Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития педагогики.






Лекция 4. Педагогика как наука.

План.

1. Понятие науки педагогики.

2.Этапы развития педагогики.

3.Источники педагогической науки.

4.Функция, объект и предмет педагогики.

5. Основные педагогические понятия

6. Структура науки педагогики

7.Связь педагогики с другими науками.

 

Ведущая идея: «Знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет»

Вспомните материал темы «Воспитание как общественное явление».

Вопросы для размышления:

- Что появилось раньше: воспитание или наука педагогика?

- Когда могла появиться наука о воспитании?

- Каковы причины возникновения и развития науки педагогики?

- Попробуйте дать определение педагогике как науке.

- Как Вы думаете: педагогика одна из самых простых или сложных наук? Почему так считаете?

(см. учебник «Педагогика», автор И.П. Подласый, часть 1)

 

Понятие науки педагогики.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает - «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле этого слова брал ребенка своего господина за руку и сопровождал его в школу.

Постепенно слово «педагогика стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его, обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранялось почти до конца 20 века. В последнее время возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому самое краткое и относительно точное определение современной науки педагогики – это наука о воспитании человека.

Воспитание здесь употребляется в широком смысле слова, включая в себя образование, обучение и развитие.

Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, оставались самые жизнестойкие.

Развивалась и наука о воспитании, главной задачей которой становилось накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека.

Этапы развития педагогики.

Педагогика как наука прошла сложный путь формирования. Воспитание появилось с появлением человеческого общества. А педагогика как наука появилась тогда, когда уже накопился определенный опыт воспитания и необходимо было:

- осмыслить накопленный опыт

- определить закономерности воспитания и обучения

- найти наилучшие формы организации воспитания и обучения

- создать правила руководства по воспитанию и обучению (методику)

 

1 этап: Педагогические идеи явились составной частью философских и политических сочинений. Например, Сократ заявил о том, что дети должны быть умнее своих родителей и учителей. За что был упрятан в тюрьму, где и умер. Метод сократовской беседы до сих пор используется в теории проблемного обучения. Платон написал политический трактат «О государстве», где изложил, как воспитывать политических и государственных деятелей, начиная с раннего возраста. (Аристотель, Плутарх, Демокрит, Т. Мор (1478-1535), Т. Кампанелла 1568-1639)

 

2 этап: В 16 веке появилась стройная педагогическая система Я.А. Коменского (1592-1670) («Великая дидактика» - первое произведение теоретической педагогики. Разработал дидактические принципы обучения (чему и как учить): наглядность, доступность, систематичность и т.д.

 

3 этап: Возникновение гуманистических идей в педагогике (Жан Жак Руссо (1712—17780): ребенок – высшая ценность на земле, провозглашал необходимость уважения к ребенку)

 

4 этап: Начало социалистического направления в педагогике. Сен-Симон, Фурье, Р. Оуэн: провозглашали равенство для воспитания и обучения детей всех классов, взаимное уважение, воспитание на принципах коллективизма, в общественных государственных учреждениях.

 

5 этап: Построение научных основ педагогики. И.Г. Песталоцци (1746-1827) выдвинул идею о соединении производительного труда и обучения, реализовал ее на практике, организовав школу для бедных, сделал определенные выводы. (А. Дистервег (1790-1866)

 

6 этап: Значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли русские революционеры-демократы и общественные деятели: А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов. Провозгласив главной целью воспитания в России: воспитание борца, патриота, труженика. Л.Н. Толстой открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей на принципах свободного воспитания.

 

7 этап: Велики заслуги в развитии педагогики К.Д. Ушинского (1824-1870) (отец русской педагогики), развивающего идею народности в образовании. На русской природе, фольклоре, с учетом возраста и особенностей каждого ребенка. Образование для народа, на традициях народа, в интересах народа. «Если педагогика хочет воспитать ребенка во всех отношениях, она должна узнать его тоже во всех отношениях».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.