Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕДИЦИНЫ 9 страница






К одному из древнейших видов мистической те­рапии принадлежит врачевание наложением рук, широко практикуемое в христианских религиозных общинах. Целитель, пользующийся этим методом, обычно сам уверен в том, что обладает некоей полученной от Бога духовной силой, которую он может передавать другим людям, касаясь руками их головы или пораженных болезнью участков тела. При таком контакте духовная сила, проникая в тело больного, оказывает на него оздоровляющее воздействие, словно она идет прямо от Бога. Наложение рук часто путают с магнетическим целительством, хотя между ними есть существенная разница.

Мне всегда казалось, что великая сила веры за­ключена в тех переменах, которые она может произвести в нашем образе жизни и в мыслях. Когда человек обращается к религии, руководствуясь собственными сознательными убеждениями, ментальная, эмоциональная и физическая стороны его натуры при этом испытывают на себе настолько глубокое влияние, что болезни, бывшие прямым или косвенным следствием его предыдущего образа жизни и мыслей, могут пройти, поскольку изменившийся стиль жизни не обеспечивает им надлежащей поддержки.

Всем нам, конечно, знаком такой тип врача, ко­торый кому-нибудь из своих трудных пациентов обя­зательно скажет: «Ну что ж, дорогуша, все, что вам нужно, — это переменить обстановку». В подобных случаях врач, скорее всего, в тактичной манере просто выражает свое желание раз и навсегда отделаться от этого больного. Однако такой совет может оказаться гораздо более благоразумным, чем это ка­жется на первый взгляд. Ведь людей, как правило, затягивает рутина повседневной жизни, что, собственно, и становится причиной всяческих недомоганий и болезней.

Не секрет, что многим врачам приходилось чувствовать себя крайне неловко, когда на улице они сталкивались с этаким бодрым здоровяком, чье лицо было им на удивление знакомым. «Неужели вы меня не узнаете? — приветливо улыбаясь, обращался к не­му «незнакомец». — Так ведь я тот, кому вы десять лет назад сказали, что жить мне осталось не более полугода».

Как потом оказалось, бывший пациент был до того напуган перспективой близкой кончины, что решил наперекор всему выздороветь. Перво-наперво он переселился на ранчо в Небраске, где сразу почувствовал себя намного лучше. Поездка на Запад и жизнь на свежем воздухе, безусловно, сделали доброе дело, но главная польза заключалась для него не только, а вернее, не столько в здоровом образе жизни, сколько в полной перемене жизненной позиции как в ментальном, так и эмоциональном плане. Новые лица, иные ценности и отличные от прежних критерии бытия — вот что сыграло свою решающую роль. Молодой человек стал совершенно новой личностью, и эта новая личность была неподвластна старым недугам. Такова история его болезни.

Но если это простое перемещение личности в другую обстановку вызывает столь сильные изменения, то не меньшие, а возможно, и еще большие перемены могут произойти при смене позиции в ментальной и эмоциональной сферах. Случается иногда и так, что люди становятся противны самим себе. Единственное средство, которое можно посоветовать в подобных случаях, — это как-то переделать себя. При определенных обстоятельствах основой такой переделки может стать религия. Один немолодой уже человек однажды рассказал мне, что ему удалось избавиться от острого суставного ревматизма, присоединившись к одной из конфессий. И хотя друзья посмеивались над его способом лечения, выбор он, скорее всего, сделал правильный. Охваченный новым для него религиозным рвением, он упорно стремился поправить свое духовное состояние, а в результате улучшилось и его физическое здоровье.

 

 

Ментальное целительство

 

За тысячи лет до рождения Фрейда, Адлера*и Юнга африканские колдуны, шаманы Азии и Аме­рики и врачи-жрецы Древней Греции понимали важность психологических факторов, оказывающих на жизнь людей существенное влияние. Но поскольку эти древние оккультисты применяли свои знания в мистических и метафизических ритуалах, а для объяснения собственных умозаключений пользовались религиозными и философскими терминами, вся эта сфера полностью игнориро­валась современными научными мыслителями, не желающими спускаться с высоты самодовольного материализма, чтобы повнимательнее изучить «пред­рассудки» древних. И выходит, что на долю девятнадцатого века нашей эры выпало заново открывать то, что уже было хорошо известно в девятнадцатом веке до нашей эры.

