Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История средневекового Казахстана






Год

История Древнего Казахстана

1. Самые ранние стоянки «человека умелого» найдены в Кении

2. Первые люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа

3. Пещерные рисунки впервые появляются в период верхнего палеолита

4. На стоянке Семизбугы в Центральном Казахстане обнаружены скребки и каменные ножи

5. Наиболее крупный памятник древнекаменного века в Центральном Казахстане – Батпак

6. До эпохи неолита люди придумали новые виды орудий труда зернотерки, мотыги, ступки

7. Человеческое стадо стало родовой общиной ко времени появления «человека разумного»

8. Жители пещер Каратау умели изготовлять орудие труда, заточенное с 2-х сторон чоппинг.

9. Мотыга с каменным основанием была придумана в период мезолита

10. Земледелие возникло из собирательства

11. Ранее покрывавший поверхность лед растаял в эпоху мезолита

12. Тонкие каменные пластины, служащие наконечниками стрел и вкладными лезвиями были изобретены в эпоху мезолита

13. Впервые стали использовать шкуры животных в качестве одежды неандертальцы

14. Синантроп – китайский человек

15. Получили в науке название «людей прямоходящих» - питекантроп, синантроп

16. Следующий вид человека после синантропа - неандерталец

17. Следующий вид человека после неандертальца – кроманьонец

18. Стоянка Сексеул в Кызылординской области относится к неолиту

19. Впервые человек начал использовать орудия труда из металла в эпоху энеолита

20. Энеолитическая стоянка Шебир находится в Мангыстау

21. Переход к производящему хозяйству стал возможен в период неолита

22. Эпоха бронзы началась почти 4 тысячелетия назад во 2-м тыс. до н.э.

23. Хронологические рамки бегазы-дандыбаевской культуры – XII-VIII вв. до н.э.

24. В эпоху бронзы деление скота между родичами привело к появлению частной собственности

25. В эпоху бронзы земля находилась в общинной, родовой собственности

26. По мнению ученых, древним городом эпохи бронзы является Аркаим

27. По своему физическому типу андроновцы были европеоиды

28. Замечательный памятник эпохи энеолита на севере Казахстана Ботай

29. На энеолитической стоянке Шебир были обнаружены ожерелья из моллюсков

30. Жилища андроновцев имели вид полуземлянок

31. Памятники Бегазы и Дандыбай обнаружены археологами в Центральном Казахстане

32. Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами

33. В эпоху бронзы на смену андроновской культуре пришла кочевая бегазы-дандыбаевская

34. Земледелие андроновцев было в основном мотыжным

35. Одно из главных отличий кочевников от древних охотников и собирателей – наличие производящего хозяйства

36. Особенность скотоводства на юге Казахстана - преобладание овец

37. 2 основных компонента юрты – деревянный каркас и кошма

38. Главная причина перехода к кочевому скотоводству - изменение климата

39. Кочевники преимущественно разводили лошадей, овец, верблюдов

40. Наиболее ранняя стадия развития скотоводства – пастушеское

41. Одна из причин перехода к кочевому скотоводству – появление конской сбруи

42. Способность к тебеневке обладают лошади, овцы

43. Регион распространения кочевого скотоводства – Западный Казахстан

44. Районы распространения скотоводства в древнем Казахстане - Прикаспийская низменность, Центральный Казахстан, горные районы Мангыстау, Алтая и Алатау

45. «К врагам беспощадны, к друзьям верны» писали греки о скифах

46. В долине Мургаба проживали саки-хаомаварга

47. В Жетысу, среднем течении Сырдарьи и в горах Тянь-Шаня проживали саки-тиграхауда

48. Одна из причин неудачи армии Александра Македонского в борьбе саками - особая военная тактика саков

49. Имена Скунха и Ширак объединяет следующее вели борьбу с Дарием I

50. Двухколесные дома-кибитки – куйме

51. У подножья гор Желшалгыр на правом берегу реки Или расположены Бесшатырские курганы

52. Поход Дария I против саков отражен в историческом источнике Бехистунская надпись

53. По мнению К.Акишева серебряная чаша из Иссыкского кургана является доказательством существования у саков письменности

54. Термин «грифоны» означает – фантастические животные, изображенные в полете

55. Регион, где расположены курганы раннего железа Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз – Северный Казахстан

56. К.Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов

57. Регион проживания аргиппев, аримаспов и исседонов Сары-Арка

58. Поселения раннесакского периода Карлыга, Борки и Кеноткел были обнаружены в Северном Казахстане

59. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру

60. Первый курган Тасмолинской культуры был обнаружен в Павлодарской области

61. Даи, массагеты были родственны сакам

62. Ювелирный стиль характерный для сакского периода

63. О борьбе саков с персами писали Геродот, Помпей Трог, Полиэн

64. В Жетысу, Южном Казахстане, Северном Кыргызстане и в районе совремнного Ташкента расселялись – саки-тиграхуада

65. «Ратайши» у саков называли воинов, колесничих

66. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы

67. Легенду о происхождении уйсунов приводит знаменитый историк Сыма Цянь

68. Опора уйсунского гуньмо, вожди племен беки

69. Свидетельством существования у уйсунов имущественного неравенства являются находки тамг

70. Для ювелирного искусства уйсунов был характерен полихромный стиль

71. Основной вид хозяйства уйсунов - скотоводство

72. Китайские названия «усунго», «синго» означают кочевое государство

73. Каргалинская диадема является ярким примером инкрустации

74. Доказательством существования у уйсунов земледелия являются находки, обнаруженные во время раскопок поселения Актас

75. «Широкоскулые, светловолосые и голубоглазые» так описывают источники уйсунов

76. Место пребывания «уйсунского большого гуньмо» - Чигу (Чигучен)

77. Наличие у уйсунов частной собственности доказывают находки тамг

78. По противоречивым сведениям, эти племена «не занимаются ни земледелием, ни садоводством», «сажают деревья», «имеют города и предместья» - уйсуны

79. Основная источниковая база для изучения уйсунской эпохи – китайские источники

80. «…на востоке граничили с гуннами, на северо-западе с Кангюем, на западе – с Даванией, на юге с разными постоянными владениями» - уйсуны

81. Столица государства кангюев – Битянь

82. Приташкентский оазис (район Ташкента) – место распространения кауншинской культуры

83. Центр производства металлов у кангюев были города и поселения региона Шаш-Илак

84. Сведения о кангюях содержатся в знаменитом историческом источнике «Цянь Ханьшу»

85. Основное занятие кангюев - полукочевое скотоводство

86. В эпоху позднего железа среднее течение долины Сырдарьи населяли кангюи

87. Основные источники по изучению истории кангюев – китайские

88. Городские поселения кангюев являлись предвестниками городов раннего средневековья

89. Причина незначительного распространения рабства среди кангюев особенности ведения кочевого хозяйства

90. Государство Кангюй делилось на 5 владений, которые возглавляли малые ханы

91. Монеты III-IV вв., найденные в Присырдарьинском регионе, свидетельствуют о развитии торговли у кангюев

92. Иерархический ряд правителей кангюев великий хан – малый хан – вождь

93. Историю кангюев описал Сыма Цянь

94. На севере кангюи граничили с сарматами и аланами

95. Наличие письменности у кангюев подтверждает утверждение китайских послов о писанных сводах законов

96. По мнению ученых у кангюев наиболее развиты песенное и танцевальное искусства

97. Согласно китайским источникам, от названия реки Орхон происходит этноним хунну

98. Считал землю основанием государства создатель империи хунну Модэ

99. Государство гуннов строилось по военному принципу и состояло из 3-х крыльев

100. Китайцы начали возведение Великой Китайской стены для защиты от гуннов

101. Первая волна переселения гуннов относится к I в. до н.э.

102. В первой волне переселения гуннов на территорию Казахстана их возглавлял Чжи-Чжи

103. Римский историк Прииск писал «Кто видел его, тот сразу скажет, что это настоящий азиат…Глаза раскосые, взгляд пронзительный» об Атилле

104. Римский историк Прииск писал: «После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть» о гуннах

105. Переводчик римского посольства, оставивший бесценный для истории труд, посвященный Атилле – Прииск

106. Титул правителя гуннов – шаньюй

107. Гунны получили возможность кочевать к востоку от Таласа по условия мирного договора с кангюями

108. В результате второй волны передвижения гуннов в Казахстан, они переселились в Приаралье

109. Римский историк А.Марцеллин писал они «настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом» о гуннах

110. Великое переселение народов было связано с историей гуннов

111. Царский дворец гуннов описал римский историк Прииск

112. Возникновение государства гуннов было связано с разгромом племени дунху

113. Вторые лица государства гуннов – темники определялись по принципу родственной принадлежности

114. Война гуннов с Китаем растянулась более чем на 300 лет

115. Тысячников, сотников, десятников в государстве гуннов назначал темник

116. События начала I в. н.э. в истории гуннов – вторая волна переселения гуннов на территорию Казахстана

