Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные доминанты эпохи.






В результате Второй мировой войны на ведущие позиции в мировой истории вы­ходят США, возглавившие капиталистическую систему. Фактором, сдерживавшим лидер­ские и экспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавивший социалистиче­скую систему.

Последовавший в 1991 г. распад СССР и исчезновение мировой социалистической системы еще больше укрепили современное положение США как ведущей мировой держа­вы.

Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всем обществе:

переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традици­онные отрасли промышленности - угледобыча, машиностроение и др. - в той или иной сте­пени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эф­фективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть способным удовле­творить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;

общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;

культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (тради­ционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.

Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, тем не менее она сохраняется и продолжает развиваться. Социальной значимости всей гуманитарной культу­ры способствовали следующие явления:


• в 70-е годы - в связи с появлением идеологии неоконсерватизма - статус религии
начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к
традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с ее аскетизмом и самоог­
раничением, к возрождению религиозных корней культуры;

усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений. В искусстве ее представляет главным образом реализм. Искусство второй половины XX века представляют:

французскую литературу: М. Дрюон, Э. Базен, Ф. Саган, Ж. Сименон;

швейцарскую - Г. Гессе, Ф. Дюрренматт, М. Фриш;

немецкую - Г. Белль и Г. Грасс;

английскую - Дж. Осборн и Дж. Брейн, А. Мердок, Г. Грин;

американскую - К. Воннегут и Дж. Апдайк.

Широкую популярность приобрела научная фантастика (творчество А. Азимова и Р. Бредбери).

Значительных достижений добилась американская драма, в которой особое место за­нимают А. Миллер, Т. Уильяме, Э. Олби. Кино и течением неореализма прославилось италь­янское искусство (Р. Росселини, Л. Висконти, Дж. де Сантис, Ф. Феллини и др.

Развитие научно-технической культуры во второй половине XX века отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:

• разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является дос­тупной для довольно узкого круга людей - интеллектуалов и как культура недоступна по­давляющему большинству людей;

• трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной быто­вой техники.

При всем многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосред­ственно связан с новейшей техникой и технологиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.