До сих пор значительная часть знаний по психологии остается во владении религии. В последние годы возникло немало религиозно-психологических культов, пытающихся спасти духовные ценности психологии, избавив их от грубого материализма ярых практиков-традиционалистов, орудующих в этой сфере. Возможно, что одна из причин разочарования в достижениях научной психологии, которая не оправдала надежд и чаяний наиболее ревностных своих поклонников, заключается в том, что при заимствовании основных принципов из учений древних храмов была отвергнута или просто проигнорирована большая часть религиозных и философских разделов общей доктрины.

Ментализм учит, что все наблюдаемые в жизни явления имеют общее ментальное происхождение, что сама вселенная — это творение ума, что законы природы зародились в сфере мышления, а проводит их в жизнь космический разум, и что Бог есть ментальный, или интеллектуальный, Принцип, управляющий мирозданием, а отнюдь не некое бесплотное существо.

Понятие «ментальная наука» как наука об ос­новах умственно-психической деятельности можно определить как общий термин, которым пользуются метафизики, чтобы выделить тот аспект духовной культуры, благодаря которому индивидуум по­лучает возможность совершенствоваться, лично при­меняя универсальные законы, управляющие сферой духовного мышления. Принимается также положение, что объективную реальность составляет не материя, а разум, и что иллюзорной материей можно управлять посредством ментальной силы. Согласно этому учению, материальная жизнь трактуется как ошибочное представление, сложившееся в уме, не осознающем своей потенциальной власти над всеми субстанциями и обстоятельствами реального мира.

Ментальное целительство представляет собой некую форму духовно-психологической терапии, эффективность которой основана на принципе признания способности разума устранить такое зло, как недомогание или болезнь, и восстановить здоровье, изменив надлежащим образом умонастроение человека.

Ментальное целительство отличается от традиционной психотерапии тем, что придает особое значение духовному аспекту разума и основывается на учении, что этот духовный разум может привести сознание индивидуума в состояние совершенства.

К слову сказать, главный тезис большинства культов ментального целительства гласит, что «здоровье — это естественное состояние человека, а болезнь есть результат ошибочной направленности ума». В этом отношении современная доктрина коренным образом отличается от древней философской догмы, утверждающей, что болезни и бедствия вполне естественны для всех смертных и останутся таковыми, если они не усовершенствуют свои моральные и социальные нормы.

С точки зрения менталистов-метафизиков, Бог, духовный разум мира, желает человечеству здоровья, а болезнь возникает в результате неподобающего мышления, а не по каким-то другим духовным, мо­ральным или физическим причинам. Бог желает, чтобы все живые существа благоденствовали и пре­бывали в добром здравии, однако, чтобы достичь подобного состояния, они должны осознать, что такова Божественная Воля, и взять себе за правило вновь и вновь на деле подтверждать этот факт каждой своей мыслью и каждым поступком.

Ментализм как религия представлен множеством самых разных сект, отличающихся друг от друга своей терминологией и несколькими незначительными деталями обрядности, но сходных в том, что в разуме заключен источник счастья и несчастья, здоровья и болезни и даже жизни и смерти. Некоторые общества пытались доказать возможность победить смерть, этого последнего и главного врага, твердо настроив разум на вечную жизнь, однако до сих пор никому из них не удалось продлить человеческую жизнь сверх ее обычных физических пределов.

В практической деятельности многих менталистских сект часто можно усмотреть странное противоречие. Так, повсюду разглагольствуя о нереально­сти всего материального, они только и делают, что, не жалея сил, добиваются земного успеха и власти. В большинстве культов ментального целительства, видимо, принято относить личные неудачи, супружеские неурядицы и банкротства к разряду физиче­ских недомоганий и заниматься этими проблемами наряду с недомоганиями и болезнями. И при всем этом члены большинства ментальных сект знают толк в земных удовольствиях, несмотря на полное отрицание объективного существования материального мира.

В целом ментальное целительство есть особый вид лечения внушением или самовнушением, хотя некоторые врачи-практики этого и не признают, настойчиво утверждая, что используемые в практике такого целительства приемы основаны на множестве сложных формул и тщательно разработанных методов.

Хорошие результаты, часто достигаемые при такой терапии, объясняются тем, что человек, начи­нающий оптимистичнее относиться к себе и своей работе, имеет больше шансов преуспеть и в жизни, и в делах. Ведь не секрет, что, когда мы ожидаем благоприятного для себя исхода событий, нам удается гораздо быстрее найти средство для достижения поставленной цели и наилучшим образом им воспользоваться.

