Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия, виды и структура социальных общностей и групп






ТЕМА 8 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Цель - сформировать представление о видах и структуре социальных общностей и групп, иметь представление о природе возникновения социальных общностей и социальных групп.

 

Время: 2 часа

План

1. Понятия, виды и структура социальных общностей и групп

2. Групповая динамика

3. Внутренние и внешние факторы интеграции группы

 

Основная литература

 

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Изд.»-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Волков Ю.Г Социология: Лекции и задачи: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

4. Общая социология: учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.

 

Дополнительная литература

1. Галкин Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.

2. Ильин В.И. Социальная группа как фактор потребительского поведения// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. №4, 1999.

3. Качанов Ю.Л. Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? (О проблеме реальности в социологии)//Социс, №12, 1996.

4. Марченко А.П. Социальная модернизация в современной России. СПб., 1998.

 

Понятия, виды и структура социальных общностей и групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.

Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже в целом все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей.

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих социально необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

В этом плане под понятие «социальная группа» подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.

Одни социологи при определении соотношения понятий «социальная группа» и «социальная общность» берут за основу первое, рассматривая социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие – второе, определяя социальную группу как малую социальную общность. Поэтому разделение указанных понятий достаточно условно, ибо и класс, и нацию, и семью в этом плане можно рассматривать и как социальные общности и как социальные группы.

Разграничивая понятия «социальная группа» и «социальная общность», социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Для социальных общностей характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экономические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.

Поэтому не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию, не будут социальной группой, а студенческая группа в вузе – социальная группа.

Социологи по-разному определяют понятие «социальная группа». Так, российский социолог Г.С. Антипина рассматривает социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р.Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы:

- взаимодействие;

- членство;

- идентичность.

Он характеризует ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обосновано ли это мнение.

Социальные группы (общности) могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине они подразделяются на малые (примерно от 2-х до нескольких десятков человек) и большие.

Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность личностных взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения и др. Социолог и социальный психолог нашей страны. Г.Н. Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личностных контактов». Примеры социальных групп: семья, бригада, класс в школе, студенческая группа, религиозная секта, спортивная команда и т.д. В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие.

Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные.

Первичные группы – небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу также относятся также группа друзей, спортивная команда и др. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная социальная группа – это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и др.). В таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигаются на первый план.

Каждый по собственному опыту знает, что в любом трудовом коллективе, в коллективах студентов курса, факультета, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных интересов, занятий тем или иным видом спорта и т.д. Последние выступают как первичные группы, для которых главное – сам характер взаимосвязи и взаимодействия между ее членами. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное в совместном выполнении специфических функций (например участие в производственном процессе, учеба и др.) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования и др.)

Социальные группы по способу и характеру организации подразделяются на формальные и неформальные.

В формальных группах правила их организации, действия и поведения ее членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом социальными институтами и организациями. Для них характерны разделение и высокая рационализация функций, безличность и договоренность отношений, единая и строго определенная цель взаимодействия ее членов и др. Примеры формальных социальных групп: семья, производственная бригада, студенческая группа, коллектив кафедры и др. В такой группе авторитет ее члена во многом определяется занимаемой должностью, а не личными качествами.

Неформальные группы не имеют официальной регламентации, складываются на основе межличностных отношений и по инициативе самих индивидов, общности их интересов, взаимных симпатий и т.д. Иногда в связи с этим их называют «психологическими» (эмоциональными) группами, или «группами по интересам». Такие группы могут возникать и функционировать как внутри формальных групп, так и вне их. Взаимодействие их членов носит сугубо личностный характер и опирается на силу неформальных норм и традиций, уважения и авторитета. Во главе их обычно стоят неформальные лидеры. Примеры неформальных социальных групп: группы друзей, сверстников, соседей, общества защиты природы, животных, любителей джазовой музыки, пива и др.

Особо следует сказать о понятии «референтная группа», введенном американским социальным психологом Г.Хайменом. Это реальная или воображаемая, обычно малая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом, эталоном для той или иной личности. Индивид может входить, а может и не входить в такую группу, но он сверяет свой статус и поведение с этим образцом, выражая удовлетворенность или неудовлетворенность ими, вырабатывая определенную установку на социальное перемещение. Выбор референтной группы играет важную роль в процессах идентификации, интернализации и социализации. Примером важной роли такой группы в объяснении поведения молодежи может служить ситуация, когда ребенок или юноша начинает вести себя совсем не так, как его учат родители или школа, а так, как ведут себя, например, герои кинобоевиков, ставшие для него образцом для подражания.

С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп, как:

социально-классовые общности (классы, социальные слои);

социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);

этносоциальные (общности, нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);

социально-территориальные общности (городское и сельское население, население регионов, административно-территориальных единиц и т.д.) и др.

В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь:

религиозные (конфессиональные);

расовые др. группы.

Иногда предполагается деление групп по принадлежности к ним индивидов – на ингруппы, когда человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя семья», «моя компания», «мой класс», «моя профессиональная группа» и др.), и аутгруппы, к которым он не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами.

Таким образом, понятие «социальная группа» в широком смысле является более общим родовым по отношению к понятиям «социальный класс», «социальный слой», «социальная общность», «коллектив», «семья», «мужчины», «женщины», «дети», «пенсионеры», «нация», «народность», «этническая группа», «городские жители», «школьники», «студенты», «бюрократия» и многие другие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.