Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема № 2. Общетеоретическая модель функционирования ВОД






 

 


уровень свойств – механизм возникновения значений ценностных и смысловых образов, связанных с работой абстрактного мышления и характеризующихся высокой степенью стабильности.

Понимание ВОД как продукта развития субъективных значений различных образов объектов и явлений объективной реальности позволяет представить общетеоретическую модель ее функционирования (схема № 2). Возможность осуществления функциональной связи между блоками обеспечивает система значений различной природы (в психологической науке значение рассматривается в качестве обобщенной формы отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах, и ценностях) (В.Ф. Петренко, 1988; А.В Петровский., М.Г. Ярошевский, 1990 и др.).

По мере развития ВОД все большую роль в нем начинают играть не изолированные значения образов, а комплексы значений – тексты разного уровня сложности. Рассмотрение значений образов объектов и явлений действительности в качестве содержательной единицы ВОД позволяет увидеть специфику данного образования психики: любой элемент объективной реальности оказывается способным выполнять для человека смыслообразующую функцию, становясь для него самым важным объектом в мире и определяя его поведение и деятельность. Субъективные значения образов, как содержательные единицы ВОД, определяют выбор методов его исследования. Анализ природы данного образования показывает, что наиболее адекватными методами в этом случае становятся вербальные методы и методы экспериментальной психосемантики. Своеобразными маркерами объективной реальности могут выступать небольшие тексты, а анализ отношений между их значениями позволяет выявить специфику содержания и структуры ВОД конкретного человека или социально-возрастной группы. Применение текстов-маркеров делает возможным проведение в процессе исследования (с помощью процедур факторного, кластерного и корреляционного анализа) реконструкции существующей у человека структуры ВОД.

Третья глава «Этапы онтогенеза вербального отражения действительности» раскрывает общие закономерности развития данной формы психического отражения и специфику организации ее психосемантического исследования.

Необходимость системной интерпретации процесса развития структуры и содержания ВОД в онтогенезе требует его анализа на макро- и микроуровне. Макроуровневый анализ сосредотачивает свое внимание на выделении общих закономерностей перехода от одного этапа развития ВОД к другому; микроуровневый - видит свою задачу в объяснении особенностей внутриэтапного развития данного психического образования. Микроуровневый анализ очень важен, поскольку именно он позволяет выявить предпосылки развития данного феномена на макроуровне.

Системная интерпретация особенностей развития структуры и содержания ВОД предполагает: 1) теоретический анализ общих закономерностей биологического (физического), психического и социального развития человека в онтогенезе; 2) анализ базовых отечественных и зарубежных периодизаций развития личности (таблица № 3) эмпирические исследования закономерностей онтогенеза ВОД. Совме щение указанных направлений позволяет представить четыре базовых фактора, отражающих качественно своеобразные периоды развития ВОД: эмоциональный фактор, когнитивный фактор, ценностный фактор и смысловой фактор. Знание логики развертывания и смены факторов, передающих общую специфику био-психо-социального развития человека, делает возможным выявление системы конструктов (операционализированных в соответствующих текстах-маркерах), определяющих развитие содержания и структуры ВОД на различных этапах онтогенеза: общие условия био-психо-социального развития человека определяют закономерное появление в его психике конкретных образов действительности и доминирование соответствующей системы их субъективных значений.

В основе развития ВОД лежат общие закономерности психического развития, поэтому на разных этапах онтогенеза доминирующую роль в ней играют качественно разные (эмоциональные, когнитивные, ценностные или смысловые) системы значений образов (схема № 2). Значения образов восприятия обслуживают актуальные потребности человекаи большинство из них лишь на краткое время становится со


