Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система ООПТ






В настоящее время наибольшую опасность для природных экосистем

представляет хозяйственная деятельность человека. Уже в Х1Х веке встал

вопрос о необходимости изъятия из хозяйственного использования

отдельных участков естественной растительности, чтобы сохранить живущие

там виды растений, животных и целых природных ландшафтов. Так

появилась идея охраняемых территорий. Выделяют следующие ранги

охраняемых территорий: заповедники, заказники, национальные парки,

памятники природы и т.п.

Заповедники – это территории, полностью изъятые из хозяйственного

использования, с ограниченным доступом посетителей. В заповедниках

проводят научные исследования, следят за состоянием природы, ведут

просветительскую работу. Территория заповедника – это эталон нетронутой

дикой природы. Под заповедники стараются выделить местности с наиболее

характерными сообществами и наибольшим видовым разнообразием. Так, в

заповеднике «Кедровая Падь» представлено почти 50% видов растений

Дальнего Востока. Большие по площади заповедники охватывают все

разнообразие естественных растительных сообществ той или иной зоны.

Наиболее крупными по площади заповедниками в России являются:

Кроноцкий заповедник (Камчатка) – 960 т.га; Алтайский – 870 т.га; Печоро-

Илычский – 721 т.га. Однако есть совсем небольшие по площади

заповедники, например в Московской области – Приокско-Террасный – 500

га. В небольших заповедниках охраняются редкие и особо ценные виды и

сообщества. Схема строения заповедника такова: в центре – ядро (абсолютно

охраняемая территория), вокруг нее – буферная зона (охраняемая территория,

на которой частично ограничена хозяйственная деятельность), далее зона__обычного, но строго рационального хозяйственного использования

территории. Особую категорию составляют биосферные заповедники. Их

начали создавать с 1973 года, по решению ООН, в рамках Международной

научной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». На сегодняшний день,

в мире существует 300 биосферных заповедников. Цель биосферных

заповедников состоит в том, чтобы проследить, как меняется дикая природа

под влиянием хозяйственной деятельности человека, установить допустимые

пределы этой деятельности и прогнозировать вероятные изменения природы

в будущем. Всемирная сеть биосферных заповедников охватывает все

основные зоны Земли. К 1995 году в России организовано 18 биосферных

заповедников. Среди них: лесные – Центральнолесной, Окский и Приокско-

террасный; лесостепной – Воронежский; степной – Центрально-

черноземный; горные – Кавказский и Сихоте-Алинский. На Камчатке –

Кроноцкий; на Кольском полуострове – Лапландский; в дельте Волги –

Астраханский; на Урале – Печеро-Илычский; в Сибири – Центрально-

сибирский и Саяно-Шушенский, Байкальский и Баргузинский (приведено по

А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999; В.А. Вронский, 1996). Первые заповедники

в Свердловской области созданы в 1946 году. Это Висимский и «Денежкин

Камень» (впоследствии они были реорганизованы, и вновь утверждены в

данном статусе в 70-е годы).

Заказники – это участки природных территорий, в пределах которых

(временно или постоянно) запрещены отдельные виды и формы

хозяйственной деятельности человека для обеспечения охраны одного или

нескольких ценных объектов живой природы или живописных типов

ландшафтов. В России в настоящее время около 3000 заказников,

расположенных на площади около 40 млн. га. Заказники могут быть

различного назначения: охотничьи, ботанические, геологические,

гидрологические, зоологические, ландшафтные и др. В России система

заказников широко используется в охотничьем хозяйстве как средство для

увеличения численности промысловых животных. Аналогично, заказники

служат в качестве сырьевой базы для выращивания лекарственных растений.

Срок существования заказника республиканского заказника – 10 лет,

местного – 5 лет (при необходимости он может быть увеличен). Среди

заказников Свердловской области: озеро Исетское, озеро Таватуй,

Ивдельские скалы, массив горы Шунут-Камень, болота Пышминское и

Еланское, Черноисточинский пруд, долина р. Серги, гора Старик-Камень,

Волчихинское водохранилище и др.

Национальные парки решают задачи не только охраны природы и

контроля за ее состоянием, но и оздоровления, отдыха людей. Научно-

исследовательская работа и пропаганда природоохранных знаний –

важнейшие формы деятельности национальных парков. На их территории

разрешен организованный отдых. Среди них: под Москвой – «Лосиный

остров»; на Кавказе – «Сочинский»; на Урале – «Припышминские боры»

(национальный парк) и «Оленьи ручьи» (природный парк). Памятники природы – это территории создаваемые для охраны какого-

то отдельного природного явления (рощи, озера, пещеры, отдельно стоящего

дерева и т.п.). Часто к памятникам природы относят искусственную

растительность и архитектурные сооружения (усадьбы, парки, пруды).

Выделяют следующие памятники природы: ландшафтные, комплексные,

ботанические, геологические и геоморфологические, гидрологические и

прочие.

Сегодня, на территории Свердловской области имеются следующие

категории особо охраняемых природных территорий: два государственных

природных заповедника, один национальный и один природный парки; 18

государственных заказников по охране промысловых зверей и птиц; 36

ландшафтных и 10 флористических заказников по охране лекарственных

растений; 425 памятников природы. В последние годы выделено и описано

еще более 60 новых объектов, имеющих природоохранное значение

(приведено по справочнику: Природные резерваты Свердловской области,

2004).

