Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности поведения, характеризующие ведущие каналы восприятия






Визуал Аудиал Кинестетик
Жесты в верхней части тулови­ща, „рисуют” то, о чем идет речь. При рассказе взгляд чаще вверх, человек как бы видит то, о чем говорит: Часто сидит на краешке стула. Подбородок вверх, высокий тембр голоса, самый быстрый темп речи и обработки информа­ции, наблюдательный, ориентиро­ван на внешний вид. __ Увиденное запоминает легко, словесную инструкцию с трудом. Требует полной картины, видимой цели и детального рассмотрения; осторожен, пока не получит пол­ной ясности. Предпочитает читать сам, чем чтобы читали ему. Читает хоро­шо, быстро. Аккуратно, хорошо и правиль­но пишет, но теряется, если пи­шет слова, никогда ранее не ви­денные. При общении предпочитает са­мую далекую дистанцию. Организован аккуратен, все ве щи „на своих местах", подбирает цвета, размеры. Выбирает слова, обозначающие то, что можно увидеть (цвет, фор­му, величину, удаленность): кра­сиво, ярко, красный, на переднем плане, не представляю себе, на­рисуй и т. д., видеть, смотреть, туманный, замечать и т. д. Жесты как бы создают ритм речи, когда человек слушает, голова накло­няется вбок — поза „те­лефонной трубки". Метроном, хорошо мо­жет копировать, речь ор­ганизованна, ритмична. Легко запоминает по­следовательность, повто­ряет услышанное, учит­ся, слушая, могут быть трудности в письме и ма­тематике. Читая, шеве­лит губами (проговари­вает слова). С удовольст­вием читает вслух и слу­шает, любит говорить, когда пишет. При разговоре предпо­читает среднюю дистан­цию. Любит дискуссии, любит брать на себя ве­дущую роль в дискуссии,, склонен к хождению во­круг да около, подроб- ному, последовательному описанию событий. Выбирает слова, обо­значающие звуки: гре­мит, шуршит, тишина, звучит, мелодичный, разговаривать и т. д. Жесты ниже средней линии туловища. Взгляд часто опус­кается, человек как бы при­слушивается к своим ощуще­ниям. Когда садится, устраи­вается поудобнее. Очень много движений, жес­тов, подбородок вниз, тембр голоса низкий, самый медлен­ный темп речи и обработки ин­формации. Дюбит прикасаться сам и когда прикасаются к не­му, быстрое раннее физическое развитие. Запоминает, двигаясь, дей­ствуя с материалом. Читая, во­дит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом. Д1о-черк хуже, чем у других. Предпочитает самую близ­кую дистанцию в разговоре. Склонен бросать одно незакон­ченное дело ради другого. Сильно развита интуиция, во­круг него часто „рабочий" бесцорядок. Одевается удобно, по принципу „Я себя сам не ви­жу". Выбирает слова, обозначаю­щие вкус, запах, движение, ощущение температуры: теп­ло, прохладно, шероховато, схватить, чувствовать, держа­ться, контактировать и т. п. термины конкретного дейст­вия.

 

Характеристика перцептивной стороны общения:

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание здесь может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов. Однако, в том и другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнёр по общению.

На содержание межличностного восприятия партнёра по общению оказывают влияние характеристики обоих субъектов (например внешность) и оценивание друг друга.

Нередко бывает так, что при первом знакомстве с субъектом по общению, восприятие партнёра оказывается искажённым, вследствие возникновения ”эффекта ореола”, ”эффекта новизны”, ”эффекта стереотипа”.

Сущность ”эффекта ореола” заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определённых качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризуется определённым образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ”ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

”Эффект первичности” заключается в том, что на восприятие незнакомого человека большое влияние оказывает порядок предъявления информации. Ели человек, ещё не будучи знаком с будущим партнёром по общению, первично получает негативную информацию о будущем собеседнике, то и воспринимать его он будет негативно. Ели же информация будет позитивной, то партнёр по общению сразу же будет восприниматься позитивно.

”Эффект новизны” заключается в том, что при восприятии знакомого человека, последняя, более новая информация, оказывается наиболее значимой.

”Эффект стереотипов” заключается в том, что сформировавшиеся представления, предубеждения мешают восприятию и осознанию истинных, реальных характеристик собеседника.

 

Характеристика интерактивной стороны общения:

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения фиксирует не только обмен информацией, но и организует совместные действия партнёров, позволяющих им реализовывать некоторую общую деятельность.

В интерактивной стороне общения все виды взаимодействия можно поделить на два вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются ”позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе ”расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определённого рода препятствие для неё.

Для повышения эффективности общения людей друг с другом в учебных планах различных образовательных учреждений, предусмотрено проведение социально – психологического тренинга.

Тренинг является методом активного социально – психологического обучения, осуществляемого в условиях группы. Он направлен на развитие коммуникативности участников в общении, т.е. помогает преодолевать коммуникативные барьеры, неадекватные установки и стереотипы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.