Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий терминов






Абсолютный порог ощущений - минимальная величина раздражителя любой мо­дальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

Авторитарность - характеристика человека как личности или ее поведения в от­ношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущест­венно недемократическими методами воздействия на них (давление, приказы, рас­поряжения и т.п.).

Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.

Адаптация - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от, излишней перегрузки.

Активность - способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

Апперцепция - восприятие вместе с суждением о нем. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности че­ловека и его индивидуальных особенностей.

Апраксин - нарушение движений у человека.

Атрибуция - приписывание какого-либо непосредственно невоспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.

Аффект - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, со­провождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.д.), метающее человеку выполнить некото­рое действие; часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей, пре­пятствует установлению открытых и доверительных отношений.

Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Викарное научение - усвоение формы поведения другого, включая понимание по­следствий этого поведения для модели. Вероятность воспроизведения таких дей­ствий возрастает, если модель получает вознаграждение.

Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Изучается произвольная или не­произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Внутренняя картина болезни - все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, самонаблюдений, представлений о своей болезни.

Внутренняя мотивация - мотивация, которая побуждает индивидуума к дейст­вию с целью улучшить свое состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели (получить вознаграждение, избежать наказа­ния и т.п.).

Внутренняя речь - особый вид человеческой речевой деятельности, непосредст­венно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Воля - свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своими поступками и психикой. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение - способность создавать новые образы на основе ранее сформиро­ванных представлений, удерживать эти образы в сознании и мысленно манипули­ровать ими.

Восприятие - целостное отражение в сознании предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Используется в двух значениях:

Восприятие межличностное - восприятие, понимание и оценка человека чело­веком.

Вытеснение - один из защитных механизмов в психоаналитической теории лич­ности. Под действием вытеснения из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмо­циональные переживания.

Горе - сложное психологическое образование, включающее фундаментальные эмоции и эмоционально-когнитивные взаимодействия. Это реакция на любую потерю.

Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе опре­деленных признаков.

Групповая динамика - процесс возникновения, функционирования и развити различных групп.

Действие - единица деятельности. Произвольная, преднамеренная опосредован­ная активность, направленная па достижение осознаваемой цели.

Деперсонализация (обезличивание) - временная утрата человеком психологиче­ских и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Дистресс - патологический стресс, характеризующийся отрицательным влиянием стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.

«Дифференцированная» личность - личность, прошедшая процесс разотождсствления (понятие из психосинтеза), умеющая занимать позицию внутреннего «сви­детеля» и, в силу этого, осознавать, а затем и управлять своими чувствами, мысля­ми, поступками.

Душа - старое, использовавшееся в науке до появления слова «психика» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии.

Желание - состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Замещение (сублимация) - один из защитных механизмов, представляющих со­бой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели па другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Заражение - бессознательная передача от человека человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Защитные механизмы - психоаналитическое понятие, обозначающее совокуп­ность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность обере­гает себя от психологических травм.

Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

Значение - это содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие упот­ребляющие его люди.

Идентификация личностная - уподобление, отождествление себя с кем-либо.

Идиот - индивидуум с резко нарушенным мышлением, неспособный обучаться речи и быть независимым в социальном плане.

Иллюзии - искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер и, связанное с неверной интерпретацией сенсорных сигналов от объектов окружающего мира.

Имплицитная теория личности - устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт лич­ности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной ин­формации о них.

Импульсивность - характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств, биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, от­личающее его от других людей.

Инициатива- проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.

Инсайт (озарение, догадка) - неожиданное для самого человека, внезапное нахо­ждение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Инстинкт - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность че­ловека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведе­нию в проблемных ситуациях. В широком смысле слова - это совокупность всех познавательных функций индивида (ощущений, восприятий, мышления, вообра­жения). В узком смысле слова - это только мышление. Отождествляется с систе­мой умственных операций, эффективностью индивидуального подхода к ситуа­ции, с биопсихической адаптацией к наличным обстоятельствам жизни.

Интеракционизм - учение, утверждающее, что все прижизненно приобретенные человеком психические свойства, качества и виды поведения являются результа­том взаимодействия, его внутреннего мира и внешней среды.

Интеракция - взаимодействие между общающимися, воздействие друг на друга.

Интерес - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением вни­мания к тому, что происходит вокруг.

Интроспекция - метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека.

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентиро­ваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Иптериоризация - формирование внутренних структур внешней социальной дея­тельности. Превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами.

