Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции речи






Лекция №2

Роль речи как высшей психической функции человека

План

1. Определение речи.

2. Функции речи.

3. Характеристика языка с точки зрения назначение в жизнедеятельности человека

4. Концепция периодизации речевого развития.

5. Виды речевой деятеzльноcти.

6. Психологическое строение речевой деятельности

 

Речь – это специфичесое уникальное свойство человека, возникающее в процессе эволюции

РЕЧЬ, форма общения (коммуникации) людей посредством языка­. Речевое общение организует совместную де­ятельность людей, способствует позна­нию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Речь оформ­ляется в соответствии с нормами языка.

Функции речи

Основные функции речи первоначально были рассмотрены К. Бюлером и определены им как три аспекта «органа языка». Они соотнеслись им с выражением (экспрессией), обращением (апелляцией) к слушателю, сообщением (экспликацией) о предмете сообщения. Эти три аспекта бы­ли названы экспрессивной, апеллятивной, экспликативной функциями речи (языка).

Анализируя психологическую природу речи, С. Л. Ру­бинштейн подчеркивает способность речи (языка) обо­значать не только предметы, явления, но и выражать свои мысли, чувства для сообщения другому. Эту функцию он определяет как сигнификативную, которая формируется в общении, во взаимодействии людей в процессе реализа­ции коммуникативной функции. При этом, согласно С. Л. Рубинштейну, экспрессивная и апеллятивная функции К. Бюлера представля­ют две стороны единой коммуникативной функции. Су­щественно для психологии речи положение, что «две основные функция речи — коммуникативная и сигнифи­кативная, благодаря которым речь является средством об­щения и формой существования мысли, сознания, — формируются одна через другую и функционируют одна в другой». Единство и связь двух основных функ­ций речи еще раз утверждают высказанное Л. С. Выгот­ским положение о том, что в речевом мышлении, в его единице — значении и происходит объединение общения и обобщения. Информационная, побудительная и эмоциональная фун­кции речи суть выражение единой коммуникативном функции.

Приведенное выше рассмотрение функций речи относится к ее функционированию в языковом кол­лективе на достаточно высоком уровне его социального развития. В процессе социогенеза речь выявляют еще одну свою функцию — теоретическую, познаватель­ную как следующий шаг развития. Как подчеркивает А. Н. Леонтьев, «новый шаг состоит в отделении теорети­ческой, познавательной функции речи от функции собст­венно общения»...«речевые действия осуществляют те­перь уже не только общение, но направляются также и на теоретические цели, что делает их внешнюю форму нео­бязательной, «даже излишней»

Рассмотрим теперь, как может характеризоваться речь (язык), то есть его характеристики в зависимости от того, каково его назначение в жизнедеятельности человека

Основываясь на общеизвестном положении, что язык является средством выражения мысли, подчеркнем, что именно средством ее выражения, формирования, а не са­мой мыслью. При этом существенны общепринятые по­ложения, что мысль, понятия человека формируются, «отливаются» (Л. В. Шерба) средствами родного языка и что само «овладение родным языком есть стихийный про­цесс, которым человек овладевает не в силу его сознате­льного стремления знать язык, а в силу стихийного про­цесса развития мышления в онтогенезе»

Можно условно выделить по меньшей мере три груп­пы характеристик языка (в широком смысле) — характе­ристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллекту­альные и в) личностные функции человека.

Первую группу составляют характеристики языка, от­ражающие социальные функции человека. Согласно этим характеристикам, язык — средство:

1) общения как фор­мы социального взаимодействия;

2) вхождения в языко­вую общность, идентификации, отождествления;

3) при­своения общественно-исторического, социального опыта, то есть социализации;

4) приобщения индивида к куль­турным, историческим ценностям

(общеобразовательное значение языка).

Во вторую группу входят характеристики языка, по­средством которых реализуются интеллектуальные функ­ции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

5) соотнесения индивида с предметной действительностью через ее номинацию, индикацию;

6) обобще ния в процессе формир ования понятийного, категориального аппарата человека;

7) расширения, дифференциации, уточнения понятийно-категориального аппарата;

8) опосредствования высших психических функций чело­века;

9) развития познавательного интереса;

10) удовлет­ворения коммуникативной (выражение мысли, чувства, воли) и познавательной потребности;

11) решения коммуника­тивных, познавательных и профессиональных задач.

Третью группу составляют «личностные» характеристи­ки языка. Здесь он выступает в качестве средства:

12) осоз­нания человеком собственного «Я»;

13) рефлексии, вы­ражения себя (самовыражения) и саморегуляции (сюда включается и осознание собственных действий), средства внутреннего диалога в структуре самосознания личности.

Первая группа включает две крупные подгруппы ха­рактеристик языка как средства а) социального взаимо­действия, социальной связи (1-я и 2-я характеристики) и б) социального развития личности в процессе социально­го взаимодействия с другими людьми, в процессе обще­ния (3-я и 4-я характеристики). Выделение этой группы характеристик базируется на основополагающем методо­логическом тезисе, что язык есть важнейшее средство че­ловеческого общения.

Вторая большая группа характеристик языка включает такие из них, согласно которым язык есть средство фор­мирования интеллекта, «языкового сознания» человека.

