Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятники православной архитектуры: возрождение или гибель. .

А.В. Медведев

 

 

В статье рассматриваются история и современное состояние ряда архитектурных памятников русской православной культуры, находящихся на территории Ульяновской области. В течении почти всего двадцатого столетия памятники русского зодчества подвергались систематическому разрушению и лишь в начале двадцать первого века ситуация начала меняться. Заметен рост интереса к истории духовного и культурного развития краев и областей, больших и малых городов, возникает необходимость переосмысления прошлого, поиска собственной региональной идентичности, сохранения уникальных памятников русской культуры.

 

 


На протяжении многих веков храмы являлись для русского народа символом духовности, нравственности, высокой культуры России. Храм был защитником для человека, своеобразной «пристанью» - спасительным берегом в океане мирской суеты и нес в себе одну из главных идей Российского государства - Единство, сочетающееся с Мудростью и Могуществом, основанными на творческом преображении личности, общества и окружающего мира.

Церкви и монастыри покрывали своеобразной сетью всю территорию России девятнадцатого века, создавая особое духовное пространство, особую атмосферу жизни. Религия пронизывала всю систему русского быта: время определялось по колокольному звону, по началу служб, все основные этапы человеческой жизни (крещения, свадьбы, похороны) были связаны с церковью. Кроме того, церковь давала образование основной массе крестьянского населения, и благодаря этому сохраняла свою особую власть и нравственное влияние. Не удивительно, что именно православные храмы были средоточием культурного быта России. Практически все исторические события проходили с участием церкви. Государство и его деятельность были неразрывно связаны с деятельностью православной церкви.

Известно, что XX век стал для «русского храма» веком забвения и разрушения, однако в первое десятилетие XXI века в России наблюдаются обратные тенденции.

В эпоху, характеризующуюся процессами глобализации, засильем масскультуры и «антропологическим кризисом» (М.Мамардашвилли) необходимость переосмысления прошлого, поиска собственной региональной идентичности, сохранения уникальных памятников русской культуры и изучения их истории в аспекте проявления национального характера, духа встаёт особенно остро.

История строительства одного из самых замечательных архитектурных памятников Ульяновской области - сохранившегося до наших дней величественного храма Живоначальной Троицы в селе Пятино (ныне Инзенский район) - необычна[1]. Храм построен в 1827 - 1832гг. владелицей имения, матерью декабриста Ивана Александровича Анненкова Анной Ивановной Анненковой в память о покойном муже Александре Никаноровиче и с молитвой о " непутевом" сыне, приговоренном к 20-ти годам каторги и сосланном в Сибирь[2].

Считается, что проект храма принадлежит известному русскому архитектору, ученику А.Н. Воронихина Михаилу Коринфскому (настоящая фамилия — Варенцов), который якобы разрабатывал его для Троицкого храма на Соборной площади Симбирска, но продал Анне Ивановне по ее настоятельной просьбе [3].

Троицкий храм в селе Пятино как образец монументального культового сооружения русского классицизма первой половины девятнадцатого века зримо выделяется среди церквей Симбирской епархии своими грандиозными размерами и яркой, необычной выразительностью архитектурных форм. До сих пор, спустя почти двести лет, заброшенный, полуразрушенный, утративший свой первоначальный величественный облик, Троицкий храм поражает воображение проезжающих мимо людей.

В конце 2010 года храм оказался в центре судебного разбирательства. Прокуратурой Инзенского района Ульяновской области в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об охране объектов культурного наследия были выявлены и грубые нарушения в деятельности администрации муниципального образования «Валгусское сельское поселение».

Согласно закону, к вопросам местного значения относится сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры. Однако прокуратурой было установлено, что вопреки требованиям закона данный православный приходской трёхпрестольный храм не имел собственника, т.е. являлся бесхозным. В этой связи прокурор Инзенского района Ульяновской области направил в суд исковое заявление о признании бездействия администрации муниципального образования «Валгусское сельское поселение» незаконным. На что представитель ответчика МО Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области Жаринов Сергей Александрович (глава поселения) в судебном заседании пояснил, что «Церковь Живоначальной Троицы», находящаяся в с. Пятино была построена по приказу Екатерины II. В настоящее время Церковь не действующая, находится в полуразрушенном состоянии. Денежных средств на её восстановление в поселении не имеется»[4].