1) как процесс формирования этого образа.

2) как субъективный образ предмета, явления или процесса;

Катарсис - очищение. Психоаналитический термин, обозначающий душевное об­легчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния группы в плане сложившихся в ней человеческих взаимоотношений.

Когнитивная карта - представление в памяти различных элементов какой-либо конкретной ситуации и связей между ними.

Когнитивное научение - формирование различных видов поведения на основе вы­работки «когнитивных карт» (латентное научение), «когнитивных стратегий» (при выработке сложных двигательных навыков), на основе интуиции и мышления.

Когнитивный - имеющий отношение к познанию, мышлению.

Когнитивный диссонанс - противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания, которые побуждают его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

Коммуникация - обмен информацией («символами») между общающимися индивидами.

Комплекс - совокупность черт личности, приобретаемых в детстве и на протяже­нии большей части бессознательного периода жизни, обладающая значительной эффективной силой и заставляющая человека проявлять по отношению к людям стереотипное поведение.

Комплекс неполноценности - уверенность человека в своей неспособности ре­шать жизненные проблемы, которая тормозит и парализует его действия.

Комплекс превосходства - комплекс, развивающийся в результате сверхкомпен­сации у человека, который страдает комплексом неполноценности; производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с завышенным мнением о своих возможностях.

Комплекс Электры - нежная привязанность девочки к своему отцу в сочетании с антагонистическим отношением к матери.

Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека каки­ми-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречи­вых интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникаю между людьми и вызываемое несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, по­требностей.

Конформность - некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровож­даемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Конформность - некритическое принятие человеком чужого мнения, сопровож­дающееся неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается; тактика приспособления своего уклада жизни, мыслей, чувств к группе, в которой он оказывается.

Коэффициент интеллекта (IQ) - отношение умственного возраста к хронологи­ческому (в месяцах), умноженное на 100. По определению, нормальный (средний) IQ равен 100 баллам, поскольку в этом случае умственный возраст соответствует фонологическому.

Кретинизм - вид умственной отсталости, сочетающейся с задержкой физическо­го развития; обусловлен недоразвитием щитовидной железы из-за недостатка йода в рационе матери.

Ксенофобия - неприязнь ко всему чужому, необычному, незнакомому.

Культура - совокупность форм приобретенного поведения, характерных для оп­ределенного общества и передающихся из поколения в поколение.

Либидо - одно из основных понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и по­ступков человека; присутствует с самого рождения.

Лидер - а) член группы, за которым она признает право принимать решения в зна­чимых для нее ситуациях; б) индивид, который способен играть центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Личность - общественно-ответственный, сознательный индивид.

Личность - системное качество индивида как субъекта деятельности и общения, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, имеющих личные контакты друг с другом.

Мантра - слово или звук, полученные от учителя, мастера медитации. Мантру необходимо повторять в определенном ритме, чтобы с ее помощью оторваться от внешней реальности и расширить поле сознания.

Массовые коммуникации - средства передачи информации, рассчитанные на мас­совую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.п.

Массовые явления психики - социально-психологические явления, возникающие в массах людей (население, толпа, нация, народ и т.п.), включают слухи, панику, подражания, заражения, внушения и др.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людь­ми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимо­действия.

Мечты - планы человека на будущее, представленные в его воображении и реа­лизующие наиболее важные для него потребности.

Мнемоника - совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Мотив - 1) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; соображение, по которому субъект должен действовать.

Мотивация - совокупность факторов, определяющих поведение. Динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведе­нием, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.

Мотивировка - рациональное объяснение субъектом причин своего действия.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отра­жения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, но мышление - это и система умственных операций.

Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требую­щее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Наглядно-действенное мышление - способ практического решения задач, пред­полагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с мате­риальными предметами.

Наглядно-образное мышление - способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практиче­ских действий с ними.

Наказание - предъявление нежелательного или устранение желательного стимула в ответ на поведенческую реакцию, которую требуется подавить; подобные раз­дражители приводят к снижению вероятности воспроизведения поведенческих ре­акций. В качестве факторов наказания может быть шлепок, лишение десерта и т.п.

Намерение - сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Напряженность - состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными чувствами и требующее разрядки.

Нарциссический тип личности - проявляющий внимание исключительно к соб­ственной персоне.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение дли­тельного времени все поведение человека.

Научение - процесс и результат формирования индивидуального опыта. Один из типов приобретенного поведения, то есть поведения, в котором наступили относи­тельно стойкие изменения.

