Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверка гипотез с помощью статистических критериев






Множество разработанных статистических критериев (или статистических тестов) соответствует множеству возможных формулировок статистических гипотез. Выбор критерия представляет собой отдельную проблему, которая будет рассматриваться нами в следующей главе. А сейчас будем исходить из того, что исследователь уже решил проблему выбора критерия, и рассмотрим общую последовательность проверки гипотезы.

При обработке данных на компьютере при помощи статистической про­граммы (например, SРSS) исследователю достаточно указать программе, ка­кой критерий (метод, тест) необходимо применить к заданной выборке ис­ходных данных. Далее программа сама вычисляет эмпирическое значение критерия и сопоставляет его с теоретическим распределением. В качестве ре­зультата исследователь получает значение р-уровня значимости, наряду с эм­пирическим значением критерия и числом степеней свободы.

Когда расчеты производятся «вручную», исследователь совершает более сложную последовательность действий для проверки гипотезы, включающую применение специальных таблиц критических значений критерия:

1. Выбор критерия в зависимости от вида исходных данных и статистичес­кой гипотезы: теоретического распределения, формул расчета эмпири­ческого значения критерия и числа степеней свободы.

2. Расчет по исходным данным (или по имеющимся статистикам) эмпи­рического значения критерия и числа степеней свободы.

3. Применение «Таблицы критических значений критерия» позволяет оп­ределить значение р-уровня для данного числа степеней свободы.

Таблица критических значений содержит значения (квантили) теоретичес­кого распределения, соответствующие наиболее важным — критическим зна­чениям р-уровня (0, 1; 0, 05; 0, 01 и т. д.) для различных чисел степеней свободы. р-уровень значимости по вычисленному эмпирическому значению критерия при помощи таких таблиц определяется следующим образом. Для данного числа степеней свободы по таблице определяются ближайшие критические значения и р-уровни, им соответствующие. Далее значение р-уровня опреде­ляется в виде неравенства по правилу, которое демонстрируется на рис. 7.2 (значимость возрастает слева направо, в соответствии с убыванием р-уровня):

- если эмпирическое значение критерия 3) находится между двумя кри­тическими значениями, то р-уровень меньше того критического р, ко­торое находится левее;

- если К3 находится левее крайнего левого критического значения (обычно это соответствует критическому р - 0, 1, реже - р = 0, 05), то р-уровень больше, чем крайнее правое критическое значение р;

- если К3 находится правее крайнего правого критического значения, то р-уровень меньше крайнего правого критического р.

Например, если эмпирическое значение критерия 3) находится между К0, 05 и К0, 01, то р< 0, 05. Если К3 находится левее К0, 01, то р> 0, 1. Если К3 находится правее К0, 001, то р< 0, 001.

Решение исследователя:

Для разных критериев возможны разные соотношения между р-уровнем и величиной критических его значений. Для большинства критериев (I, F, χ 2 и др.) — чем больше значение критерия, тем выше статистическая значимость (меньше р-уровень). Но для некоторых критериев зависимость обратная. На­пример, (U-Манна-Уитни или Т-Вилкоксона убывают по мере увеличения уровня значимости (уменьшения р-уровня). Тем не менее, правило остается общим, в соответствии со схемой на рис. 7.2. Например, если tэ находится между U0, 1 и U0, 05 (т. е. t0, 1< tэ < t0, 05), то р < 0, 1. И если Uэ находится между U0, 1 и U0, 05 (т.е. U0, 05< Uэ< U0, 1), то р< 0, 1 Если же эмпирическое значение попадает левее критического для р= 0, 1 (tэ < t0, 1, но Uэ > U0, 1), то уровень значимости определяется как р> 0, 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.