В итоге, согласившись с позицией прокуратуры, суд обязал указанный орган местного самоуправления направить необходимые документы в региональные органы исполнительной власти для принятия Церкви Живоначальной Троицы (православного приходского трёхпрестольного храма) в селе Пятино на соответствующий учет, и взыскать с администрации муниципального образования Валгусское сельское поселение в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей».

Печальна судьба уникального памятника православного деревянного зодчества – Тоицкой церкви в селе Кашинка Цильнинского района. Церковь во имя святой Троицы построена в селе Кашинке в 1890г.[5, ст. 138 ].

Село стоит на дороге, ведущей из Ульяновска в Казань. Нельзя проехать мимо, не заметив красивый деревянный храм, расположенный в самой середине села. Он не только привлекает внимание, но и вызывает удивление, ведь образцов деревянного зодчества на территории Симбирского – Ульяновского края сохранилось очень мало.

Однако если подойти к храму ближе, впечатление будет испорчено. С первого взгляда становится понятно, что церковь заброшена и постепенно приходит в упадок. Нет уже крыши над центральной частью, купол над престолом покосился, а подходы к церкви заросли высоченной крапивой.

Впрочем, в крапиве, окружающей церковь со всех сторон, проложены дорожки, по которым можно попасть в заброшенное здание. Внутри храма открывается не менее печальная картина - здесь везде разбросан разнообразный мусор: бутылки, окурки, битое стекло.

Как объясняют местные жители: «Молодежь собирается в здании церкви по вечерам, здесь у них своеобразный клуб – удобное место, где можно выпить, поболтать без назойливого, осуждающего взгляда посторонних»[6].

Построен храм был в селе в 1890г., когда жило в нем больше тысячи человек[7, ст. 241 ]. И революцию, и тридцатые годы прошлого века, когда храмы начали закрывать и уничтожать, и Великую Отечественную церковь пережила. Местные жители ее очень берегли, зная народную истину - не стоять селу без храма. Но уже в 60-е годы прошлого века церковь закрыли. Иконы забрали на хранение местные жители. Потом с милицией пришлось их возвращать - кто-то из предприимчивых селян решил продать святыни. Спасённые образа отправили в райцентр Цильну, где храм продолжал работать[8].

Кашинка же осталась без храма и прихода. Сначала церковь стояла закрытая, потом ее предлагали снести, но удалось отстоять. Однако того, что не сделали люди, добилось время - без священника и служб пустое здание долго сохраниться не смогло. Начала зарастать территория, рухнул деревянный забор, а потом провалилась крыша и покосился крест[9].

Сейчас храму более ста двадцати лет, более пятидесяти лет он заброшен, но, не смотря на это ещё можно выделить среди развалин высокую многоярусную колокольню, которая сохранилась лучше всего, можно чётко представить себе, как храм выглядел в самом начале своего существования – многое ещё можно восстановить, реставрировать, сохранить.

Редко когда деревянные церкви, простояв сотню лет, сохраняются в виде достаточном для восстановления, Троицкая церковь в селе Кашинка как раз такой случай.

 

 

Заброшенная и полуразрушенная церковь во имя Петра и Павла в селе Еделево Майнского района привлекает сегодня к себе внимание многих людей, к сожалению, это не меценаты, готовые на собственные средства начать реставрацию уникального памятника архитектуры, и не православные верующие, стремящиеся возродить храм своими силами. Вот уже более десяти лет храм в селе Еделево и окружающие его территории стали объектом пристального внимания так называемых «чёрных археологов», людей ставящих свои личные интересы и выгоды выше принципов исторической неприкосновенности памятников культуры.

Каменная Петропавловская церковь была построена (вместо прежней деревянной) в 1895 г.. Проектировал её талантливый симбирский архитектор В.Л. Ивановский. Эта церковь, возможно, одна из лучших его работ[10].

При коммунизме село просуществовало всего несколько десятилетий и очень быстро перешло в разряд «вымирающих», исчезло, храм был заброшен и забыт.

Теперь безлюдную равнину оживляет лишь одинокий Петропавловский храм да остатки старинного парка, а с жителями бывшего Еделева можно встретиться только на сельском погосте. Зато самозваных «исследователей» здесь огромное количество. С лопатами, кирками, глубинными металлоискателями они «выворачивают» стены и полы храма в поисках кладов, тайников и захоронений, ничуть не заботясь о сохранности памятника русского зодчества – церкви Петра и Павла, построенной ещё в XIX в.