117. Знаменитая Каталаунская битва произошла на территории современной Франции

118. Памятники сарматов расположены по берегам рек Жайык, Илек, Эмба

119. Западные регионы Казахстана в эпоху железа населяли сарматы

120. Завоевал часть Парфии и Гиркании выходец из дайского племени апарн Аршак

121. Усиление засушливости климата на рубеже нашей эры привело к сокращению численности сарматов

122. Вооружение вождя и части ритуального посоха жреца были обнаружены при раскопках позднесарматского памятника Аралтобе

123. О существовании внешней торговли у сарматов свидетельствуют находки стеклянных предметов в курганах Западного Казахстана

124. В могильнике Сынтас было обнаружено захоронение трех савроматских воинов

125. Этноним «савроматы» появляется с VIII в. до н.э.

126. В VIII в. до н.э. – V в. н.э. культуру Центральной Азии и Причерноморья связывали сарматы

127. Сарматы совершали военные походы в Переднюю Азию

128. Полный перечень занятий сарматов – кочевое скотоводство, земледелие и охота

129. Захоронения женщин-жриц были обнаружены в могильнике Бесоба

130. Даи и массагеты поклонялись огню и солнцу

131. В эпоху раннего железа возводились курганы с «усами»

132. Период V-IV вв. до н.э. в Восточном Казахстане носит название берельский период

133. В эпоху раннего железа в Восточном Казахстане жили племена родственные древним уйсунам

134. Страбон писал, что «все они прямодушны и верны договорам» - о саках

135. Геродот, указывая, что аргиппеи проживали «у подножья высоких гор» имел в виду Уральские горы

136. Наличие крупного рогатого скота являлось особенностью структуры в Южном Казахстане

137. Реконструкцию черепа женщины периода андроновской культуры произвел антрополог М.М.Герасимов

138. В эпоху бронзы на территории Казахстана преобладали европеоиды

139. Греческий историк Ксенофонт рассказывал историю о том, как персидский царь был готов отдать царство за сакского коня

140. Монголоидные черты у саков были наиболее выражены в Северном и Восточном Казахстане

История средневекового Казахстана

1. Ставка Малой Орды тюргешей находилась в городе Кунгит на правом берегу реки Или, где жили кунгиты

2. Тюргеши делились на черных (кара) и желтых (сары)

3. Тюркский каган Бумынь совершил в 552 году поход против Жужанского каганата

4. Тюркский каган Бумынь стремился освободиться из-под власти жужан во главе с Анагуем

5. Тюркский каганат превратился в могущественную державу в 70-е годы VI века

6. В 751 г. у города Атлах близ Тараза китайским войскам противостояли карлуко-арабские войска

7. В 751 году у г. Атлах карлуко-арабские войска одержали победу

8. Китайская хроника «Таншу» подтверждала, что карлуки входили в состав Тюркского каганата

9. Сражение у г.Атлах между карлуко-арабскими и китайскими войсками произошло в VIII веке

10. Тюргешский каган Сулу противостоял на западе арабам, на востоке Китайскому государству, в Жетысу – Восточнотюркского каганата

11. На побережье озера Алаколь находилась вторая столица кимаков Карантия

12. В определении М.Кашгари «те, у кого было мало скота или ничего не имелось, те не кочевали, а вели оседлый образ жизни» речь ведется о жатаках

13. В состав огузов входила часть кангаро-печенежских племен и часть степных племен индоевропейского и финно-угорского происхождения

14. Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков

15. В период правления хана Али в конце X – начале XI в. огузский город Дженд захватили сельджуки

16. В период правления наследника огузского хана Али - Шахмалика в государстве наступил расцвет

17. Хорезмского шаха Мухаммеда и найманского хана Кучлука объединяет то, что они покорили государство Караханидов

18. Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры согдийцев и тюрков

19. Еще одной особенностью присущей государству Караханидов было строительство в городах множества бань

20. Принятие ислама как государственной религии внесло изменение в развитие городской архитектуры

21. Возникновение государства Караханидов соотносят с серединой X века

22. Мелкие собственники в государстве Караханидов передают землю под покровительлство землевладельцев, такое явление называют коммендацией

23. Каракитаи в союзе с шахом Хорезма в 1198-1204 гг. вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана

24. В Монголии имеется река Секиз (по-тюркски - восемь) поэтому племена населявшие берега этой реки называли по-монгольски найманами

25. Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен)