К наиболее распространенным методам ментальной терапии относится лечение «утверждающими установками». Под «утверждающей установкой» в метафизике понимают внедрение какой-либо духовной истины с целью изменения ошибочного представления, сложившегося в материальном разуме. Сторонники данного метода исходят из того, что болезнь есть не что-то реально существующее, а всего лишь иллюзия, возникающая из-за неспособности индивидуума сохранить ясность духовного мировосприятия.

Чаще всего к подобного рода утверждениям прибегает сам больной. Хотя он также может обратиться к врачу, чтобы тот определил, какая установка в данном случае даст наилучший результат. С утверждающими установками не обращаются к какой-то внешней врачующей силе, они предназначены только для более ясного понимания личностью своей духовной самодостаточности. Типичная формулировка утверждающих установок на здоровье обычно выглядит так: «Я излучаю здоровье» и «Я в полном порядке, а значит, здоров».

«Отвергающая установка» — это по сути «утверж­дающая установка наоборот». В некоторых обществах вместо положительной формулы установки на здоровье пользуются отрицательной на отвержение болезни. Так, например, пациент может сказать: «У меня ничего не болит» или «Нога не болит».

Во многих системах ментального целительства используют формулу, объединяющую утверждение и отрицание, расставленные в логической последовательности. Например: «Болезней вообще не существует, значит, я не болен», а потом: «Я болен только потому, что думаю, что я болен». Назначение таких установок в целом сводится к необходимости убедить самого пациента в том, что то явление, ко­торое он принял за болезнь, доставляющую ему столько мучений, на самом деле всего лишь ее мысленный образ.

Не менее употребительным в ментальном целительстве стало и такое понятие, как «прописная истина», которая, по сути, представляет общую формулировку какого-то духовного явления или убеждения и используется как абстрактная основа для конкретного утверждения. Это своего рода моральный довод, оправдывающий веру в терапевтическое действие метафизической формулировки истины. Пациент имеет возможность сам заучить и повторять про себя прописную истину, или эту истину ему может вслух повторять или читать врач-практик. Так, пациенту предлагается повторять следующее: «Бог же­лает, чтобы все его создания были здоровы» или «В Божественном сознании все создания совершенны». Такого рода прописные истины представляют собой обобщения, помогающие логически обосновать некоторые специальные установки, имеющие отношение к поведению человека в различных обстоятельствах жизни.

Некоторые представители «нового мышления» полагают, что врачующие мысли можно передавать человеку, находящемуся где-то в другом, возможно, очень удаленном месте, и называют это «дистанционной терапией» (дословно: «лечение в отсутствии»).

Если передающий мысли человек мысленно представляет себе пациента, удерживает его образ в памяти или напряженно думает о нем, то контакт между ними устанавливается независимо от расстояния и лечебное воздействие, т.е. утверждающая установка, окажется достаточно эффективным. Данным ме­тодом широко пользуются как отдельные практики, так и целые организации.

Просьбы о помощи поступают к целителю или в общество в письменной форме, по телеграфу или те­лефону, в ответ посылаются подходящие для этого случая лечебные вибрации. В некоторых крупных религиозно-метафизических организациях имеются специальные отделы, занятые исключительно рассмотрением заявок на лечение и связанных с этим вопросов. В большинстве подобных обществ разработаны собственные методики, которыми они широко пользуются в практике дистанционного лечения.

Но венцом творения в ментальной терапии явилось такое новшество, как «целительство по приказу», когда пациент или целитель приказывает богу или его посредникам немедленно и полностью излечить болезнь. В некоторых случаях, чтобы усилить строгость такого предписания, приказание отдает уже не кто-то один, а целая группа специально собравшихся с этой целью людей. С такими приказами, обычно высказанными в устной форме, обращаются к некоей сверхъестественной силе или существу, формулируя их следующим образом: «Я требую идеального здоровья» или «Я требую, чтобы немедленно зажила рана у меня на ноге».

Существуют и такие секты ментального целительства, которые хотя и не отрицают реальности материи, но все же пропагандируют развитие господствующей личности, которая способна совершить все, что только пожелает. В таких обществах на прак­тике осуществляется процесс концентрации воли в отношении требующихся вещей. Кстати, суть этого метода состоит в придании самим себе большего мужества, чтобы таким путем преодолеть естественные или искусственно созданные ограничения характера. В подобного рода культах явно обнаруживается следование доктрине Шопенгауэра о «воле к власти», что может привести к появлению комплекса диктаторства.