Таблица № 3. Основные периодизации био-психо-социального развития человека

ПЕРИОДИЗАЦИИ БИО-ПСИХО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Автор Название концепции Термин Младен- ческий возраст (0-1) Раннее детство (1-3) Дошкольный возраст (3-7) Младший школьный возраст (7-10) Подрост- ковый возраст (10-14) Ранняя юность (15-17) Юноше-ский возраст (17-19) Ранняя взрос- лость (20-40) Средняя взрос-лость (40-60) Поздняя взрослость. 60…
1.Л.С. Выготский Кризисн. период. развития Возрастной кризис Кризис 1 года Кризис 3-х лет Кризис лет Кризис лет Кризис лет Кризис лет - - - -
2.Д.Б. Эльконин Период. психич. развития Ведущая деятельность 0-1 (эмоц. общение) 1-3 (пред- манип. деят.) 3-7 (ролевая игра) 7… (учебная деят) 11/12 – 15 (инт-личн. общение) 15-17 (учебно.- проф. деят.) - - - -
3.З. Фрейд Психо- аналит. конц. Стадии психо- сексуального развития 0-1 (оральная стадия) 1-3 (анальная стадия) 3-5 (фаллическая стадия) Латентная стадия 12… (генитальная стадия) Генитальная стадия 18… (генит. стадия) - - -
4.Э.Эриксон Эпигенет. концепц. Стад. психо- социального развития 0-1 (орально- сенсорная) 1-3 (мышечно- анальная) 3-6 (локом.- генитальная) 6… Латент- ная 12… Подрост- ковая Подрост- ковая (подрост-ковая) 20-25 (ран. взр.) 26… (сред. взр.) 65… (позд. взр.)
5.Ж.Пиаже Интел- лектуальное развитие Стад. интел. развития 0.. (сенсо- моторный интеллект) 2… (доопе- рацион. интеллект) (доопе- рацион. интеллект) 7… (конкретное мышление) 11/12 (форм.- логическое мышление) Формально- логическое мышление (форм.- логич. мышл.) - - -
6.Л.Кольберг Теория морального развития Стадия морального развития - - 4… (предконвенцуровень) Предконвенц уровень 10-13 Конвенц. уровень С 13… Пост. конвенцион. уровень) Пост. конв. ур.) Пост. конв. ур.) Пост. конв. ур.) Пост. конв. ур.)
7.Р.Кеган Компл. подх. Стадии развития «Я» 0 - (инкорпорат) 2… (импульс.) (импульс.) 7… (им- перская) 12 / 13 (интер- персональн.) Интер- перс- ональная (интер- перс.) Инсти- Туцион Интер- индив. Интер- индив.
8.Д.Супер Конц. профессион развития Этапы проф. пути 0… (этап роста) Этап роста. Этап роста. Этап роста. (этап роста) (зтап исслед-я) Этап иссл. (упр. карьерой) (сохр. достигн.) 65… (этап спада)
9.В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Период. развит. субъект-ности Субъектн-ость Оживление Одушев-ление Персона-лизация Персона-лизация Персона-лизация Персона-лизация Индиви-дуализа-ция Индиви-дуализа-ция Универ-сализация Универ-сализация
10.А.Г. Маклаков Этапы развитие речи Речь Подготов-ление словесной речи Первонач. овладение языком Развитие языка в проц речевой практики и обобщение языковых фактов 6-11 овладение письменной речью 11-19 Разв. чтения, монологи-ческой.и письменной речи Развитие чтения, монологи-ческой. и письменной речи Развитие чтения, монолог. и письмен-ной речи Изм. лексичес-кого и граммат состава речи    

 


 

держанием его внутреннего мира. Это уровень процессов ВОД, генетически связанный с эмоциональным этапом развития (период от рождения до 6-7 лет).

Объекты и явления действительности, вызвавшие более-менее пристальный интерес человека, осмысливаются им в течение более длительно времени, переходя на уровень значений образов-представлений. Уровень образов-представлений – по временному критерию - соответствует общепсихологической категории «состояния». На данном уровне сохраняется тесная связь образа-представления с конкретным объектом или явлением действительности. Образы-представления составляют основное содержание долговременной памяти человека и связаны с когнитивным этапом развития (период от 6-7 до 14-15 лет).

По мере накопления опыта взаимодействия с физической (природной) и социальной средой и развитием способности к абстрактному мышлению, в психике человека постепенно складывается система значений ценностных образов – значений объектов и явлений действительности, обладающих высокой степенью актуализации в ВОД в силу их особой социальной значимости. Ценностные образы обусловлены, в первую очередь, требованиями к человеку со стороны общества, в котором он живет (идеологические и юридические нормы поведения) и носят характер интериоризированной системы внешней социальной детерминации. Для многих людей ценностный этап является последним этапом развития их вербального отражения действительности (от 14-15 до 18-19 лет).

После достижения человеком относительно высокого уровня биологической (физической), психической и социальной зрелости (точкой отсчета здесь может считаться возраст 18-19 лет) появляются предпосылки для развития ВОД в интегральной, смысловой форме, который характеризуется доминированием в ВОД системы смысловых значений образов, самостоятельно выработанных и принятых человеком в качестве ключевых детерминант своего поведения и деятельности. Данная система имеет ярко выраженную внутреннюю природу и является продуктом осмысления субъектом основ человеческого бытия. Общую модель онтогенеза вербального отражения действительности передает схема № 3.

Обобщение теоретико-эмпирического материала позволяет выделить следующие основные закономерности онтогенеза ВОД:

1.Определенным этапам био-психо-социального развития человека соответствуют определенные этапы развития ВОД, а несовпадение особенностей внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) развития человека содержит в себе противоречие, определяющее всю специфику его онтогенеза;

2.Онтогенез ВОД определяют факторы возраста, пола и образования а; неповторимое сочетание указанных факторов обуславливает уникальность человеческой психики;

3.Последовательность смены этапов развития ВОД (эмоционально-речевой - когнитивный – ценностный – смысловой) обусловлена объективными закономерностями психического развития человека и не может быть изменена.

На основе теоретического анализа литературы, посвященной особенностям био-психо-социального развития человека в онтогенезе, изучения ведущих периодизаций психического развития, а также использования метода экспертных оценок (экспертами выступали 12 преподавателей различных вузов России, имеющих






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.