Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы Культуры






В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три ее формы.

Элитарная (или высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Высокая культура труда для понимания неподготовленного человека, т.к. создается в расчете на то, что будет понятна лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д.

Массовая культура возникла в середине XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды и жизни до хобби.

Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления.

Каждое общество имеет некую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.

По отношению к господствующей культуре выделяются также субкультура и контркультура. Субкультура – культура некой социальной группы. Это особая форма организации людей, автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяет стиль жизни и мышление ее носителей, отличающаяся своими обычаями, комплексами ценностей. Субкультура возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих, криминальных групп имеет свои ценности, особые нормы поведения, манеры общения, язык и т.п. В последние годы социологи много внимания уделяют изучению молодежной субкультуры, прежде всего неформальным молодежным объединениям. В качестве примера можно привести футбольных болельщиков, рокеров, культуристов, панков. Выделение различных субкультурных групп достаточно условно. Среди " металлистов" встречаются наркоманы, среди наркоманов - проститутки, среди футбольных фанатов - панки и т.д.

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации с господствующей культурой, называется контркультурой. Этот термин был введен для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Контркультура характеризуется протестным мироощущением, нетрадиционными формами художественного творчества, альтернативным образом жизни. Во многих странах Запада сегодня популярны альтернативистские движения и коммуны, резко противопоставляющие свои ценности официальным.

Из всего вышеизложенного становится, очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит, прежде всего, в аккумуляции, хранении и передаче человеческого опыта. Она является средством институционализации общественной жизни, определяет характер и технологии социального взаимодействия. Эти роли культуры реализуются через ряд основных функций:

1. Образовательно-воспитательная функция. Именно культура делает человека человеком. В процессе воспитания и образования индивид овладевает предметами материальной и духовной культуры, развивает свои творческие способности, познает себя.

2. Информационная функция. Культура транслирует социальный опыт, связывает прошлое, настоящее и будущее общества, обеспечивает преемственность и адекватность понимания друг друга представителями различных поколений и эпох.

3. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания.

4. Ценностноориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную “карту жизненных ценностей”, в которой существует и на которые ориентируется человек.

5. Интегрирующая и дезинтегрирующая функция культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.Дюркгейм. Освоение культуры создает у членов одного сообщества чувство принадлежности к одной группе, классу, нации, сплачивает их. Но, интегрируя одни группы на основе какой-либо субкультуры, она неизбежно противопоставляет их другим. Внутри социально разделенного общества дезинтегрирующая функция субкультур порождает культурные конфликты, которые могут разрешаться как в сфере собственно духовной культуры, так и быть идеологическим обоснованием экономических и политических конфликтов.

6. Нормативно-регулирующая (управленческая) функция. В ходе социализации и социального взаимодействия ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания человека. Культура в целом определяет систему координат, те рамки, в которых может действовать человек в семье, в быту, на работе. Нарушение предписаний приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения, различными формами институционального принуждения. Таким образом, культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.