26. Киргизы, меркиты и найманы созвали курултай в 1201 г. против могущества Чингисхана

27. В 1204 году правитель Даян-хан потерпел поражение от Чингис-хана

28. Правители государства найманов Инанч-бильге и Кучлук

29. Правители государства найманов Наркеш Даян и Кучлук

30. Правители государства найманов Кучлук и Даян хан

31. Правители государства найманов Буйрык хан и Даян хан

32. Правителями государства кереев являлись Куршакуз хан и Хажар хан

33. В XI в. полностью вошла в состав созданного Кыпчакского ханства земли Кимакского каганата

34. Арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии ельборили

35. В 1125 году правитель каракитаев Елюй Даши захватил Баласагун и вблизи этого города основал свою ставку Гуз Орду

36. В летописях упоминается, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и батыр Мукали (Мукылай)

37. Жалаир Жамука в 1201 году объединил многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Аргын) созвал курултай и объявил себя гурханом

38. О жалаирах писал один из первых историков XVI в. – Кадыргали Жалаири

39. Путешественник Петахья, проехавший в XII веке через кыпчакские земли писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только…» рис и просо

40. Наибольшее количество городов в X-XII вв. было в Южном Казахстане

41. Великий Шелковый путь брал свое начало с долины реки Хуанхэ

42. Протяженность Великого Шелкового пути 7 тысяч километров

43. Торговая артерия, связывавшая в древности и средневековье Восток и Запад – Великий Шелковый путь

44. Основные направления маршрутов Великого Шелкового пути менялись в зависимости от международного политического положения

45. Расцвет городской жизни в раннем средневековье был связан с торговлей по Великому Шелковому пути

46. Примером влияния Великого Шелкового пути на развитие культуры являются находки религиозных сооружений различных верований

47. Один из главных соперников Китая в торговле шелком – Согдиана

48. Торговый и культурный «мост», связывавший в древности Восток и Запад – Великий Шелковый путь

49. В период функционирования Великого Шелкового пути производством шелка наряду с Китаем занимались Согдиана, Япония, Закавказье

50. Великий Шелковый путь начал использоваться в дипломатических целях китайским императором У-Ди

51. Руины культовых сооружений, относящихся к различным верованиям, найдены на месте городов Испиджаб, Баласагун, Тараз

52. Обереги, сделанные из шерсти и когтей волка – тумары

53. Культ барана, распространенный у тюрков, был связан с зороастрийским фавном

54. Прекращение торговли по ВШП было связано с открытием морских торговых путей

55. Остатки буддийских храмов были обнаружены на месте города Акбешим

56. Разновидность зодчества доисламского периода – дын

57. По мнению К.Байпакова сооружение Акыртас было возведено в период Карлукского каганата

58. Город Испиджаб по сведениям М.Кашгари носил название Сайрам

59. Для путников и скотоводов возводились купольные сооружения над колодцами сардобы

60. Одна из причин активного развития городской жизни в X-XII вв. – переход кочевников к оседлому образу жизни

61. Скульптурные изваяния раннего средневековья называли балбалы

62. Ученый-богослов, живший в г.Сыгнаке – Хисамаддин аль-Сыгнаки

63. Книга, посвященная знаменитому акыну и кобызисту – «Книга моего деда Коркыт-ата»

64. Главным объектом верований тюрков был огонь

65. Хранительница домашнего очага у тюрков – Умай ана

66. Печь, очаг в тюркских жилищах – тандыр

67. Первопроходцем в сравнительном изучении тюркских языков был М.Кашгари

68. «Поэтом поэтом, предводителем мудрецов» называли Ахмеда Иугнеки

69. «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта единственный и первый сборник мудрости на родном языке» писал Ю.Баласагуни о своем труде «Кутадгу билик»

70. Ученый-богослов, проведший детские годы в Туркестане – Ходжа Ахмед Йасауи

71. Великий поэт известный в народе как Хаким-Ата – Сулеймен Бакыргани

72. Сведения об общественно-политической жизни и религиозных воззрениях тюрков содержатся в труде - «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни

73. Обращение жужанского кагана к тюркскому «Ты мой плавильный невольник» свидетельствует о развитии у тюрков плавки металла

74. Наибольшее число средневековых городов было обнаружено в Южном Казахстане

75. Самые крупные города IX-XIII вв. – Испиджаб, Отрар, Сауран

76. Среди терракотовых фигур тюрков и согдийцев встречаются изображения Будды

77. По народной мудрости, прося милости у Ходжи Ахмеда, следует почитать его наставника Арыстан-Баба

