Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы информации в публицистическом тексте.






Понятие «информация» используется в различных научных дисцип­линах (информатике, биологии, языкознании, истории и др.), а также в повседневном обиходе в различных значениях. Информация в СМИ представляет собой совокупность языковых высказываний, облеченных в текстовую форму, о мире, о событиях и положении дел в мире, об отно­шениях отправителя информации к этим событиям. За пределами данно­го понятия информации остаются высказывания, направленные на изме­нение положения дел в мире (приказы, приговоры суда и др.). В данном значении одним из признаков информации выступает ее но­визна, поскольку задачей СМИ является ознакомление общественности с неизвестными или недостаточно известными событиями и положения­ми дел в мире.

Информация текста может быть выражена эксплицитно (явно, вербально), т.е. посредством внешней структуры единицы, ее лексико-семантических, фразеологических, грамматических тропеических (с использованием тропов) и других средств, и имплицитно ( неявно, невербально, несловесно) в виде добавок к содержанию воспринятого сообщения под влиянием имеющихся в сознании получателя текста знаний о действительности. В соответствии с этим выделяются различные виды информации.

1. Открытая вербальная (словесная) информация, когда сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной части высказывания (является предикатом, логическим сказуемым). Например: (Вор) у вора дубинку украл.

Этот вид информации имеет и другое название – фактуальная информация, содержательно-фактуальная информация. Фактуальная информация сообщает о реальных событиях, процессах, фактах. Она всегда словесно, явно выражена. Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное. Термин «содержательно-фактуальная информация» использует И. Р. Гальперин. Он отмечает, что данная информация позволяет читате­лю получить основные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и т. д.

Этот тип информации не требует расшифровки. И. Р. Гальперин пи­шет: «Содержателъно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т. е. всегда выражена вербально. Единицы языка [в данной ин­формации] обычно употребляются в... предметно-логических, словарных значениях, закреплённых за этими единицами социально-обусловленным опытом»

2. Скрытая вербальная информация, когда сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются — как что-то уже известное — в группе подлежащего. Например, только что приведенное высказывание содержит не только информацию о краже дубинки у вора, но и информацию о том, что сделавший это — вор!

3. Пресуппозитивная (затекстовая) форма, когда информация о каких-то аспектах события в тексте непосредственно не выражена и подразумевается, что и говорящий (пишущий), и слушатель (читатель) ее знают. Эта информация имеет и другое название – фоновое знание.

Каждый знак, помимо прямого, номинативного значения, содержит ряд дополнительных сведений, обусловленных фактами личной биогра­фии, жизненного опыта, образа жизни носителя данной культуры или зна­комого с ней. Данный знак наводит говорящего и читателя на мысль о фактах истории, искусства, государственного устройства и т. д.

Говоря о фоновых знаниях, О. С. Ахманова утверждает, что фоно­вое знание — это «обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой языкового общения» Следовательно, фоновой оказывается та часть информации, которая является общей для собеседников.

Е. М. Верещагин и Н. М. Костомаров дифференцируют фоновые знания на несколько типов:

• общечеловеческие знания: цикличное время (зима, осень, лето, день, ночь, Солнце, звезды), географические знания, сведения о человеке, о космосе, библейские образы, мифологические, сказочные, научная информация и др.;

• региональные знания: не все люди Земли знают, что такое снег, пустыня, тайфун, белые ночи, северное сияние;

• страноведческие фоновые знания — «...те сведения, которыми располагают все члены определённой этнической и языковой общности». В. Солоухин писал по этому поводу: «...если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве», что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Третья­ковская галерея, Рублёвская «Троица» и т.д.

четвёртый тип фоновых знаний— социаль­ные, профессиональные: фоновые знания врачей, педагогов, жителей одного города и т. д. (попробуйте определить, что относится к фоновым знаниям жителей Тольятти).

3. Подтекстовая информация, когда информация не содержится в самом тексте, но легко «извлекается» из него читателем или слушателем. Здесь могут использоваться различные приемы. Например, прямой оценки нет, но факт дается в таком контексте, что оценка логично из него выводится. Или читателю задается вопрос (типа: интересно, совпадение случайно или нет?, т.е. так называемый риторический вопрос), который на самом деле является скрытым утверждением (конечно, это совпадение не случайно!).

Эта информация неявна (имплицитна) и основана на способности еди­ниц иметь вторые и третьи значения, порождать новую добавочную (коннотативную) и ассоциативную семантику слова, создавать символику язы­кового кода. Такая информационная способность единиц разного уровня контекстуально и концептуально меняет смысл всего произведения.

Подтекст может быть запланирован автором, при этом говорящий всячески старается добиться необходимого заданного впечатления, кото­рое должен получить слушатель. Однако подтекст может оказаться и не предсказанным автором текста.

Известно, что К. Станиславский подтекстовую информацию называл «подводным течени­ем», А. П. Чехов был мастером такого подтекста. Его юмористические про­изведения не смешили читателя, а вызывали у него впечатление грусти, «сумеречное настроение». Поэтому подтекстовую информацию следует усматривать в цельном произведении и улавливать её не только в установке автора, но и в производимом на читателя конечном впечатлении.

Отчётливо обнаруживается подтекст в произведениях «эзоповского языка», в публицистике, и, конечно, в художественных, особенно поэти­ческих произведениях, рассчитанных на эстетико-познавательный эффект.

Не все виды информации может быть подвергнуты процедуре верификации (проверке на истинность) и, соответственно, не всякая информация в публицистическом тексте может служить основанием для возбуждения иска о клевете. Только вербально выраженная (открытая и скрытая), т.е. содержательно-фактуальная информация может быть истинной и ложной.

Однако и в этом случае не всякая вербально выраженная информация может быть оспорена в суде. Необходим учет еще одного фактора – формы выражения вербальной информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.