Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения искусства.






В течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Современ­ной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 30-40 тыс. до н.э. Полифоничность искусства предполагает и многообразие точек зрения на причины его происхождения.

Религиозная теория. Согласно ей, красота является одним из имен Божьих, а искус­ство - конкретно-чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства связывается с проявлением божественного начала.

Теория игры (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер). Заключается в том, что искусство считается самоцельной игрой, лишенной какого-либо содержания. В силу того, что игра - явление биологическое, присущее всем животным, то и искусство объявляется од­ним их естественным природных явлений. Так как игра старше труда, то и искусство старше производства производство полезных предметов. Его основная цель - удовольствие, наслаж­дение. Игра издавна понималась как способ деятельности, связанный с развлечением, полу­чением удовольствия. Игра - свободно организованный процесс.

Потребность в игре характерна не только для детей, но и для взрослых. В игре человек получает возможность освободиться от общепризнанных норм поведения, он раскрепощает­ся и тем самым сбрасывает с себя груз повседневных забот и тревог.

Психологи справедливо подчеркивают, что степень выраженности игрового начала является неотъемлемой частью творческого процесса во всех без исключения сферах челове­ческой деятельности.

Игровой момент в искусстве реализуется наиболее четко, ведь для искусства чрезвы-


54 чайно важными моментами являются свобода фантазии и воображения.

Игровое начало в искусстве проявляется во всем: в игре смыслов, намеков, подтек­стов, интриг, загадочности и неожиданности сюжетных построений, в том, как могут пере­межаться и сосуществовать шутовское, развлекательное, фривольное и грустное, лирическое, серьезное.

Ярче всего игровая природа искусства проявляется в театре, в творчестве актера. Здесь господствует принцип маски, подражания, перевоплощения, лицедейства, притворства.

Искусство как реализация инстинкта украшения или эротическая теория (Н. Нардау, К. Ланге, 3. Фрейд, Ч. Дарвин и др.). Сторонники этой точки зрения полагали, что искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей друго­го пола. Например, одна из наиболее древнейших форм искусства - украшательство - созда­валась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное влечение. Или, поскольку лю­бовные похождения как животных, так и человека сопровождаются определенными звуками, поскольку эти любовные импульсы порождают музыку и, затем наоборот, музыка порождает любовные импульсы.

Теория подражания (или имитативная теория) Поначалу культурологи считали, что искусство рождается потребностью в подражании. Этого мнения придерживались еще античные философы (Демокрит, Аристотель и др.). Здесь выражена попытка соединить при­чину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в ис­кусстве «подражание» матери-природы и одно из средств «очищения» чувств человека, вос­питания его красивым, благородным, мужественным. («Поэтика»). Причинами зарождения искусство он считал естественные наклонности человека к имитации, подражанию природе. Первобытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закрепить в своем сознании об­раз животного. Однако художник не только воспроизводил знакомое, похожее. Он вносил в свое произведение фантазию. Вот неандерталец нарисовал птицу. Однако у нее человеческое лицо. Разве можно считать это только подражанием?

Легко заметить, однако, что даже самые радикальные теории подражания не были на­целены на то, что бы свести произведения искусства лишь к механическому воспроизведе­нию реальности. Все они в той или иной степени должны были допустить творческую спо­собность художника. Оба эти требования нелегко согласовать друг с другом: если подража­ние - истинная цель искусства, то ясно, что творческая сила художника - скорее разруши­тельный, чем созидательный фактор.

Чтобы достичь высшей красоты, важно не только воспроизвести природу, но и отой­ти, отдалиться от нее. Определить меру, правильные пропорции этого отдаления или укло­нения - одна из важнейших задач теории искусства. Аристотель писал о том, что для созда-


ния поэзии предпочтительней убедительная невозможность, нежели неубедительная воз­можность. Художник обязан создать нечто лучшее, чем сам образец

Согласно еще одной теории (Л. Выготский) искусство - это способ социализации личности.

Марксизм на первый план выдвигал общественно-историческую практику, производ­ственную деятельность людей. Каждая из названных теорий имеет право на существование, приоритет той или иной может быть отдан в контексте поставленных исследовательских за­дача.

Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство. Художественная деятель­ность - это такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слияни­ем того, что во всех других видах деятельности - познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной - расчленено и специализировано. Она не знает разде­ления на материальную и духовную деятельность, ибо творчество художника духовно и ма­териально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. «практи­кой в духе», и плоды ее обращены поэтому к таким же целостно-духовному восприятию, со­зерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какие свойственны человеческому восприятию реальности, но при этом ясно сознается то, что отличает «художественную ре­альность» как мир вымысла от подлинной жизни людей.

Поскольку искусство есть часть культуры, постольку изменение их взаимоотношений определяется прежде всего исторической эволюцией культуры как целого, в котором суще­ствует и движется искусство.

Поскольку же искусство есть относительно самостоятельная подсистема культуры, обладающая специфическим содержанием, формой и функциями, постольку изменение его взаимоотношений с культурой порождается теми изменениями, которые происходят с самим искусством в ходе его эволюции.

Поскольку связи искусства и культуры опосредованы тем ее слоем, который называют художественной культурой, постольку историческое изменение этих связей обусловливается изменением художественной культуры как специфического слоя культуры.

Искусство по своей сути призвано смягчить и гуманизировать безудержность научно­го поиска, т.к. искусство и наука взаимообусловлены. Искусство предполагает не волевое преобразование окружающей среды и не ее научное изучение, а преимущественно чувствен­ное восприятие и непременно субъективное воспроизведение действительности, которую че­ловек пропускает через себя. Сказанное не значит, что в художественном творчестве отсут-


56 ствуют мысль и воля, но не они являются определяющими.

Настоящее искусство несовместимо с сухим рационализмом и никому ничего насиль­но не навязывает, а стремится воздействовать на свойственное лишь человеку чувство пре­красного. Со времен античности искусство связывали с такими философско-эстетическими категориями, как «гармония», «красота», «совершенство», позднее - «экспрессия», «вырази­тельность», «вдохновение», «интуиция».

Наряду с чувством важнейшим составным элементом всякого искусства является его образность. Ведь плачь или смех, будучи непосредственным выражением внутреннего со­стояния человека, т.е. его чувства, от этого не становятся искусством. Только тогда, когда силой воображения в сознании автора в виде конкретных картин возникают причины этого плача, или смеха, или гнева и он пытается передать их специально подобранными словами, звуками, красками, линиями, объемами, мы присутствуем при уникальности художественно­го творчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.