78. Доказательства бесчеловечного отношения монголов к местным жителям были обнаружены во время археологических раскопок Отрара

79. Осажденный Отрар возглавлял Каир-хан

80. Первая часть «Ясы» содержала слова-назидания Чингисхана и условия по управлению страной

81. В Белой Орде преобладали кыпчаки

82. Население Белой Орды носило название узбек-казахи

83. Ибн Рузбихан Исфахани относит три народа – к узбекам

84. С нашествием Чингисхана на территории Казахстана появляются новые племена конраты, мангыты, барласы

85. Изменение, произошедшее в раннее средневековье в антропологическом облике населения Казахстана – усиление монголоидности

86. По Исмагулову черты лица андроновцев были схожими с обликом саков, сарматов, уйсунов

87. Кризис в ханстве Абулхаира и Могулистане привел к образованию Казахского ханства

88. Завершение формирования казахской народности происходит в процессе объединения коренного населения и группы племен, появившейся в период монгольского нашествия

89. Слово «казах» в древних языках алтайских и сибирских народов означало «крепкий»

90. Не только социальный, но и этнический смысл слова «казах», видел ученый Кумеков

91. «…для обеспечения своих прав в местах своего кочевья составляли союзы» писал Ш.Уалиханов о жузах

92. Ученые считают, что разделение казахских родов и племен на жузы было связано с особенностями хозяйства и природно-климатическими условиями в различных регионах

93. С XIV в. слово «казах» приобретает этнический смысл

94. На правом берегу реки Каракенгир располагается мавзолей легендарного казахского хана – Алаша

95. Процесс формирования единой народности в XIV-XV вв. был затруднен политической разобщенностью племен

96. Этническую основу единой казахской народности составили уйсуны и кыпчаки

97. По договору, заключенному между казахскими правителями и Мухаммедом Шайбани в Казахское ханство вошли города Сыгнак, Сауран, Сузак

98. По договору, заключенному между казахскими правителями и Мухаммедом Шайбани в состав Узбекского ханства вошли Отрар и Туркестан

99. Усиление внутренних войн и феодальных усобиц было характерно для Казахского ханства в период правления Тахира

100. Военно-политические союзы Казахского ханства, Могулистана, Шайбанидов и Тимуридов не являлись прочными из-за разных политических интересов

101. В конце XV- начале XVI века к власти в Средней Азии пришла династия Шайбанидов

102. Внук хана Жаныбека Шигай правил в 1580-1852 гг.

103. При хане Хакназаре были налажены связи Казахского ханства с Москвой

104. Возглавивший после смерти Касыма Казахское государство Хакназар продолжал политику объединения казахских земель

105. В XVI в. торговые связи с Казахстаном и Средней Азией вели русские купцы Строгановы

106. Хан Могулистана для отпора могульскому хану Абд ар-Рашиду Хакназар собрал вооруженные силы казахов и кыргызов

107. Эпическая поэма о Кобланды-батыре рассказывала о борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков

108. Зимой 1510 г хан Шайбани был убит под Мервом в сражении с шахом Ирана Исмаилом I

109. В период правления хана Касыма Казахское ханство переживало период подъема

110. В годы правления ханов Касыма и Хакназара происходил переход под их покровительством племен Ногайской орды

111. В укрепление Казахского ханства и дальнейшее расширение его территории важный вклад внес сын хана Касыма хан Хакназар

112. Неудачи в войне с Могулистаном хана Хакназара привели к потере большей части Жетысу

113. Хакназара убили тайно подосланные люди Баба-султана

114. Мудрым правителем, умелым политиком и дальновидным дипломатом проявил себя правивший хан Есим

115. Первое казахско-бухарское сражение произошло в местности Айгыржар в 1603 году

116. В 1627 году произошло сражение ханов Есима и Турсуна, в котором победил Есим

117. Мятеж хана Турсуна в истории сохранился под названием «катаганское побоище»

118. На территории Казахстана в XIV-XV вв. наряду с устной литературой развивается и письменная. Большинство произведений написано на кыпчакском языке

119. При Узбек-хане 1312-1342 гг. и могульском хане Тоглук-Тимуре широко распространяется среди народа ислам

120. Мавзолей Рабиги Султан Бегим относится к XV веку

121. Привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане эмир Тиур распорядился в 1397 году построить мавзолей Ахмеда Йасауи

122. О том, что кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран» писал путешественник В.Рубрук

123. Важное место среди обрядов занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи – тасаттык

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.