Всем, кого интересует проблема власти разума над происходящими в их жизни событиями, я бы посоветовал почаще вспоминать слова Пифагора, который отказывался просить помощи у Божества, полагая, что «все люди знают, чего они хотят, но только Богам известно, в чем они нуждаются».

Знаменитая формула Эмиля Куэ: «И повсюду и во всем мне все лучше с каждым днем» служит прекрасным примером ментального целительства, которое вовсе необязательно должно иметь религиозный характер, а представляет собой простое самовнушение в доступной для масс форме.

Одним из оригинальных нововведений в этой области стало использование магнитофона, с помощью которого утверждающие установки внушаются счастливому обладателю «автогипнолога», пока тот спокойно спит. При использовании данного метода исходят из предположения, что, пока сознание пребывает в состоянии покоя, подсознание становится более восприимчивым к впечатлениям извне.

К области ментального целительства относится также и гипнотерапия, или лечение гипнозом, ос­нованное на выработке у сознания искусственной восприимчивости. Чтобы ум легче усваивал идеи, внушаемые с целью исправления недостатков характера и устранения функциональных расстройств. В Европе практика лечения гипнозом получила ши­рокое распространение и признана там как важное направление в психологии. В Америке, напротив, вся эта сфера практически полностью игнорируется, что, вероятнее всего, объясняется неуместными религиозными предрассудками, коренящимися в неправильном понимании принципов этого вида терапии. Ведь, по сути, гипноз есть искусство механического воздействия, а отнюдь не духовное таинство, как многие привыкли считать.

Тем, кто занимается изучением процессов, лежащих в основе внушения или ментального целительства, надо хорошо запомнить одну, ставшую уже классическим примером, историю о фермере, страдавшем расстройством пищеварения, который однажды явился к местному доктору с намерением получить что-нибудь от несварения желудка. Врач выписал ему рецепт на лекарство и велел принимать его натощак каждое утро. Через несколько дней фермер снова пришел к врачу и с радостью объявил, что еще ни одно средство не приносило ему такого облегчения. После недолгих расспросов выяснилось, что фермер даже и не думал идти к аптекарю, чтобы тот приготовил ему лекарство, а просто отрывал по кусочку от рецепта и съедал его натощак каждое утро.

 

 

Физическое целительство

 

Возможно, кому-то покажутся несообразными рассуждения на тему физиотерапии в главе, посвященной метафизическому врачеванию, однако не следует забывать, что религиозных убеждений можно придерживаться даже в отношении чисто физических методов лечения. Большинство религий стало неотъемлемой частью личной жизни своих приверженцев, что иногда приводит к катастрофиче­ским последствиям.

Возьмем, к примеру, диету, которая занимает чрезвычайно важное место в духовных убеждениях множества людей. Известно, что многие метафизические секты запрещают своим членам употреблять в пищу некоторые продукты, полагая, что они вредно влияют на духовное развитие личности. Разумеется, что к подобного рода ограничениям следует относиться с большой осторожностью, поскольку они носят весьма общий характер и не учитывают конкретных потребностей отдельных людей.

В исходном варианте вегетарианство отнюдь не является христианской доктриной и пришло в Европу и Америку с Востока, где вегетарианства придерживаются многие мистические секты, особенно секты буддистов. И хотя нет никаких оснований полагать, что сам Будда проповедовал отказ от мясной пищи, это не мешает большинству его последователей считать вегетарианство необходимым условием добродетельной жизни.

Существует легенда, что Будда умер, поев несвежей свинины у одного бедного крестьянина, не имевшего ничего лучшего, чтобы угостить великого учителя, которого он искренне любил. Поведение Будды в подобной ситуации было ничем иным, как вполне естественным выражением долга Святого Че­ловека принять без возражений любую пищу, подносимую ему от чистого сердца, и с благодарностью съесть ее, даже если это повлечет за собой печальный конец. Эта часть доктрины существенно упро­щала жизнь хозяйке дома, которая приглашала к себе на обед вегетарианцев.

Некоторые религиозные организации могут предписывать своим членам, даже во что те должны оде­ваться, причем стиль и цвет их одежды, а также число предметов, ее составляющих, определяется как давними нерушимыми традициями, так и более современными откровениями. Во многих случаях такие наряды не только не эстетичны, но и не гигиеничны и даже вредны для здоровья.