При этом здесь необходимо подчеркнуть неправомерность рассмотрения языка как детерминанты процесса отраже­ния, познания, мышления (Э. Сэпир, Б. Уорф). По образ­ному и точному определению А. А. Леонтьева, «вообще язык не есть демиург «картины мира», он — лишь один из строительных материалов этой картины... Человек не мыслит так, как ему диктует язык, он опосредствует свое мышление языком в той мере, в какой это отвечает содер­жанию и задачам мышления». В то же время не­обходимо еще раз подчеркнуть, что в общем контексте когнитивного сознания формируемое посредством языка в процессе речевого общения языковое сознание является решающим фактором для интеллектуального развития человека. Именно родной язык позволяет ребенку «вой­ти» в предметный мир, в общение с другими людьми. Значения слов родного языка, являясь единством «обще­ния и обобщения», опосредствуют процессы отражения действительности ребенком, специфически человеческую абстрактно-логическую форму познавательной деятель­ности.

Это можно объяснить тем, что в этих функциях язык выступает в процессе самого раннего речевого онтогенеза (именно поэтому мышление «отлито» в форме родного языка). На основе определения генезиса функций и форм речи (и языка) в разные периоды развития человека и преимущественно в детстве А. К. Марковой выдвинута стройная концепция периодизации речевого развития. Среди четырех критериев периодизации особенно важ­ными для данного рассмотрения являются критерии по­явления новых функций в каждом возрастном периоде и «осознание самим ребенком этих функций и средств». В последовательности их становления А. К. Мар­кова определяет следующую номенклатуру речевых функ­ций:

· на начальной стадии развития человека формируют­ся экспрессивная и коммуникативная функции (послед­няя как средство социальной связи);

· на дальнейших стадиях развития формируются и дифференцируются функции социальной связи — индикативная, номинатив­ная, сигнификативная, обобщающая, регулятивная, пла­нирующая, функция саморегуляции.

При этом подчерки­вается, что речевые функции качественно изменяются на протяжении жизни человека. «Несомненно, что речевые функции, обслуживающие разные периоды и стороны ак­тивной, социально-производственной деятельности зре­лого человека, не могут быть стабильными и образовы­вать некое плато, отражающее уровень развития речи к концу школьного обучения. Так, если в ранней зрелости речевые функции подчинены избирательному освоению общественно-исторического опыта, то в период поздней зрелости речевая деятельность является средством стрем­ления человека зафиксировать свой опыт, сохранить его, передать его другим (обращение к мемуарам, устные бесе­ды с новым поколением)»

Очевидно, что регулятивная, планирующая функции и функция саморегуляции более тесно связаны с формиро­ванием самой личности. Родной язык первым становится естественной, натуральной формой существования и вы­ражения эмоционально-волевой сферы человека. Любой другой язык (не первый), сосуществуя, не замещает и тем более не вытесняет родной язык в функции саморегуля­ции, выражения эмоций. Свидетельством этого является то, что самое интимное, сокровенное, личностно значи­мое люди, владеющие несколькими языками, предпочи­тают выражать на родном языке. Достаточно красноречив также феномен «языковой ностальгии», внутреннего эмоционального дискомфорта, опустошенности людей, вы­нужденных длительное время жить в другом языковом окружении, а также переход мултилингвов на родной язык в экстремальных, не контролируемых созна­нием состояниях.

Третья группа характеристик языка, что уже отмеча­лось выше, соотносится с его ролью в процессе само­познания, в котором, пожалуй, наиболее важное место отводится формированию «образа-Я» и механизма реф­лексии, то есть «обращению сознания на самое себя, раз­мышлению над своим психическим состоянием».

В зависимости от вида речевой дея­тельности выделяют речь:

· внешнюю и внутреннюю;

· устную и письменную.

Внешняя речь служит гл. о. целям обще­ния. Внутренняя Р. — непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления. Внешняя, или устная речь может быть:

· Диалогической;

· монологической.

Ди­алогическая, или разговорная, речь обыч­но бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается, бла­годаря контексту, понятному разгова­ривающим. Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если бе­седа, обмен мнениями планируется заранее.

Монологическая речь — выска­зывание одного человека, длительное время не прерываемое репликами (на­пример, Р. лектора, оратора и др.), обычно требует предварительной под­готовки; она рассчитана на опреде­лённую аудиторию. По своей структу­ре монологическая Р. приближается к письменной. Имеются и специальные конструкции, характерные только для устной Р. (повторы или перефразиров­ки отдельных высказываний, вопросы, обращенные к аудитории, и т.д.). Одно из свойств обоих видов устной Р. — её плавность. Речь делится на:

· слышимую, произносимую;

· видимую.

Деление производит­ся в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в дан­ном речевом акте. Аналогично с этим может быть выделена и осязательная Р., т.е. Р., воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю, или при воспри­ятии дактильной Р. К видимой Р., кро­ме обычной письменной, следует от­нести также все способы общения по­средством зрительно воспринимаемых кодов (или сигналов). Особые случаи видимой Р. — мимико-жестовая Р. глу­хих, дактильная Р. и «чтение с губ».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.