Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы (по А.Б. Орлову) обучения






[153, с. 102-103, 107]

Принцип субординации — мир Принцип равенства — мир детства
детства — это часть мира взрос- и мир взрослости — совершенно

лых, его несамостоятельный прида- равноправные части мира челове-

ток, часть, не равноценная целому ка, их «достоинства» и «недостат-

и подчиненная ему. ки» гармонично дополняют друг

друга.

Принцип монологизма — мир дет- Принцип диалогизма — мир дет-

ства — это мир учеников и воспи- ства так же, как и мир взрослости,

танников, мир взрослых — мир обладает своим собственным содер-
учителей и воспитателей. Содер- жанием..., взаимодействие этих

жание взаимодействия транслиру- двух миров должно строиться как

ется только в одном направле- диалогичный и целостный «учебно-

нии — от взрослых к детям. воспитательный процесс»...

Принцип произвола — мир взрос- Принцип сосуществования — мир

лых всегда навязывал свои законы детства и мир взрослости должны
миру детей, мир детства всегда был поддерживать обоюдный суверени-
беззащитным по отношению к ми- тет: дети не должны страдать от дей-
ру взрослых. Он никак и никогда ствий взрослых, какими бы по-
не воздействовал на него. буждениями эти действия ни моти-

вировались.

Принцип контроля — контроль Принцип Свободы — мир взросло-
мира взрослых, рассматриваемый сти должен исключить все виды
как необходимый элемент обучения контроля над миром детства (кро-

и воспитания, обеспечивал прину- ме охранения жизни и здоровья),

дительную ассимиляцию мира дет- предоставить миру детства выбирать
ства миром взрослых. свой путь

Принцип взросления — развитие Принцип соразвития — развитие

мира детства всегда рассматривалось мира детства — это процесс, па-

как взросление, т.е. движение де- раллельный развитию мира взрос-
тей по созданной миром взрослых лести, цель развития человека — гар-
«лестнице» возрастов. Нарушение ионизация внешнего и внутренне-
процесса — аномалия. го «я» — цель развития.

Принцип инициации — существо- Принцип единства — мир детства

вание границ между миром взрос- и мир взрослости не образуют двух

лых и детства и перевод человека разграниченных (имеющих грани-
из одного в другой мир. цы перехода) миров, они состав-

ляют единый мир людей.

Принцип деформации — мир дет- Принцип принятия — человек

ства всегда деформирован вторже- должен приниматься другими

нием взрослых. людьми таким, каким он есть, без-

 

относительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.


но»)- Полная педагогическая и родительская ориентация на та­кую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание (невозможность «адаптации и последующей интегра­ции», по А.В. Петровскому, в референтную для нее группу). Ве­роятно, реализация всех этих принципов должна осуществлять­ся с учетом принципа реалистичности.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней свя­зи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом обществен­ного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ре­бенке, детстве и его мире. Современное образование и характе­ризуется поиском решения этого противоречия.

Общеметодологический смысл понятия «образование»

Образование традиционно определяется как создание челове­ка по образу и подобию. В этом определении может содержать­ся и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-исто­рическая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «об­разование», как известно, находятся в раннем средневековье, со­относясь с понятием «образ», «образ Божий». Человек был со­здан по подобию Божию и понимание, постижение, следование этому образу и трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. Начиная с Возрожде­ния, когда человек сам становится ценностью, образование рас­сматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхож­дения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образо­вание становится способом создания своего образа, лика, лично­сти. При этом образ культуры проецируется на содержание, ор­ганизацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть «со­кратический» — метод постановки вопросов, позволяющих уче­нику самому найти ответ в процессе рассуждения.

Распространенный в Европе, Великобритании, США термин education (обозначающий образование) не имеет корневой мор­фемы «образ», но он также понятийно достаточно широк по со­держанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспи-


тание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультур­ных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический ко­декс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом про­цессе является нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, — подчеркивал Л.Н. Толстой. — Нельзя воспи­тывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [214, с. 409]. Эта же мысль отмечалась еще в кон­це XVIII в. И.И.Бецким. Соответственно образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построени­ем образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образова­тельная система; как образовательный процесс; как индивиду­альный или коллективный (совокупный) результат этого процес­са, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.