Поскольку в современном обществе явно прослеживается тенденция перехода от притворной стыдливости к полной обнаженности, то и мы позволим себе перейти от обсуждения избытка в одежде к ее недостатку. Перед первой мировой войной «nackt­kultur» (нем., «нудизм») в парках Германии принял масштабы религиозного движения. Однако нудизм можно рассматривать и как некую форму духовного целительства, если допустить, что приверженцы этого культа верят в божественную силу солнца и разделяют мнение восточноиндийских гимнософистов о том, что раздевание есть прямой путь к Богу.

По-прежнему остается нерешенным вопрос, к ка­кой именно сфере — биологии или теологии — относится половая жизнь человека; но до тех пор, пока не удастся хоть как-то упростить механизм непорочного зачатия, последнее слово в споре так и будет оставаться за биологами. С древнейших времен в религиозной практике введен обет безбрачия, оказывающий чрезвычайно сильное влияние на физическую сторону жизни людей. Так, например, одни секты требуют от своих приверженцев полного воздержания, а другие разрешают им вступать в половые отношения исключительно в целях продления рода.

Некоторые восточные учителя включают в преподаваемые ими дисциплины простые упражнения ритмической гимнастики или утренней зарядки. Вообще физическое воспитание восточных мистиков сопряжено с такими строгостями и трудностями, что очень немногим уроженцам Запада удается принимать позы, принятые в системах йоги и тантры*. Каждый, кто пытался, скрестив ноги «по-турецки» и опираясь только на руки, в течение часа удерживать тело над полом, не меняя позы, поймет, какую колоссальную физическую выносливость сумели развить в себе азиатские праведники. По своим духовным убеждениям метафизики часто оказываются противниками общей теории аллопатии. Они не желают ходить к врачам, отказываются принимать лекарства и лечиться сывороткой или эндокринными препаратами, а многие даже выступают против вакцинации. Некоторые из них заходят так далеко, что отвергают хирургию вообще, хотя есть и такие, кто разрешают оперативное вмешательство, если нет других способов сохранить жизнь больного, но за­прещают мелкие операции, например удаление небных миндалин. С давних пор между мистиками и медиками сложились крайне натянутые отношения, причем и те и другие придерживаются весьма неприязненного мнения друг о друге.

Нельзя сказать, что когда-нибудь и где-нибудь обнаруживалось массовое неприятие стоматологии, однако, когда несколько лет назад одного довольно известного новоявленного философа спросили, почему он носит вставную челюсть вместо того, чтобы сиять белозубой улыбкой, демонстрируя ряд собственных здоровых зубов, он ответил: «Я бы сиял, только у меня на это никогда не хватало времени».

Метафизики никогда в принципе не только не отвергали многих естественных методов физической терапии, но даже весьма одобрительно относились к ним и часто обращались к таким видам лечения, как, хиропрактика*, гомеопатия и натуропатия. Они признавали также различные электрические и радиомагнитные устройства, рассматривая их как отход от медикаментозного лечения, но всячески возражали против использования рентгеновских лучей в лечебных целях.

Некий автор книг по медицине, недовольный позицией мистиков в отношении целительства, причислил остеопатию к религиозным культам только потому, что ее основоположник, д-р Эндрю Стилл, однажды заявил: «Бог стал отцом остеопатии*, и мне не стыдно за такое дитя Его разума».

Немало приверженцев снискала себе и такая наука, как биохимия, основанная Шустером и впо­следствии получившая метафизическое толкование в трудах д-ра Джоржа Кари с его двенадцатью клетками-солями и их зодиакальными соответствиями.

За исключением некоторых менталистов, члены практически всех религиозных обществ верят в святость и неприкосновенность человеческого тела и проповедуют его бережное сохранение всеми возможными способами. Особое значение для обеспечения нормального образа жизни они придают таким благоприятным факторам, как простая, питательная и свежая пища, хорошая вентиляция, легкая и не стесняющая движений одежда, соответствующая физическая зарядка, солнечные ванны, водолечение, умеренность во всех личных пристрастиях, длительное пребывание на свежем воздухе и здоровый досуг.

Для большинства учителей метафизической ме­дицины естественный образ жизни превращается в религиозную добродетель. И хотя среди них есть, конечно, такие, кто в своей преданности принципам здорового образа жизни ударяется в крайно­сти, большинство придерживается благоразумной и конструктивной политики в соответствии с лучшими традициями духовной и физической культуры.

 

Часть II

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.