Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры






 

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Он возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса, воплотившись порядка 40 тысяч лет назад в «Homo sapiens» – «человека разумного», способного понимать и осмысливать предметы и явления окружающего его мира. Таким образом, в основе умственного развития человека лежит мышление.

«Внешние, присущие только че­ловеку формы психологического общения, возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действи­тельность» (Л. С. Выготский). Обобщенное отраже­ние действительности мышлением приводит к появлению специальных знаков, прежде всего, вербальных, с помощью которых становится воз­можным эффективное общение людей. Поэтому при нарушениях мышления возникают разнообразные за­труднения и в коммуникативной сфере.

Мышление настолько органично вплетается в любую область человеческой деятельности – труд, познание, общение, игру, – что его зачастую прямо соотносят с некоторой интегральной характеристикой – интеллектом (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум), главной отличительной чертой которого является способность применять полученные знания для их дальнейшего углубления и в практической жизни. Подструктурами общего интеллекта являются невербальный и вербальный интеллект.

Вербальный интеллект – это мыслительная способность че­ловека, отражающая особенности общего интеллекта, с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. При определении вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, само­стоятельность и социальная зрелость мышления.

Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Здесь оценивается развитие других психи­ческих процессов и свойств – внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования навыков.

В целом ин­теллект предстает как структура способностей, среди которых мысли­тельные играют самую важную, но не единственную роль, поскольку очень большое значение для общего (развитого) интеллекта имеют свойства внима­ния, памяти, восприятия, обеспечивающие адаптацию человека к внешней среде.

Выделяются 4 стадии развития общего интеллекта:

стадия сенсомоторного интеллекта –от 0 до 2 лет;

стадия дооперационального мышления – от 2 до 7–8 лет;

период конкретных операций – от 7–8 до 11–12 лет;

период формальных операций –начинается с 12 лет и развивает­ся на протяжении всей жизни.

Ста­дии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обу­чение может ускорять их прохождение. При отсутствии же обучения по различным причинам, может быть задержка психического развития. Важен факт, что предыдущие стадии развития интеллекта являются основой для формирования последующих стадий, поэтому степень реализации потенций в развитии каждой стадии определяет развитие общего интеллекта индивидуума.

Вербальный интеллект полностью основан на мыслительной способности человека, где главным инструментом выступает слово, речь. Словесно-логическое мышление начинает развиваться у ребенка с 6–7 лет, т. е. с момента начала обуче­ния в школе, а в качестве основной единицы понятийного мышления вы­деляется понятие, в котором отражаются общие, наиболее существен­ные свойства, признаки предметов и явлений действительности. Усвоение понятия зависит от полноценности функционирования сенсоров, определяющих свойства (признаки) рассматриваемого предмета. Будучи набором существенных дифференциальных признаков, понятие выражается в словесном знаке и форми­руется у ребенка в процессе обучения, познания действительности через практику, опыт. Понятийное мышление – это всегда осознанное вербализованное мышление. Поэтому нарушения развития речи неизменно сопровождаются снижением мыслительной деятельности и, как следствие, снижением интеллекта.

Мышление теснейшим образом связано с другими психическими процессами – восприятием, представ­лением, воображением, памятью, вниманием, но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительно­сти. Тем не менее, исходные данные для такого обобщения получаются также с помощью сенсорных систем, прежде всего, зрительно-слухо-вых, и их неполноценность способствует формированию неполноценного восприятия → представления → воображения и т. д., что, в конечном счёте, также сказывается на формировании неполноценного интеллекта.

Несмотря на сходство словосочета­ний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это далеко не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с пораже­нием или недоразвитием периферического отдела какого-либо анализатора, в частности, зрительного, слухового, речедвигатель-ного. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.

Умственная отсталость это стойкое нарушение позна­вательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Понятие «умственная отсталость» также не тождественно понятию «олигофрения». Олигофрении рассматриваются как группа различных по причинам возникновения, развитию и клиническим проявлениям непрогрессирующих патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего недоразвития психики, с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Умственная отсталость выступает при олигофрении как ведущий симптом заболевания, характеризующийся своими особенностями по сравнению с подобным симптомом после перенесенного воспалительного заболевания мозга (энцефалита, менингоэнцефалита), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), интоксикаций (эндокринной, обменной), при психических (шизофрения, эпилепсия) и др. заболеваниях, а также унаследован­ных генетических аномалиях.

У многих умственно отсталых детей может наблюдаться патология эмоционально-волевой сферы, аномалии физического развития, но эти особенности не яв­ляются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об умственной отсталости. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психических функций.

Таким образом, нарушения сенсорного восприятия, вызванные патологией ушей, глаз, речевого аппарата являются факторами риска развития отставания в умственном развитии, но не умственной отсталости, чаще всего ассоциируемой с олигофренией. С другой стороны, олигофрения, особенно врождённого характера, может сопровождаться нарушениями со стороны зрительно-слу-хового и речевого анализаторов, создавая дополнительные трудности при проведении реабилитационных мероприятий у данных больных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.