Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертый критерий - доминирование в ориентации модели социально-трудовых отношений индивидуальных, групповых или коллективных интересов.






Совершенно определенно можно говорить о российской модели социально-трудовых отношений как о модели коллективистского типа.

Итак, модель социально-трудовых отношений, базирующаяся на системе ценностных предпочтений российских субъектов социально-трудовых отношений, носит коллективистский характер, определяется активной ролью государства на рынке труда, целями количественного характера (речь идет о выживании во многих случаях) и патерналистским типом отношений.

3.3 Модель социально-трудовых отношений, обусловленная со­временным российским трудовым правом.

В настоящее время международные законы уже рассматрива­ются как источник трудового права Российской Федерации. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора». (п.4 ст.15)

Государственная политика на рынке труда.

Государственная политика на рынке труда может быть актив­ной и пассивной. Пассивная политика гарантирует своего рода опеку со стороны государства над субъектами социально-трудовых отношений, выражающуюся в предоставлении определен­ных гарантий: сохранения рабочего места для работника, свое­временной выплаты заработной платы, пенсии и т. д.; устой­чивость финансирования и цен, а также спроса на определенные объемы продукции и т. д. - для работодателя. Активная же го­сударственная политика представляет собой меры, предостав­ляющие шанс субъектам социально-трудовых отношений в реали­зации своего социально-трудового потенциала. В основном они направлены на содействие безработному в трудоустройстве, в выборе и получении или изменении специальности, или осущест­влении помощи гражданину в самозанятости т. д.

Закон о занятости населения в РФ является одним из ос­новных правовых актов, обеспечивающих российскую государст­венную политику на рынке труда.

Закон о занятости населения РФ декларирует, что «госу­дарство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст.12 п.1). Законодательно закреплено, что безработным оказывается раз­личного рода государственная поддержка, направленная на ско­рейшее возвращение их к труду: предоставляется возможность бесплатного получения новой специальности, гарантируется по­собие по безработице, предполагается возможность участия безработных в оплачиваемых общественных работах. Законом за­креплено, что «безработные граждане имеют право на бесплат­ную профессиональную ориентацию, профессиональную подготов­ку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости» (ст. 92). Статьи 12 п. 2 и 15 Закона о за­нятости также гарантируют это право. Таким образом стимули­руется сторона работодателя, поскольку государство снимает налоги на средства, направленные на обучение и переобучение персонала.

Созданная в 1991 году Федеральная служба занятости обес­печивает потенциальных работников необходимой информацией, касающейся возможности получения работы, требований, предъ­являемых работодателем к кандидатам на данное вакантное ме­сто, помогает в выборе работы. Российские службы занятости оказывают необходимую поддержку и работодателям, предостав­ляя им необходимую информацию и способствуя подбору нужных специалистов, (ст. 9 п. 1, ст. 15 п. 1, ст. 26 п. 3).

Другие государственные законодательные акты обеспечивают возможность реализации государственной политики на рынке труда в других направлениях.

Так, статья 8 Конституции РФ закрепляет государственную, муниципальную, частную и др. виды собственности и признает их равными, тем самым открывая возможность для развития лю­бых моделей социально-трудовых отношений: коллективистских, индивидуалистической и т. д. и, в конечном итоге, обеспечи­вает развитие самого рынка труда, что улучшает положение различных групп населения. В этом направлении на рынок труда воздействует и Государственная программа приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в России, утвер­жденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года, и вве­денная в действие с 1 января 19 94 года. Главной ее задачей являлось " формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений" и " содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров)". /1/

Можно предположить, что в результате проводимых ныне ре­форм основной формой собственности больших и средних прива­тизируемых предприятий будет коллективная (частная) форма собственности. Указ Президента РФ от 1 июля 19 92 года № 721 " Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных пред­приятий в акционерные общества" гласит о том, что абсолютное большинство государственных предприятий должно быть преобра­зовано в акционерные общества открытого типа. Сам этот факт теоретически должен способствовать повышению эффективности социально-трудовых отношений, поскольку повышается заинтере­сованность работников в эффективном функционировании пред­приятия. Работник становится работающим собственником. Закон СССР от 17 января 1983 года " Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", который действует в соответствии со ст. 4 КЗоТ РФ в части не противоречащей Конституции РФ и законода­тельству РФ до принятия соответствующего нормативного акта, довел производственную демократию до самоуправления трудового коллектива. Возможность самоуправления коллектива закреп­лена в ст. 235 КЗоТ РФ, однако при этом дважды делается от­сылка на законодательство РФ по трудовым коллективам, кото­рого фактически нет, а глава XV-А КЗоТ РФ о них 1988 года сокращена в 1992 году с восьми статей до одной. В Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности 1991 года существует раздел " Трудовой коллектив", на первый взгляд предоставляющий широкие возможности коллективу, однако при этом не разработаны механизмы, позволяющие коллективу реализовывать свое самоуправление: избирать органы самоуправле­ния, которые были бы защищены правом. В соответствии со ст. 227 КЗоТ РФ трудовой коллектив может участвовать в управле­нии организацией. Но здесь возникает проблема нежелания ра­ботников вникать в производственные дела и брать на себя от­ветственность. Так, С. Барсукова и В. Герчиков на основе проведенного исследования делают следующий вывод: " Особо от­метим, что единственно возможный алгоритм управления коллек­тивным предприятием - принятие или непринятие работниками предложений управленцев. Выработка управленческих решений на низовом уровне в результате " живого творчества масс" в со­временных российских условиях, по-видимому, чистая утопия даже для таких небольших по численности предприятий, которые преобладают в торговле и бытовом обслуживании". /22, с. 183/

Управляемость системы.

Россия закрепляет нормы международно-правового регулиро­вания труда в законодательстве РФ. 50 конвенций МОТ ратифи­цированы сегодня в России (в США - 11; в Германии - 73; в Италии - 102; во Франции - 114) /45, с.67/. Трудовое право развивается в направлении мировых стандартов. Можно говорить о демократизации трудового законодательства в части, касаю­щейся механизма установления, изменения и прекращения трудо­вых отношений, условий оплаты труда с участием трудовых кол­лективов, разрешения индивидуальных и трудовых споров и иных вопросов труда. Такая тенденция развития несомненно есть движение в сторону социального партнерства, предполагающего переход «от конфликтного соперничества к конфликтному со­трудничеству» /92/.

С момента Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (кон­фликтов)» закрепляются принципы социального партнерства на макроуровне, что является новым элементом в практике россий­ского трудового законодательства, выраженным в новом виде правовых актах-договорах. Речь идет о соглашениях, регули­рующих социально-трудовые отношения между работниками и ра­ботодателями (социальными партнерами) на уровне Российской Федерации, территории, отрасли, профессии. Такие соглашения расширяют договорный централизованный метод регулирования труда. Основной принцип социального партнерства - равенство сторон и равное право их защиты собственных интересов. Кон­венция МОТ № 87 «Свобода ассоциации и защита права на орга­низацию» 194 8 года закрепила это право социальных партнеров, как и право, свободно формулировать программы действий на основе своих интересов, а также избирать представителей сво­их организаций. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», как и российская трехсторонняя ко­миссия по регулирования социально-трудовых отношений нацеле­ны на развитие социального партнерства в России. Данный За­кон РФ предполагает участие трех сторон в выработке согла­шений. На равных правах с организациями предпринимателей и работников в работе над соглашением участвует и исполнитель­ный орган власти. А трехсторонняя комиссия является органом системы социального партнерства, отвечающим за разработку генерального соглашения и контролем за его выполнением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.