Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация инноваций






 

В научной литературе наблюдается разнообразие классифика­ций инноваций. Классификация зависит от ряда критериев, а одна инновация может быть отнесена к нескольким видам.

Классификация по принципу отношения к предшественнику, т.е. выделение предшественника и определение его функции. Отношение к предшественнику может быть различных типов.

1. Открытие – принципиально новая идея, не имеющая предшественников (не путать с открытием в научно-техническом смысле). Ими можно считать телевизор, компьютер

2. Замещение, или вытеснение – происходит, когда новинка сохраняет все полезные качества предшественника, но обладает и дополнительными достоинствами (звуковое кино, вытеснившее немое, видеомагнитофон и видеоплеер и т.д.).

3. Ограничение – происходит, когда новинка по некоторым параметрам превосходит предшественника, но не сохраняет отдельных его достоинств (электроосвещение, сменившее, но не вытеснившее свечу или керосиновую лампу, или цветное кино или фото и черно-белое).

4. Дополнение, или сосуществование – новинка, обладающая рядом достоинств, не присущих предшественнику, при том, что тот обладает рядом достоинств, не присущих новинке (водный транспорт, широко используемый наряду с железнодорожным).

5. Возрождение – фактически воспроизведение ранее вытесненного товара, но, как правило, в несколько обновленном виде (газовая плита и газовые фонари, или скайп и видеотелефон).

Если в качестве основы классификации инноваций принять масштабы вызываемых ими последствий, то можно выделить:

1. Стратегические инновации, служащие реализации стратегиче­ских целей развития, имеющих социально экономический характер. Они являются следствием реализации долгосрочных мероприятий инновационного характера, имеющих значение как для всего обще­ства, так и для отдельных предприятий.

2. Текущие инновации (фактические). Их целью является повы­шение эффективности хозяйственной деятельности на более коротких временных отрезках (изменения в изделиях, методах производства, организации труда).

Например, принимая во внимание степень новизны инновации, ученые делят их на три группы:

1. Новинка мирового масштаба (абсолютная новизна). Примене­ние изобретения нигде не имеет аналогии, это первое в мире внедре­ние изменения.

2. Новинка в масштабе страны. Она имеет адаптационно­воспроизводящий характер, то есть, нет аналога в данной стране, но существует за границей.

3. Новинка в масштабе данного предприятия (относительная но­визна). Сюда относят инновации, имеющие аналоги и реализуемые другим предприятиям в данной стране, а также инновации, годные и используемые только на данном предприятии.

С точки зрения оригинальности изменения выделяют:

1. Оригинальные (креативные) инновации, являющиеся самостоятельными результатами работы отдельного человека, группы или предприятия.

2. Имитирующие инновации, заключающиеся в копировании и воспроизведении оригинальных изменений, которые в данном времени и месте приносят выгоды.

Другие классификации инноваций даны в приложении 2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.