Научение латентное - научение, которое осуществляется без какого-либо явного вознаграждения и проявляется в виде той или иной поведенческой реакции лишь тогда, когда этого потребует конкретная ситуация.

Научение методом проб и ошибок - научение, при котором из различных слу­чайных действий постепенно отбираются приводящие к желательному результату.

Научение психомоторное - научение, формирующее автоматизированные навы­ки, для которых необходим высокий уровень координации и интеграции последо­вательных двигательных реакций.

Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непри­ятие даже разумных советов с их стороны.

Нормы социальные - принятые в данном обществе или группе правила поведе­ния, регулирующие взаимоотношения между людьми.

Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в ре­зультате переработки информации, поступающей через органы чувств.

Образ - обобщенная картина мира, складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождае­мый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга.

Объективация - процесс и результат локализации образов восприятия во внеш­нем мире - там, где располагается источник воспринимаемой информации.

Оперантное научение - закрепление действий, последствия которых желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям.

Операция - способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней и мысленной) ситуации.

Оптимальный уровень активации - уровень активации организма, позволяющий ему действовать самым эффективным образом. Меняется в зависимости от лично­сти, времени, ситуации, душевного состояния.

Ориентировочная деятельность (ориентировка) - обследование субъектом ситуации, содержащей в себе элемент новизны, подтверждение или изменение смыслового и функ­ционального значения ее объектов, примеривание и видоизменение своих действий, актив­ное раллирование в процессе выполнения хода действий согласно значениям объектов.

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать; воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл: обозначать его сло­вом, относить к определенной языковой категории.

Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых и нравственных норм или нарушающее их.

Отчуждение - процесс или результат утраты для человека значения или личност­ного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было для него интерес­ным и важным.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохра­нении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Переживание - ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Перенос- влияние результатов предшествующего научения на текущее научение. При положительном переносе предшествующее научение облегчает процесс ново­го научения, а при отрицательном - затрудняет.

Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.

Перцептивная бдительность - феномен, противоположный перцептивной защи­те; возникает при воздействии специфических стимулов, восприятие которых об­легчается снижением порога перцепции.

Перцептивная защита - подавление сознанием сигналов, которые оценены как угрожающие или неприемлемые.

Подкрепление - а) средство, способное удовлетворить актуализированную по­требность, снять вызванную ею напряженность; б) подача или устранение раздра­жителя после поведенческой реакции, которую необходимо выработать. При этом вероятность ее воспроизведения увеличивается.

Подкрепление вторичное - подкрепление, основанное на формировании связи между каким-либо агентом и уже имеющимися подкрепляющими факторами. Примеры вторичного подкрепления: деньги, медаль, диплом и т.д.

Подкрепление отрицательное - подкрепление, при котором устранение того или иного раздражителя или события в результате поведенческой реакции повышает вероятность ее повторения. Подкрепляющим агентом может быть любой аверсивный раздражитель, осуждение, ссора и т.п. Субъект при этом будет стараться вос­производить такие поведенческие реакции, которые приводят к устранению по­добных факторов.

Подкрепление первичное - подкрепление, основанное на появлении или устране­нии естественного безусловного раздражителя, связанного с врожденными моти­вациями организма (голодом, жаждой, сном и т.д.),

Подкрепление положительное - подкрепление, при котором раздражитель или событие, появляющееся в результате поведенческой реакции, увеличивают веро­ятность ее воспроизведения. Подкрепляющий агент: пища, улыбка и т.п., то есть это такие факторы, для получения которых субъект будет воспроизводить нужную поведенческую реакцию.

Подкрепление социальное - подкрепление, основанное на межличностных отно­шениях (похвала, одобряющий жест и т.п.).

Подкрепляющий агент - раздражитель или событие, которые появляются (или, напротив, исчезают) в результате той или иной поведенческой реакции и тем са­мым увеличивают вероятность воспроизведения этой реакции.

Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направлен­ное на воспроизведение поступков и действий других.

Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направлен­ное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Полоролевая типизация - усвоение человеком форм социального поведения, ти­пичных для людей одного с ним пола.

Полоролевое поведение - поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отно­шения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Представление - образ ранее воспринятого.

Поступок - сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объек­тах, необходимых для его существования, и выступающее источником его активности.

Предметность восприятия - свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

Предрассудок - устойчивое ошибочное мнение, не подкрепленное фактами и ло­гикой, основанное на вере.

Предсознание - психическое состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным. Характеризуется наличием смутного осознания переживаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять.

