Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы






При анализе социально-трудовой реальности экономисты исходят из принципа рациональности или целеустремленности,


предполагающего последовательность действий индивида в достижении определенной цели. При этом выбор цели совершается индивидом или группой индивидов, исходя из сравнения издержек и выгод. То есть такое восприятие действительности - восприятие с позиции соотношения «издержки - выгоды» - направлено на достижения большей экономической выгоды. Если же поведение индивида или группы индивидов можно интерпретировать как иррациональное, мы будем говорить о другом типе рациональности, поскольку, мы предполагаем, что данный тип поведения преследует другие цели: максимум не экономического эффекта, а, например, социально-экономического.

Теории

Являясь сторонниками системной теории СТО, мы считаем, что именно этот подход позволяет учесть влияние факта существования глобальных проблем и постиндустриальных изменений в обществе, вносящих новые ограничения для социально-трудового процесса, на развитие системы СТО. Системный подход позволяет также включить в анализ социокультурную составляющую системы СТО, существенно определяющую восприятие участниками СТО социально-трудовой реальности и во многом определяющую их экономический выбор.

Модель системы СТО для макроуровня может быть представлена следующим образом (см. рис. 4):


Рис • 4 Модель системы социально-трудовых отношений: макроуровень.

Необходимо отметить, что макроуровень системы СТО выполняет функцию связующего звена между мета- и микроуровнем. Метауровень системы СТО ориентирован в наибольшей степени на социальные цели, а не на рынок, задачи этого уровня - экология мира и миротворчество, а не эффективность системы СТО, например, и, следовательно, решения, принимаемые на этом уровня имеют характер рекомендательный. Макроуровень системы СТО, ориентируясь на мировой уровень, мировые стандарты, при этом сохраняет условия рынка.

Переменная «глобальные проблемы» - отражает влияние глобальных проблем и происходящих в мире глобальных социальных изменений на систему социально-трудовых отношений.

Вторая переменная - «социокультурные характеристики» -показывает зависимость системы социально-трудовых отношений от социокультурных характеристик субъектов СТО: влияние ми-


ровоззрения, уровня образования, жизненных целей, ценностей субъектов социально-трудовых отношений и т. д. на систему СТО.

Переменная «участники процесса» подразумевает работников и организации, представляющих их права; работодателей и организации, защищающих их права; и посредническую сторону -государство. Состав участников может быть расширен. Использование инструментария системного анализа позволяет ввести в теорию понятия, которые необходимы для обозначения некоторых уровней социально-трудовых отношений, таких как уровень природоохранных организаций или, например, уровень коллектива. Теперь наряду с индивидуальными реальностями необходимо признать и коллективные реальности, несводимые к индивиду, но такие же реальные, как и он. Коллектив развивается не по рыночным законам, но может выступать субъектом социально-трудовых отношений рыночного типа.

Переменная «контекст окружающей среды» представляет собой

1) технологические характеристики рабочего места и рабочего сообщества,

2) рынок или бюджетное давление, которые воздействуют на
участников процесса,

3) распределение власти в обществе.

«Идеология» - система норм и верований, воздействующих на участников социально-трудового процесса.

Такой подход дает возможность формулирование определенных правил социально-трудовых отношений, что соответствует общей тенденции социальных изменений, для которых социальное научение все более становится основным механизмом социального развития.

Для того чтобы определить в каком направлении должны происходить изменения в системе СТО России необходимо понять, какими ценностями определяется социально-


трудовое поведение российских субъектов СТО? Какие ценности лежат в основе системы социально-трудовых отношений рыночного типа? В каком направлении должны изменяться ценности российских субъектов социально-трудовых отношений в ходе реформирования экономики? В каком направлении изменяются ценности в постиндустриальном обществе?

Для ответа на вопросы подобного рода необходимо проанализировать систему социокультурных характеристик российских субъектов социально-трудовых отношений и, используя выделенные критерии определения типа модели СТО

(тип политики государства на рынке труда, управляемость системы социально-трудовых отношений, равноценность или неравноценность субъектов социально-трудовых отношений и предпочтительность интересов коллектива или индивида), выявить простейшую модель социально-трудовых отношений, опирающуюся на российскую систему ценностей.

Трудовое право также отражает определенную систему ценностей, поэтому имеет смысл сравнить простую базовую модель системы социально-трудовых отношений, обусловленную ценностными предпочтениями российских участников СТО (как стартовую позицию трансформации системы социально-трудовых отношений) и модель, вытекающую из анализа российского трудового права (как возможную конечную цель). Как пишет профессор В. Шкатулла: «Этические правила так или иначе закрепляются в законодательстве, и правовые нормы в конечном счете отражают нормы этические... Законы нередко содержат нормы, имеющие четко выраженную этическую направленность». /121, с.94/ При этом мы понимаем ценности как значимые для человека объекты (материальные или идеальные. «В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)». /38, с.228/







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.