Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строение социальных организаций






Тема 9 СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

План

1. Сущность и строение социальных организаций.

2. Типология социальных организаций.

3. Функционирование организаций.

 

Строение социальных организаций

Организация как форма социальной общности присутствует повсеместно. Люди работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях, делают покупки в торговых организациях, учатся, отдыхают, рождаются – все это происходит в организациях или через них. Поэтому прежде, чем разобраться в возникновении, функционировании и развитии общества требуется изучить его организационные формы.

К наиболее развитому виду систем относится социальная организация, - в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальная подсистема организации.

Слово «организация» пришло к нам из французского я зыка, куда в свою очередь попало из латинского (от франц. organisation, позднелат. orgaise – сообщаю, придаю стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

Социальная организация – это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная организация – структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Бидл, Р. Эвенден).

Мы будем понимать под организацией такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число таких элементов (индивидов, групп) для достижения определенной цели.

Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, в сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность.

У организации есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Под организацией мы понимаем учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины. Примерами социальной организации служат: семья, политическая партия, преступная группа, правительство, футбольная команда и т.д.

Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Видный исследователь проблемы социальной организации А.И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.

Применительно к социальным объектам слово «организация» употребляется в следующих случаях.

1.Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т. д.

2.Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя не исчерпывает его.

3. Под «организацией» может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Тогда этим термином обозначают определенную, структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфических для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта — это свойство, атрибут последнего. С таким содержанием термин употребляется, например, когда, речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

Существуют два механизма образования организаций, как форм социальной общности.

Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — акционерные общества и так называемые массовые союзные организации. Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность.

Коллективное достижение целей вызывает необходимость вводить иерархию – вертикальное расположение людей по рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнят. Такая система называется административной, или целевой.

Целевая структура – система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1) организация создается как инструмент решения, общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении ее стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;

2) организация складывается как человеческая общность, совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства;

3) характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации;

4) характерная черта организации – управление подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

Названные четыре фактора детерминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения взаимодействия.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно различных подсистем. Так, в производственной организации имеется техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как человеческая общность. Индивид также предъявляет организации свои требования, такие, как защита его социального положения, обеспечение его профессионального и статусного роста и др. Взаимодействие этих требований – важнейший источник развития организации.

Социальная организация – целостная социальная система, состоящая из различных подсистем и их элементов. Целое всегда больше своих составляющих, поэтому всякая социальная организация характеризуется приростом дополнительной энергии – синергетикой (греч. synergia – сотрудничество, содружество). Это такой эффект, который возникает в сообществе людей от такого сложения сил, когда 2x2=5 или 6, 7.… Этот прирост образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих субъектов. В организации это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять.

Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации.

· Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т.е. одновременность, однонаправленность многих усилий.

· Введение даже простейших форм расчленения общей работы, распределение участников по отношению друг к другу в последовательную зависимость еще больше усиливает совокупный эффект: например, Передавать арбузы с берега на баржу из рук в руки по цепочке эффективнее, чем каждому носить от начала до конца свою ношу.

· Новый уровень эффективности задает разделение труда по специальностям, т.е. специализация, когда работник добивается наиболее высоких результатов благодаря совершенствованию навыков в выполнении какой-либо одной производственной операции. Но при этом появляется новый социальный продукт специализации«частичный работник».

Таким образом, тайна организационного эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единство цели, разделение труда, согласование.

Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность может превышать возможности управления контролировать организационные процессы. Решение проблемы может быть направлено в сторону, как сужения диапазона управления, так и упрощения устройства организации, или повышения разрешающей способности управления.

Организационная сложность начинается:

· с повышения множественности элементов.

· когда разнообразие элементов касается не только функций (техническая, биологическая системы), но и природного качества элементов (социотехнические системы).

· многообразие связей между элементами, если в системе обнаруживаются части и уровни.

· высшая степень сложности системы означает автономию всех составляющих уровней, частей, элементов.

Применительно к социальным организациям больше других применяется такой метод преодоления их сложности, упрощения, как социальная формализация, т. е. стандартизация организационных связей и норм.

Формализация связей и норм. Социальная формализация как способ организованности — это целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. В социальных организациях формализация охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Благодаря ей снижается абсолютная и относительная организационная сложность.

Важным признаком этого способа организованности служит зафиксированность его элементов, т.е. договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм и зависимостей.

Результативный эффект формализации проявляется в устойчивости, стабильности функционирования организации, в возможности более или менее длительного прогнозирования функциональных процессов, в экономии организационных усилий за счет сокращения амплитуды поисков в каждой конкретной ситуации. На этой основе создается формальная организация предприятия, учреждения.

Существуют два пути формализации социальных систем.

1. Через оформление естественно сложившегося состояния, который основан на осмыслении предшествующего опыта. Такого рода формализацию называют «рефлексивной».

2. «Конструирование» социальной организации. В данном случае создание программы предшествует существованию организации. Например, создание нового предприятия предполагает предварительную разработку специального проекта, в соответствии с которыми организуются его техническая и социальная структуры.

Таким образом, формализация - это ограничение, подчинение субъективной воли участника организации безличному порядку. Однако это неизбежная, выработанная объективным ходом развития социальных организационных процессов, форма стабилизации всякой длительной кооперации людей.

Феномен неформального. Формализация никогда не может охватить все организационные отношения. Поэтому наряду с формальной частью всегда существует и неформальная, - тип организованности, представленный социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Они неизбежно возникают в ходе общения, основанного на взаимодействии работников как личностей. Такая организация – это результат непосредственной избирательности отношений в коллективе, направленных на достижение цели удовлетворения индивидами их социальных потребностей (в общении, признании, принадлежности).

В таких группах люди объединены взаимным интересом, хотя каждый из них осознает или выделяет себя как специфическую социальность. Предельная численность группы определяется возможностями поддержания непосредственных, личных контактов и обычно состоит из 3— 10 человек. Такую группу характеризует определенная социально-психологическая общность: чувство солидарности, взаимного доверия. Границы ее могут совпадать с формальными или отличаться от них, включать членов нескольких подразделений организации, разбивать последние на неформальные подгруппы, которые за пределами организации не функционируют вообще.

В группе происходит распределение ее членов по шкале престижа. Однако это распределение часто не совпадает с должностной структурой. В группе возникают отношения лидерства, т.е. структура коллектива раздваивается на формальную и социально-психологическую (подразделение — группа, руководитель — лидер, должность — престиж). Подобное раздвоение может привести к явлениям дезорганизации.

Цели организации. И все же самый ключевой элемент организации — цель. Именно для нее люди сходятся в организации, именно ради ее достижения выстраиваются в иерархию и вводят управление.

Цели организации бывают трех разновидностей:

1) цели-задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента;

2) цели-ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию, соответствуют свойству организации как человеческой общности; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора организации;

3) цели-системы: равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективизированной структуры.

При определенном единстве целей организаций между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций — важнейшая задача управления, а их рассогласование — патология в организационных отношениях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.