Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое строение речевой деятельности






Современная психология рассматривает речь как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, с одной стороны, и субъект воспринимающий его, - с другой.

С одной стороны, это экспрессивная речь, начинающаяся с мотива высказывания, общей мысли, которая кодируется затем с помощью внутренней речи в речевые схемы, трансформирующиеся в развернутую речь на основе «порождающей» или «генеративной» грамматики.

С другой стороны, это импрессивная речь, проделывающая обратный путь, - от восприятия потока чужой речи и декодирования ее через анализ, выделение существенных элементов и сокращение воспринимаемого речевого высказывания до некоторой речевой схемы, трансформируемой далее посредством внутренней речи в высказывание, общую мысль, со скрытым в нем подтекстом. Этот сложный путь кончается декодированием мотива, стоящего за высказыванием.

Нарушения речи, отклонения от принятой в данной языковой среде речевой нормы, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности соци­альной адаптации человека. Для обоз­начения нарушений Р. используются различные термины: расстройства, де­фекты, недостатки и недоразвитие Р., речевая патология, речевые отклоне­ния. Нарушения Р., как правило, обус­ловлены отклонениями в психофизио­логическом механизме Р., не соответ­ствуют возрасту, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать вли­яние на психическое развитие. Специ­фика нарушений зависит от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения); от уровня психического и интеллекту­ального развития; от влияния окружа­ющей среды и других факторов. Нару­шения Р. в коррекционной (специальной) педагогике рас­сматриваются с позиций этиологии, па­тогенеза, системного строения речевой деятельности. Наиболее продуктивны­ми для организации коррекционно-педагогического воздействия являются клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нару­шений Р.

Клинико-педагогическая классифи­кация выделяет нарушения устной и письменной Р. Нарушения устной Р.: расстройства фонационного оформле­ния (афония и дисфония — отсутствие или нарушение голоса; брадилалия — патологически замедленный темп Р.; тахилалия - патологически убыстрен­ный темп Р.; заикание; дислалия — на­рушение произносительной стороны Р. при нормальном слухе и сохранной ин­нервации речевого аппарата; рииолалия; дизартрия — нарушение произноси­тельной стороны Р., обусловленное не­достаточной иннервацией речевого ап­парата); нарушение структурно-семан­тического оформления высказывания (алалия; афазия — полная или частич­ная утрата Р., обусловленная локаль­ными поражениями головного мозга). Нарушения письменной речи: дислек­сия (алексия) — частичное или полное нарушение процессов чтения; дисграфия (аграфия). Детальная дифференци­ация различных форм нарушений Р. позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям в единстве с лечебными мероприятиями.

Психолого-педагогическая классифи­кация базируется на лингвистических и психологических критериях и учиты­вает структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты Р. Выделяются: нарушения языковых средств общения: фонетико-фоне-матическое недоразвитие Р. (ФФН), т. е. нарушение процессов фор­мирования произносительной системы родного языка у детей вследствие де­фектов восприятия и произношения фонем; общее недоразвитие Р. (ОНР), которое объединяет сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование

всех компонентов речевой системы, ом оне, и нарушения в применении языковых средств общения в речевом деятельности (коммуникативный ас/ пект) заикание, проявление речевого! негативизма и др. Нарушения письмя и чтения трактуются как отсроченные! проявления ФФН и (или) ОНР, обу(ловленные у детей несформированш-стью фонематических и морфолог) ских обобщений в устной речи. На з основе разработана теория обучена детей с тяжёлыми нарушениями P. i принципы комплектования логопеди-1 ческих учреждений системы образова-j ния.

Специальные (коррекцией-ные) образовательные учреж-1 дения для детей с нарушени­ями Р. входят в систему специалы (коррекционных) образовательных npi дений.

Дошкольные образователь­ные учреждения —наиболее! совая форма; устраняют нарушения i готовят к обучению в общеобраз! тельной школе. Осуществляют ин видуально-ориентированную логопе, ческую помощь детям с ОНР, заикающимся и детям с нарушен звукопроизношения.

Отдельные логопедическ группы при дошкольных учре* ях общего типа.

Логопедические пункты щеобразовательных учрежд ний (городских и сельски для детей школьного возраста с i шениями устной и письменной Р. вичного характера: с ФФН, с ческим дефектом; с нарушением < ения и функции артикуляцией аппарата; с нарушением чтения и пи ма, обусловленным недоразвитием 1 Осуществляются групповые и под, повые занятия во внеурочное время (и 0, 5 до 1, 5 года), а также консулы? врачей-специалистов, психологическая и медицинская помощь.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжёлым нарушениями Р.: 1 -е отделение -. для детей с ОНР тяжёлой степени, обус­ловленным алалией, дизартрией, рино-лалией, афазией, заиканием; 2-е оме-1 ление — для детей с тяжёлой степенью заикания при нормальном развитии Р. По мере устранения нарушений Р. уча- j щиеся на основании заключения Пси­холого-медико-педагогической консуль­тации переводятся в массовые школы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.