления, дискуссии, социальные акции, изучать деятельность общественных объединений различного типа;

важно изучить материалы телепрограмм и иные виды киновидеоматериалов, рекомендуемых преподавателем;

при подготовке к выступлениям и практическим занятиям следует определить взаимосвязь частной проблемы с общим проблемным полем изучаемого курса, что по­зволит определить значение рассматриваемой проблемы в процессе изучения учебного материала.

Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение учебной дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в " Рабочей программе" каждой учебной дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения, приведенных в рабочей программе дисциплины, следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме, что позволяет подготовиться к освоению последующих разделов курса, к участию в семинарах и практических занятиях.

Семинарское занятие (семинар) одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллек­тивное обсуждение студентами теоретических вопросов под ру­ководством преподавателя.

Виды семинарских занятий:

- развернутая беседа на основании плана;

- устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

- прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

- теоретическая конференция;

- семинар-пресс-конференция;

- семинар-диспут;

- семинар-дискуссия - процесс диалогового общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста. В зависимости от целей можно корректировать и вид семинара, например, при необходимости обсуждения и сопоставления различных точек зрения занятие проводят в форме «перекрестной дискуссии», а при знакомстве с новой информацией, вызывающей много вопросов не связанных логическими связями друг с другом – семинар - дискуссию «совместный поиск»;

- семинар - " круглый стол";

- семинар-коллоквиум;

- семинар-экскурсия;

- семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

- семинар - деловая игра;

- комментированное чтение и анализ документов (литера­туры);

- решение задач на самостоятельность мышления;

- семинар по материалам исследования, проведенного сту­дентами под руководством преподавателя;

- смешанная форма, с элементами различных форм прове­дения.

Семинарские занятия строятся на докладах студентов, выполненных ими по всем требованиям публичного выступления, и обсуждении этих докладов. Это предполагает развитие всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, слушания, а также навыков невербального общения и контакта с аудиторией.

В круг задач семинарских занятий входит формирование и развитие навыков публичных выступлений. Семинарские занятия формируют у студентов навыки свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из задач семинарских занятий является также формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов. Таким образом, семинарские занятия носят исследовательский характер и направлены на углубленный анализ, разработку и решение проблемных ситуаций и творческих задач, сложившихся в социально-культурной практике. Одной из главных целей проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.

При этом необходимо учитывать, что выбор вида и формы проведе­ния семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характе­ром рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.

 

Практическое занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, осуществляемая в рамках семинарских часов, предусмотренных учебным планом, и заключающаяся в выполнении студента­ми под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с це­лью усвоения научно-теоретических основ учебного предмета, приобрете­ние навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы.

Виды практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

- упражнения;

- тренинги;

- решение типовых задач;

- занятия с решением ситуационных задач;

- занятия по моделированию реальных задач.

- деловые игры;

- ролевые игры;

- игровое проектирование;

- имитационные занятия;

- выездные занятия (на производстве, в организации, учреждении) со специальными заданиями;

- занятия-конкурсы.

В ходе занятий студенты должны проявить умения и навыки анализа документов и справочно-информационной литературы. Лекции не дают окончательных ответов на освещаемые вопросы, а ставят перед аудиторией мыслительные задачи, подводят их к определенным выводам, заставляют анализировать суть явлений и процессов.

Накануне каждого семинара или практического занятия студенты получают вопросы для обсуждения и список необходимой для подготовки литературы.

При проведении семинарских занятий активно используется методика интеллектуального штурма, позволяющего актуализировать знания, полученные в ходе самостоятельного поисково-констатирующего исследования, проводимого под руководством преподавателя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.