Предубеждение - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

Проекция - один из защитных механизмов, посредством которого человек избав­ляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Просоциальное поведение - поведение человека, бескорыстно направленное и благо других людей.

Психика - продукт развития живой материи; субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управле­ние поведением.

Психическая напряженность - субъективное восприятие состояния дистресса, возникающего в сложных и экстремальных условиях деятельности.

Психология - научное исследование умственной деятельности и поведения, а так­же научное применение приобретенных знаний.

Психотерапия - область, пограничная между медициной и психологией, в кото­рой широко используются психологические средства диагностики, психокоррек­ции и методы лечения заболеваний.

Психотическое поведение - характеризуется нарушением личностных черт, при­чем сам индивидуум не отмечает патологичности, аномальности этих изменений.

Психофизиологическая проблема - проблема связи психических явлений с фи­зиологическими процессами, происходящими в организме, мозге человека.

Раздражимость - способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воз­действия среды.

Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вы­звать в нем какую-либо реакцию.

Рассеянность - неспособность внимания сконцентрироваться на объекте. Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Сенсорный - связанный с работой органов чувств.

Рационализация - один из защитных механизмов, выражающийся в поиске ра­зумных и логичных объяснений человеком своих поступков, действий, рассчитан­ных на их моральное оправдание и снятие угрызения совести.

Реакция - ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

Реакция - ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

Реминесценция - самопроизвольное воспроизведение (припоминание) материала, который когда-то был воспринят, но затем был забыт и не восстанавливался в памяти.

Референтная группа - группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

Рефлекс безусловный - врожденная автоматическая реакция организма на специ­фическое воздействие.

Рефлекс условный - приобретенная реакция организма на определенный раздра­житель, возникшая и результате сочетания воздействия этого раздражителя с по­ложительным подкреплением со стороны актуальной потребности.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной си­туации, соответствующее занимаемому им положению.

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления группой, обладающее формально регламентированными правами и обязанностя­ми; представляет группу в других организациях.

Садизм - враждебные действия человека по отношению к людям, приобретающие иногда форму патологического стремления наносить им вред.

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиваться на самом себе.

Сенсибилизация - процесс, при котором стимул, не вызывавший ранее никакой реакции, начинает вызывать ее.

Сенситивный период развития - период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психо­логических свойств и видов поведения.

Сенсорная изоляция - экспериментальная ситуация, в которой организм лишается большинства внешних стимулов.

Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышен­ный интерес и влечение к нему.

Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышен­ный интерес и влечение к нему.

Синестезия - способность раздражителя, адресованного природой приспособленному для его восприятия органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в дру­гом органе чувств (при восприятии музыки могут возникнуть зрительные ощущения).

Система подавления действий (активное торможение) - название, которое Лабори дал гипотетической функциональной системе, которая задерживает дейст­вие, стимулируемое какой-либо непосредственной мотивацией, если выполнение его в данный момент нецелесообразно или сопряжено с опасностью.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, при котором средством реше­ния задачи выступают словесные абстракции и логические рассуждения.

Смысл личностный - значение, которое объект, событие, факт или слово приоб­ретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта.

Совместимость психологическая - объективное соотношение тех или иных ха­рактеристик вступивших в общение людей, осознаваемое ими как взаимная сим­патия, «притяжение», способствующее формированию взаимных положительных эмоциональных установок.

Сознание - высшая форма психики, субъективная форма человеческой жизнедея­тельности. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся сово­купность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте».

Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительно­сти, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Сопереживание - возникновение у человека тех же чувств и эмоций, которые ха­рактерны для находящихся рядом с ним людей.

Социальная ингибиция - торможение психических процессов, ухудшение дея­тельности человека в присутствии других людей.

Социальная роль - совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Социальная фацилитация - облегчающее воздействие присутствующих людей на психику и поведение человека, выражающееся в активизации его психических процессов и состояний, улучшении практической деятельности.

Социальные ожидания - ожидаемые от человека суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.

Социальные ожидания - ожидание от человека, занимающего в обществе опре­деленное положение, суждений, действий и поступков, соответствующих его со­циальной роли.

Специализация - процесс и результат усвоения социального опыта.

Статус - положение человека в системе межличностных отношений, определяю­щее его права, обязанности и привилегии.

Стереотип - упрощенное, зачастую искаженное, представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке и др.).

Страдание - одна из фундаментальных эмоций, испытывая которую человек па­дает духом, чувствует одиночество, жалость к себе.