Однако судьбы некоторых храмов, находящихся на территории края, сложились иначе, чем судьбы заброшенных и всеми забытых церквей. Благодаря талантливым и неравнодушным людям многие памятники русского зодчества на территории нашего края взяты под охрану, отреставрированы, восстановлены, сохранены.

Неразрывно связано возрождение Богоявленского храма в селе Прислониха с судьбой и творчеством нашего прославленного земляка, академика, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий - Аркадия Александровича Пластова[11, ст. 670 ].

Воссоздать первоначальный облик полуразрушенной и заброшенной церкви Богоявления ульяновским архитекторам - проектировщикам удалось во многом благодаря рисункам, акварелям и картинам Аркадия Пластова на церковные темы - таким, например, как «Большое небо», «Служба на Страстной», «Полая вода», «Летний праздник в Прислонихе», где изображался сельский храм[12].

В середине 17-го в. у речки Каменный Брод, названной позднее Малым Уренем, появились первые избы поселенцев из числа служилых и ратных людей. Так было положено начало старинному селу Прислониха, носившему в первые годы своей жизни название Богоявленское. Тогда же была возведена и первая деревянная церковь «во имя Богоявления Господня»[13].

Позднее, в 1722г., помещик А.С. Белавкин построил посреди села, у пересечения речки Урень с Московским почтовым трактом, новую церковь, которая верой и правдой служила прихожанам до 1878г. Построенная «иждивением онаго села обывателями», она пошла под снос «за ветхостью и по тесноте помещения»[14]. Судя по сохранившимся архивным документам, с 1875г. при Богоявленской церкви в должности псаломщика состоял Григорий Гаврилович Пластов, дед художника - Аркадия Александровича Пластова. Священником здесь был отец Галактион Топорнин, а церковным старостой - местный крестьянин Корней Степанович Гундоров. Именно они принимали самое живое участие в сооружении нового, третьего по счету храма[15].

Аркадий Пластов, уже будучи известным художником, оставил в своем дневнике такую запись: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом»[16].

Церковь поставили «кораблем», вытянув по одной оси с востока на запад. Состояла она из трех частей - алтаря, собственно храма, трапезной и колокольни. Сруб из вековых сосен обшили тесом и окрасили в белый цвет, железную кровлю - в зеленый. Купола на храме и колокольне сделали из белой жести, а кованые кресты позолотили. На колокольне подвесили пять медных колоколов, самый большой из которых весил 72 пуда. В храме устроили два престола: главный, холодный - в честь Богоявления Господня, и в теплом приделе - в честь Казанской иконы Божией Матери. Стены изнутри обтянули холстами и расписали маслом на библейские сюжеты. Иконостас, изукрашенный затейливой резьбой, имел более трех десятков разных икон[17].

Аркадий Пластов, куда бы судьба и работа его не заносили, всегда старался встретить церковные праздники на своей малой родине. Говорят, что он был отменный звонарь, такой, что от его колокольной музыки душа к небесам воспаряла. А еще привозил из города бенгальские огни, опоясывал ими купола, а во время крестного хода зажигал [18].

Весной 1936г. церковь закрыли, сделали из нее колхозный склад[19]. В 1957г. решили доломать, снесли купола. Но храм устоял. К разговору о нем вернулись лишь в 1987г., когда Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» был разработан генеральный план Прислонихи и проект об охране мемориальной зоны - усадьбы Аркадия Александровича Пластова, к тому времени почившего и похороненного на сельском кладбище[20]. В эту мемориальную зону, охраняемую теперь государством, помимо прочих объектов, была включена и церковь со сторожкой (в которой, кстати, первоначально планировалось разместить выставочный зал). Через почти 60 лет после того, как закрыли Богоявленскую церковь, в ней состоялось первое за столь долгие годы забвения богослужение[21].

Христо-Рождественский храм в селе Лебяжьем Мелекесского района, построенный и освещённый в 1906-1908гг., до революции прослужил совсем недолго[22]. В 30-е годы стены храма пытались взорвать, а его купола – сбросить с помощью тракторов. Но стены, при кладке которых использовали специальную смесь, замешанную на яичном желтке, и купола, покрытые железными листами местного производства, устояли. Здание решено было использовать под склад химикатов, затем под горюче-смазочную мастерскую. Русской Православной церкви храм был возвращён лишь в 1989г., когда в Ульяновске была восстановлена архиерейская кафедра[23].

