Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактика управления педагогическим коллективом






От руководства школы в работе по формирова­нию и развитию педагогического коллектива тре­буется четкое понимание основной цели: формирование коллектива единомышленников, не формальных соучастников, а объединенных общи­ми принципами работы соответчиков за то, чтобы из стен школы выходили люди, хорошо подготов­ленные к выполнению гражданских функций в об­ществе.

Для периода становления педагогического кол­лектива характерны еще несложившиеся отноше­ния и психологические связи между сотрудниками, отсутствие единства в коллективе. Поэтому пер­вые усилия руководства школы должны быть направлены на обеспечение идейного (в педагогическом плане), интеллекту­ального, организационного, волевого – в целом психологического единства педагогов, что позво­лит установить взаимосвязи, взаимовлияние и вза­имодействие, превращающие группу разных, вначале малознающих друг друга людей в коллек­тив. Большое значение при этом приобретает социально-педагогический климат, который представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.

Единство педколлектива обеспечивается прежде всего задачами школы, а также выдвижением перед учителями определенных педагогических проблем, методиче­ских тем, над которыми коллектив будет работать в предстоящие годы. Очень важно, чтобы ведущие темы были выработаны сообща руководителем школы с членами формирующегося коллектива, ибо только в этом случае цели коллектива воспри­нимаются каждым его членом как личные цели.

Интеллектуальное единство обеспечивается организацией работы педагогов по овладению до­стижениями педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования, всемер­ным развитием диалектического мышления, при­учением их к постоянному анализу текущей работы, ломкой сложившихся у некоторых стерео­типов обыденного мышления, постепенным про­буждением интереса к исследовательской дея­тельности.

Организационное единство формируется рацио­нальным распределением функций управления между всеми членами коллектива, построением целостной управляющей системы школы, созданием связующих зависимостей людей друг от друга в работе на основе четкого знания и выполнения ими своих функциональных, должностных обязанностей, продуманным распределением общественных по­ручений в коллективе таким образом, чтобы каждый педагог мог реализовать прежде всего наиболее развитые, сильные стороны своей личности.

Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием единой педагогической позиции всех работников школы по наиболее сложным вопросам жизни коллекти­ва, требованиями коллектива к каждому члену в выполнении принятых решений, созданием необ­ходимого общественного мнения.

В целом психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное, обеспечивается систематической воспитательной работой руководства школы и самого педагогиче­ского коллектива, созданием благоприятного пси­хологического климата в отношениях между учителями, развитием взаимопонимания, взаимо­помощи, бережного отношения к каждому члену коллектива. Все это в совокупности создает соот­ветствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функцио­нирование группы людей как коллектива.

Очевидно, что сплочение педагогического кол­лектива школы нельзя осуществить на одних иде­ях: оно реализуется прежде всего в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. Для руководителя школы чрез­вычайно важно тактичное управление общением в интересах сплочения и развития коллектива, со­здание таких условий, чтобы ни один учитель не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Управленцу нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в кон­кретной ситуации.

Организуя учебно-воспитательный процесс, ру­ководство школы должно постоянно помнить: среди всех задач, которые решаются на педагоги­ческих советах, совещаниях, собраниях, учитель­ских конференциях, не должна упускаться задача сплочения коллектива педагогов, ибо стихийное развитие жизни учителей рано или поздно ведет к их разобщению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.