На территории ООПТ активно проводятся работы по экологическому

мониторингу. Мониторинг окружающей среды – это система наблюдения,

оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной

среды. Термин мониторинг появился перед проведением Стокгольмской

конференции ООН по окружающей среде (июнь, 1972) в дополнение к

понятию «контроль». Цель мониторинга –оптимизация отношений человека

с природой. В зависимости от степени выраженности антропогенного

воздействия различают мониторинг импактный (в зонах нарушенных

деятельностью человека) и фоновый (в естественной ненарушенной среде).

В зависимости от масштабов различают: глобальный (биосферный),

региональный и локальный мониторинг. Глобальный мониторинг

осуществляется, как правило, на территориях получивших статус

«биосферных заповедников». Региональный мониторинг, например, на

Урале выполняется территориальным Управлением по гидрометеорологии и

органами санэпиднадзора. Так, в Свердловской области имеется 18

стационарных постов загрязненности атмосферного воздуха и воды. Четыре

раза в каждом из пунктов берут пробы для определения содержания в них

наиболее опасных для человека токсических веществ.

Экологический мониторинг включает три направления деятельности:

1. наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

2. оценку фактического состояния среды;

3. прогноз состояния окружающей среды и оценку прогнозируемого

состояния.

Объектами мониторинга могут быть: приземный слой воздуха;

поверхностные воды; бытовые стоки; радиоактивные излучения; природные

экосистемы; отдельные виды редких животных или растений; лесопосадки;

атмосфера, и т.д. Сейчас выделяют особый раздел мониторинга –

Биологический мониторинг. Это контроль состояния окружающей

природной среды с помощью живых организмов. Главный метод этого__мониторинга – биоиндикация. Она включает обнаружение и определение

биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе

реакции на них живых организмов и их сообществ.

Экологическую безопасность населения должно обеспечивать соблюдение

экологических нормативов. Существуют следующие

нормативы качества (санитарно-гигиенические):

 предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

 предельно допустимый уровень вредных физических воздействий

(ПДУ);

нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

 предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);

 предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС).

ПДК это количество вещества в окружающей среде, которое при постоянном

или временном воздействии на человека не вызывает изменений здоровья у

него или его потомства. ПДК устанавливают на основании комплексных

исследований. Рассчитывают ПДК на единицу массы, объема или

поверхности. При определении ПДК учитывают степень влияния

загрязняющих веществ не только на человека, но и на различных обитателей

биоты. Сегодня в России действует 1900 ПДК химически вредных веществ

для водоемов; 500 – для атмосферного воздуха; 130 – для почв.

Экономика природопользования занимается оценкой природных

ресурсов и ущербов от загрязнения среды. В задачи экономики

природопользования входит следующее:

-экономическая оценка природных ресурсов (определение общественной

полезности или денежное выражение народнохозяйственной ценности).

Оценка природных ресурсов может быть и внеэкономической. Последняя,

предполагает определение экологической, здравоохранительной,

социальной (моральной и культурной), религиозно-культовой и иной

ценности природного ресурса;

-определение экономического ущерба в результате нерационального

природопользования. Под ущербом понимают фактические или

возможные экономические и социальные потери в результате изменения

природной среды под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Ущербы могут быть исчислимые (экономические), например потери

сырья, топлива и материалов в связи с выбросами, и условно-исчислимые

(социальные и экологические), например, эстетический ущерб при

деградации ландшафта или экологический ущерб в связи с потерей

красивоцветущего вида растения;

-выбор наиболее эффективных вариантов использования природных

ресурсов и природоохранной деятельности, оценка абсолютной и

относительной эффективности природоохранных затрат. Под

эффективностью природопользования понимают эколого-социально-

экономическую результативность использования природных ресурсов и

эксплуатации природной среды; __ -разработка экономических методов управления природоохранной

деятельностью и материального стимулирования охраны окружающей

среды, предполагает эколого-социально-экономическую результативность

проведения тех или иных природоохранных мероприятий.

Затраты на природоохранную деятельность должны быть такими,

чтобы ущерба не возникало вообще. Расчет экономического эффекта

природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на

их осуществление с экономическим результатом, достигнутым благодаря

этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной

ликвидированного или предотвращенного экономического ущерба от

нарушения или потерь ресурса. Разность между результатом и затратами

характеризует экономический эффект (приведено по И. Щукину, 2004).

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст.20)

предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:

-за право пользования природными ресурсами;

-за загрязнение окружающей природной среды.

Тем же законом, предусматривается три вида платы за загрязнение:

-выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов;

-выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без

разрешения компетентных органов;

-плата за размещение отходов.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет

себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных

загрязнений – за счет прибыли, которая остается в распоряжении

предприятия-загрязнителя. Система мер по восстановлению и

оздоровлению окружающей среды, денежная оценка природного ресурса

определяются на основе кадастров природных ресурсов (сводов

экономических, экологических, технических показателей, которые

характеризуют количество и качество природного ресурса, а также состав

и категории природопользователей этого ресурса). Существует

земельный, водный, лесной, и другие кадастры.

Экологическая экспертиза – оценка уровня возможных негативных

воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на

окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То

есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия

экологической безопасности и системе рационального

природопользования.

Экологический аудит – оценка степени экологичности конкретного

производства и разработка рекомендаций его перестройки для снижения

экологических налогов, платы за ресурсы, стимулирование привлечения

инвестиций государства или частного капитала. Позволяет повысить

рентабельность предприятия. Результатом экологического аудита может

стать экологический паспорт предприятия.

Экологическое право – это совокупность эколого-правовых норм,

регулирующих экологические отношения в сфере взаимодействия__предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и

улучшения качества окружающей человека природной среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.