В 1988г. в село Лебяжье, по поручению Митрополита Иоанна Снычева, приехал протоирей Иоанн Подфедько, который сразу же начал обходить жителей села, убеждая их в необходимости возрождения церкви.

Жители не сразу приняли священника, не сразу поверили в то, что храм можно восстановить. И только когда сам будущий настоятель стал выносить из здания церкви мусор, сельчане начали помогать ему[24].

На сегодняшний день Христо – Рождественский храм, построенный в стиле русского барокко, имеет три больших иконостаса, многоступенчатые шатровые потолки, полностью покрытые реконструированными старинными фресками.

Реконструкция храма началась в 1989г. При поддержке жителей окрестных сёл и деревень, руководителей Майнской ковровой фабрики, Майнской птицефабрики, совхоза им. Крупской, которые откликнулись на просьбу священника помочь «воскресить» храм, началось восстановление стен, крыши, дверей храма, провели отопление и остеклении окон. Два года велись работы по восстановлению росписей стен храма.

В 2008г., к столетию храма, «железные» купола и кресты на нём были заменены «золотыми». Этому предшествовала встреча нынешнего настоятеля храма с давним прихожанином – Владиславом Юрьевичем Зиновьевым – руководителем группы компаний. Гость обратил внимание на картину, висевшую на стене, где был изображён Рождественский храм в Лебяжьем, но с золотыми куполами. «А были ли когда-нибудь купола золотыми?» – спросил гость.

Священник ответил что, к сожалению, это лишь вымысел художника написавшего картину. Через две недели Зиновьев позвонил и сказал, чтобы настоятель встречал специалистов ООО «Вертикаль» из Трёхгорного Челябинской области, что они приедут, сделают замеры и начнут изготавливать золотые купола и кресты для храма[25].

Первый купол привезли в июле 2008г., а в сентябре все работы по установке куполов были уже закончены, и храм предстал в новом, совершено меняющем его облик, виде[26].

Храм во имя Богоявления Господня в селе Арском Засвияжского района – один из старейших сохранившихся до наших дней памятников храмовой архитектуры на территории Ульяновской области[27]. Богоявленская церковь - ровесница Симбирска. Первоначальная деревянная церковь в Арской слободе конных казаков построена была по одним данным в 1654г., по другим в 1649г., на оборонительном укреплении, которое шло через Арское. В 1770г. рядом с ней возвели придел во имя Всемилостливого Спаса и колокольню, объединив при этом все здания в единый храмовый комплекс. При советской власти церковь не была разрушена полностью[28, ст. 203 ], [29]. В ней разместили склад сельскохозяйственной продукции, затем – тракторные мастерские, и разобрали придел Всемилостливого Спаса[30]. Когда Богоявленский храм вернули Симбирско–Мелекесской епархии, церковь переходила от одного настоятеля к другому практически без изменений, без ремонта, без попыток хоть как-то восстановить храм. Объяснялось это тем, что здание храма почти разрушено и требует специального знания технологий церковного строительства XVII века, компетентного подхода специалиста – реставратора, огромных финансовых и трудовых вложений. Так продолжалось до 2002г., когда настоятелем Богоявленского храма Владыка Прокл назначил иерея Алексия Кормишина, священника Благовещенского храма города Ульяновска и архитектора по гражданской профессии. Практически руины вместо храма и заключение многих профессиональных строителей: «Этот храм восстановлению не подлежит», - вот с чего начиналась новая жизнь одной их старейших церквей в епархии[31].

Алексий Кормишин сразу начал активную работу: юридически закрепил за храмом принадлежащий ему до революции участок, обеспечил территорию церкви электричеством и водой, занялся кропотливой работой по реставрации Богоявленского храма, обустроил Никольский родник.

Почти десять лет ушло с момента назначения отца Алексия в Арское, с тех пор многое изменилось. В настоящее время в селе действует православный реабилитационный центр для ветеранов и инвалидов локальных войн и церковно-приходская школа. Отреставрирован храм Богоявления и построен новый храм Блаженной Ксении Петербургской[32].

В октябре 2006г. в самом центре Ульяновска, на площади «пяти углов» (пересечение улиц Гончарова, Энгельса и Бебеля) вместо деревянного Поклонного креста, временно установленного в честь 2000-летия Рождества Христова, воздвигнута и открыта многоярусная часовня, увенчанная традиционной позолоченной маковкой, посвящённая памяти утраченных храмов Симбирска – Ульяновска[33].