Стресс - общая реакция организма на такие факторы как боль, опасность, душев­ное потрясение, препятствие к достижению желаемого и т.п.

Субсенсорное восприятие - бессознательное восприятие и переработка человеком сиг­налов, поступающих в мозг через органы чувств и недостигающих пороговой величины.

Субъект действия - животный организм, имеющий верховную нервную инстан­цию по управлению реакциями во внешней среде на основе образа этой среды и по увязке данных реакций с внутренней средой организма.

Теория присвоения - теория, согласно которой мы приписываем себе и окружаю­щим причины наших действий и действий других людей, для того чтобы придать смысл этим действиям.

Транс - состояние сильного возбуждения, вызываемое бурной мозговой или пси­хической активностью.

Трансфер - перенос на психотерапевта (врача) эмоционального отношения паци­ента к значимым для него людям (отцу, матери и др.).

Трансцендентальный - выходящий за границы обычного уровня сознания и дос­тигающий уровня «чистого сознания», освобожденного от всякой связи как с внешней, так и с внутренней реальностью.

Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Умозаключение - процесс логического вывода определенного положения из неко­торых достоверных утверждений.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Уровень группового развития - характеристика сформированности межличност­ных отношений, выражающаяся в группообразовании.

Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям.

Фобия - иррациональный страх перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы.

Фон - менее структурированная область перцептивного поля, на которой в про­цессе восприятия выделяется та или иная фигура.

Формирование реакции - методика, часто используемая при оперантном обуслов­ливании: она состоит в подкреплении тех реакций, которые постепенно приближа­ют поведение к желаемому конечному результату. Данное поведение формируется методом последовательных приближений.

Функциональная ригидность - неспособность находить нестандартные решения проблем, новые применения вещам, которые привыкли использовать определен­ным образом.

Характер - совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности неко­торых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого на­правлено действие человека. Цель деятельности и ее мотив обычно не различаются.

Цензура - психоаналитическое понятие, обозначающее подсознательные психоло­гические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания.

Ценности - то, что человек особенно ценит и жизни, чему он придает особый, по­ложительный жизненный смысл.

Черта личности - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

Чувства - возникают в результате обобщения эмоций, имеют отчетливо выражен­ный предметный характер, характеризуются устойчивостью, выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Чувствительность - способность организма запоминать и реагировать па воз­действия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вы­зывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Эгоцентризм - субъективная установка, при которой за исходную точку для вос­приятия мира принимается собственная личность.

Эдипов комплекс - нежная привязанность мальчика к своей матери, сопровож­дающаяся враждебностью к отцу, который рассматривается как «соперник»,

Экдоморфный тип - морфологический тип, свойственный крупным людям со сла­бо развитой мускулатурой и преобладающим развитием тканей эктодермальпого происхождения; этот тип соответствует «церебральному» темпераменту (эктодерма - внешний листок зародыша, дающий начало, в частности, нервной системе).

Экстаз - состояние, в котором находится индивидуум, как бы вышедший из себя. Это состояние вызывается у мистиков проповедью и молитвами. Чрезмерная моз­говая активация при этом контрастирует с неподвижностью тела.

Экстериоризация - процесс порождения внешних действий, высказываний и пр. внутренними состояниями, психологическими структурами.

Экстравертираванное (поверхностное) сознание - состояние сознания, соответст­вующее активному бодрствованию. Оно позволяет организму адаптироваться к ок­ружающей среде путем установления связей между внешним и внутренним миром.

Экстрасенсорное восприятие - восприятие событий без участия общеизвестных органов чувств. Парапсихологи объясняют этот феномен аномальностью воспри­ятия или рассматривают как явление, механизмы которого пока неизвестны.

Эмоции - длительное состояние, слабо проявляющееся во внешнем поведении, выражающее оценочное личностное отношение к складывающимся или возмож­ным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния.

Эндоморфный тип - морфологический тип, свойственный полным людям с преиму­щественным развитием тканей энтодермалыюго происхождения; этот тип соответствует общительному темпераменту, стремящемуся к любви и комфорту (энтодерма - внутрен­ний листок зародыша дающий начато, главным образом, внутренним органам).

Я - понятие, используемое во многих психологических теориях как обозначение личности, ее сознательной оценки при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. Ассоциируется с состоянием активного бодрствования.

Я-peaльнoe - представление, которое складывается у человека о самом себе на ос­новании личного опыта.

Я-идеальное - совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.