Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила педагогической деятельности.






1. Формирование чувства «Мы». Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия с педагогом и группой учащихся. Педагог никогда не вторгается в личное пространство ребенка и не «давит» на него. Чувство «Мы» формируется посредством доверительных отношений, личным интересом педагога к ведению этого курса, и его умением встать на позицию ребенка.

2. Обязательное установление личного контакта с детьми. Одному ребенку необходим тактильный контакт (поздороваться за руку), к другому нужно обратиться по имени, а третьему необходим одобряющий взгляд (визуальный контакт).

3. Показ ярких целей совместной деятельности (я учу, мы учимся друг у друга, мы совместно познаем жизненные истины, я стремлюсь к знаниям, так же как и мои ученики).

4. Оказание помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо поддерживать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Во время занятий необходимо создать особый положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения участия детей в программе с помощью различных средств: подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, мобилизации активности, усиления мотивации.

5. Демонстрация собственной расположенности к детям и информации, которую мы хотим донести до школьников. Это может проявляться в интонации, выражении лица, движениях.

В реализации программы участвуют педагог (классный руководитель), пользующийся авторитетом среди старшеклассников и их родителей, педагог – психолог учреждения либо психолог социальных служб муниципального образования (если в учреждении отсутствует штатный педагог-психолог) и педагог – организатор. Вместе с тем, программу может вести любой успешный, состоявшийся человек с жизненным опытом, которому интересны дети и который сам интересен подросткам. В Республике Татарстан такой опыт есть. Вместе с педагогическими работниками в апробации курса принимали участие представители всероссийского проекта " Кадровый резерв – Профессиональная команда страны" от Республики Татарстан.

На открытые уроки приглашаются успешные представители бизнес-сообщества, местной власти, СМИ, родители учащихся и т.д. для того, что бы поделиться секретами своего мастерства, формулой успешности в целом, провести мастер-класс по заранее определенной теме.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА»

 

№ п\п Тема Общее кол-во часов
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ  
1.1 Понятие «успешный человек», «лидер». Социальный договор участников программы  
1.2 Самодиагностика «Лидер ли я?»  
1.3. Этика лидерства. Лидерские качества. Лидер и команда. Понятие «эффективно работающая команда»  
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  
2.1. Самооценка и саморазвитие.  
2.2 Целеполагание. Мечты и планы  
2.3 Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности  
2.4 Навык и привычка. Навык проактивной личности  
2.5 Проектная деятельность  
2.6. Практическое занятие по разработке социального проекта  
3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ  
3.1 Тайм-менеджмент  
3.2. Планирование  
4. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ  
4.1 Общение. Формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения  
4.2. Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников  
4.3 Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии  
4.4. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Тренинги  
  ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ  
5.1. Ораторское мастерство. Виды публичного выступления. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления  
5.2. Правила подготовки выступления  
5.3. Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи  
5.4. Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления  
  ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ  
6.1. Решение как выбор альтернативы  
6.2. Практические занятия  
  Резерв времени  