В основу постамента памятника вмонтированы четыре медных рельефа с изображением утраченных храмов Симбирска, в том числе Спасо-Вознесенского, Свято- Николаевского и Свято-Троицкого.

Обряд освещения памятника проводил архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. В церемонии приняли участие первые лица города и области, а также директор одной из фирм города, меценат Алексей Батраков, на средства которого был выполнен основной объем заказа[34].

Новая часовня – творение замечательных ульяновских кузнецов, доказавших право на ее создание в конкурентной «борьбе идей» с другими архитекторами и скульпторами области. Проект осуществлялся под руководством генерального директора «Корча» Александра Романова.

Монументальный памятник не просто еще одно украшение города, но и примета больших перемен в нашей жизни. Современный человек, погружённый в агрессивно яркую, постоянно меняющуюся, не стоящую на месте действительность, подсознательно нуждается в экзистенциальных опорах. Возрождающаяся Православная Церковь даёт возможность реализовать эту насущную потребность. Вопрос остаётся в том, сколько архитектурных сооружений православного зодчества останется к тому времени, когда внутренний духовный мир современного человека созреет до понимания исторической ценности и необходимости сохранения уникальных памятников русской культуры, находящихся на территории нашей области.


 

Список использованных источников и литературы:

1. Пятино Церковь Троицы Живоначальной. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sobory.ru/article/index.html? object=10606, свободный.

2. Сытин А.С. Анненковы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://s57.ulstu.ru/mo/enc/index.php? page_id=A_116& char=%C0, свободный.

3. История храма в селе Пятино. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nasledie73.ulgov.ru/, свободный.

4. Объект культурного наследия " Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской трёхпрестольный храм)", с. Пятино. Решение Инзенского районного суда Ульяновской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nasledie73.ulgov.ru/25/217/368.html, свободный.

5. Мартынов П. Селения Симбирского уезда: материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде / П. Мартынов. – Симбирск: Типо-литогр. А.Т. Токарева, 1903. – 364с.

6. Пехтерева Л. Превращают церковь в кабак. // Симбирский Курьер.- 2008. – 2 августа.

7. Мартынов П. Селения Симбирского уезда: материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде / П. Мартынов. – Симбирск: Типо-литогр. А.Т. Токарева, 1903. – 364с.

8. Пехтерева Л. Превращают церковь в кабак. // Симбирский Курьер.- 2008. – 2 августа.

9. Там же.

10. Сытин А. Путешествие по Майнской земле.Мономах. // Мономах. краеведческий. журн.-2008.- №4 (55)

11. Соловьев В. Д. Русские художники XVIII-XX веков. Справочник. / В.Д. Соловьев. – М.; Эксперт-Клуб, 2005. – 1024с.

12. Богоявленский храм (с. Прислониха) Преданья старины глубокой. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://simbirsk.eparhia.ru/eparhy/prihody/oblast/? ID=485, свободный.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.

17. Ямина С. Дорога к храму. // Народная Газета.- 2009. –16 апреля.

18. «Невероятная красота мира...» К 110-летию со дня рождения А.А.Пластова (комментарий в свете веры) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/396774.html, свободный.

19. Богоявленский храм (с. Прислониха) Преданья старины глубокой. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://simbirsk.eparhia.ru/eparhy/prihody/oblast/? ID=485, свободный.

20. Там же.

21. Там же.

22. Церковь Рождества Христова, 1899-1908 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://museumlenin.ru/zdaniya2.html, свободный.

23. Там же.

24. Нафанаил. Ангел над храмом. // Мономах. краеведческий. журн.-2009.- №2 (57)

25. Там же

26. Там же.

27. Святыни Храм Богоявления [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.arskoe.ru/relic/, свободный.

28. Холмогоров В.И. Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века. (Описание Синбирской и Корсунской десятин патриаршей области) / В.И. Холмогоров. - Симбирск, 1898. – 346с.

29. Святыни Храм Богоявления [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.arskoe.ru/relic/, свободный.

30. Там же.

31. Храм в селе Арское. //Православный Симбирск. - 2002. - 25 декабря.

32. Там же.

33. От времянок – к вечному. И это добрый знак. //Ульяновская правда. – 2006. – 11 ноября.

34. Там же.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ф.И.О. Медведев Александр Сергеевич | Глава первая. Ночь выдалась не по-весеннему теплой




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.