Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действительности в современном научном знании.






БАЗОВЫЕ ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХИЧЕСКОМУ ОТРАЖЕНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ФИЛОСОФСКИЕ подходы Отражение действительности индивидуального субъекта опирается в своем становлении на научную картину мира (НКМ), возникающую в процессе синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов (В.И. Веpнадский, 1981; Х.-Г. Гадамер, 1988;.И. Дубровский, 2002; Е.М. Иванов, 1993; Х. Ортега-и-Гассет, 1991; Ю. Хаберманс, 1984; М. Хайдеггер, 1993; А. Эйнштейн, 1967 и др).   ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ подходы Отражение действительности формируется на основе конкретного языка и определяется его спецификой; через анализ языковых картин мира (текстов) можно судить о сущности мировосприятия конкретного субъекта или определенной социальной общности (И.Л. Вайсгербер, 1993; Л. Витгенштейн, 1994; В. Гумбольдт, 1984; Г.В. Колшанский, 1990; Ю.М. Лотман, 1992; Р.И. Павиленис, 1986; Э. Сепир, 1993; Т.В. Цивьян, 1992; Е.С. Яковлева, 1994 и др.). СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ подходы Анализ особенностей вербального и невербального отражении человеком различных социальных объектов и связей между ними; главным средством изучения специфики отражения действительности является поиск универсальных категорий культуры, как определяющих категорий человеческого сознания (Г.Д. Гачев, 1987-1997; Т.П. Григорьева, 1987; А.Я. Гуревич, 1972; Э. Дюркгейм, 1995; К. Леви-Строс, 1994; К.Г. Мяло, 1987 и др.).  
БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХИЧЕСКОМУ ОТРАЖЕНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
КОГНИТИВНЫЕ подходы Выявление и осмысление глубинных операциональных механизмов функционирования психического отражения. Структура психического отражения действительности выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы человека (Е.Ю. Артемьева, 1999; Ю.Н. Белокопытов, 2003; Т.Н. Березина, 2001; Н А Бернштейн, 1966; Дж. Брунер, 1984; Б.М. Величковский, 1983; В.П. Зинченко, 1983; Д.А. Ошанин, 1999; Ж. Пиаже, 1984; С.Д. Смирнов, 2003; 1992; А.И. Худяков, 2001 и др.).   ЛИЧНОСТНЫЕ подходы Анализ специфики отражения личностью себя и окружающего мира; реконструкция индивидуальной системы значений через построение индивидуальных семантических пространств (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1996; В.А. Губин, 2002; Б.В. Кайгородов, 2000; Е.А. Климов, 1995; А.Н. Леонтьев, 2003; Д.А. Леонтьев, 1996; В.Н. Панферов, 2003; В.Ф. Петренко, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1998; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000; Е.В. Улыбина, 1998; В.И. Шевченко, 2002 и др.).   СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ подходы Выявление особенностей отражения в психике человека объектов и явлений социальной реальности; особое внимание к глубинным, бессознательным, архетипических слоям отражения действительности индивидуальным и групповым субъектом (Г.М. Андреева, 2000-2003; Э. Берн, 1992; С. Московиси, 1984; В.В. Столин, А.П. Наминач, 1988; З. Фрейд, 1990, 1991; Э. Фромм, 1990, 1998; Б. Шефер, Б. Шлендер, 1993; Т. Шибутани, 1998; К.Г. Юнг, 1994, 1998).  
         

 

Философско-психологический анализ позволяет выделить в общей структуре объективной действительности две взаимосвязанные реальности:

1.Материальную реальность - собственно объективную реальность как бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения;

2.Идеальную реальность, важнейшую роль в которой для современного человека играет научная картина мира как целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов (характер взаимосвязи указанных реальностей отражает схема № 1).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.