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Содержание Кол-во часов
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ  
1.1 Вводное занятие. Социальный договор участников программы. Структура курса, методы и технологии реализации данного курса. Выявление ожидания учащихся по данному курсу. Притчи как философия народной мудрости. Базовые компетенции современного человека. Понятия «успешный человек», «лидер».Разработка социального договора.  
1.2 Самодиагностика «Лидер ли я?» Разработка рекомендаций по формированию качеств, необходимых успешному человеку. Проведение тестирования участников программы (повторная диагностика проводится в конце учебного года), диагностика личностных качеств учащихся. Анализ и выявление сильных и слабых сторон участников программы. Рекомендации по развитию качеств, необходимых успешному человеку, лидеру: умение управлять собой; осознание цели; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности; умение работать с группой.  
1.3. Этика лидерства. Лидерские качества. Понятие «эффективно работающая команда». Лидер и команда. Структура личности лидера. Общественная ценность лидера – носителя нравственных установок. Типы, виды лидерства, классификация лидеров. Ключевые лидерские качества, навыки и ступени становления лидеров. Стили лидерства. Формирование и развитие команды. Знакомство с принципами формирования эффективно работающей команды, с основными принципами командной работы. Формирование умения и готовности понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу. Создание команды с высоким уровнем внутригрупповой этики. Основные принципы командной работы.  
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  
2.1 Самооценка и саморазвитие. Самооценка, определение понятия, проведение теста на определение самооценки. Заниженная и завышенная самооценка. Способы повышения самооценки. Адекватная самооценка.  
2.2 Целеполагание. Мечты и планы Значение цели в жизни человека. Различие мечты и цели. Правила постановки цели. Определение приоритетной области жизни. Составление индивидуальной диаграммы целей.  
2.3 Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности Понятие установки. Влияние установок на восприятие человеком ситуации. Сущность «эффекта призмы». Знакомство с основным принципом изменения ситуации. Определение принципов, управляющих эффективностью человеческой деятельности.  
2.4 Навык и привычка. Навык проактивной личности Влияние привычек на формирование характера человека. Навык, как базовая фундаментальная привычка. Введение понятий реактивной и проактивной личности. Конструкция реактивной и проактивной речи.  
2.5 Проектная деятельность. Введение понятий «проектная деятельность», «социальное проектирование»; «программа», «концепция», «проект». Этапы подготовки социального проекта: -постановка проблемы; - формулировка цели проекта; - постановка задач; - методы и участники проекта; - ресурсы проекта; - PR- кампания проекта; - план реализации; - ожидаемые результаты реализации проекта.  
2.6 Практическое занятие по разработке социального проекта  
  3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ  
3.1 Тайм-менеджмент Анкетирование «Эффективно ли вы используете время?». Анализ полученных данных. Ценность времени и денег, сравнение понятий. Важность тайм-менеджмента. Скрытые ресурсы и основные правила тайм-менеджмента: выполнение работы вовремя, выполнение сложной работы и правила экономии времени.  
3.2 Планирование Первый закон Паркинсона. Правила выполнения работы в установленные сроки. Время недоступности. Планирование: основные принципа планирования. Похитители времени. Методика подготовки и проведения встреч.  
3.3Практическое занятие по отработке техники планирования  
4. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ  
4.1 Общение, формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения. Общение как многомерное явление. Формальное, неформальное общение. Нормы общения. Эффективное и неэффективное общение, их виды: понимающее общение, рефлексивное общение, принижающее, агрессивное и защитно-агрессивное общение. Установление контакта, активное слушание. Открытые и закрытые вопросы, невербальное сообщение. Тестовая диагностика «Умеете ли вы слушать и воспринимать собеседника?»  
4.2 Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников. Вербальное и невербальное общение. Формальное и неформальное общение. Стратегия эффективной коммуникации. Навыки эффективного общения. Приемы и техники эффективного общения. «Трудный собеседник» и «агрессивный собеседник»: разница понятий. Типология «трудных собеседников». Стратегии взаимодействия с представителями различных «проблемных категорий». «Плюсы» и «минусы» поведения разных категорий «трудных собеседников» для окружающих.  
4.3 Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии. Личность, группа, коллектив, межличностные отношения в коллективе. Межличностное взаимодействие. Формальный, неформальный коллектив, уровни развития коллектива. Стабильная команда, социальные командные роли. Личность и группа, стадии и стратегии вхождения в группу. Конфликтные ситуации. Толерантность в общении. Формирование конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного поведения. Эмоциональное общение. Диагностика сформированных методов решения конфликтов у участников программы – самотестирование: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности личности» (повторное тестирование проводится после тренингов). Сказки как пример конфликта и его разрешения. Социально – психологические и межличностные причины конфликтов. Стадии конфликта. Виды конфликтов. Временные модели конфликтных реакций. Конфликтные типы личностей. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов». Конструктивный и деструктивный способы выхода из конфликта. 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования Дейла Карнеги. Рост личности через конфликт.  
4.4 Пути разрешения конфликтных ситуаций Стратегии поведения в конфликтах.Пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений. Варианты решения конфликта. Медиатор-посредник в конфликте. Интегрированное занятие «Конфликт и пути его преодоления» Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Отработка умения разрешать конфликтные ситуации. Тестирование.  
5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ТЕХНИКА РЕЧИ  
5.1 Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления Формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Определение публичного выступления. Знакомство с видами публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления. Знакомство со структурой выступления, правилами подготовки текста выступления.  
5.2 Правила подготовки к выступлению Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления контакта со слушателем. Виды контакта: зрительный, эмоциональный, вербальный, невербальный, содержательный. Приёмы управления вниманием слушателей. Методы и приёмы преодоления страха и волнения.  
5.3 Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи Органы речи, речевой аппарат. Упражнения для тренировки основных органов речи.  
5.4 Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления  
6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ  
6.1 Решение как выбор альтернативы. Природа процесса принятия решений. Интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Рациональные решения. Этапы принятия рационального решения. Условия оптимального решения. Стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение.Основные правила принятия решений. Принятие решения в группе  
6.2 Практикум Тренинги по командообразованию, поразработке и принятию решений в группе.  
6.3 Практикум Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как «добро», «ответственность», «свобода», «выбор», «гражданственность».  
7. Резерв времени  

Гимн программы «Основы лидерства»

1. Над Россией слышатся шаги,

Туфельки стучат и сапоги,

Детские сандалии, кеды и т.д.

У высотных зданий и тайги.

А куда наш следующий шаг?

Страшно, если мы шагнём не так.

Пусть нам всем шагается,

так как полагается

Только сердцу собственному в такт.

 

ПРИПЕВ:

По шире шаг (2 раза), Россия!

За нами блеск весёлых юных глаз

И сами мы, конечно, неплохие.

Идут за нами те, кто лучше нас!

2. Над Россией слышатся шаги,

Ты в пути ни шагом не солги.

Прямо – это здорово, но шагни в ту сторону,

Где услышишь чьё- то «Помоги!».

Всё преодолей и не робей,

Если горы встрется, пробей!

Песню ты затягивай, но не перешагивай

Ни друзей, ни совести своей…

 

ПРИПЕВ:







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.