Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические принципы обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий






История развития педагогики как науки о целенаправленной, специально организо — ванной, систематической деятельности по передаче подрастающему поколению накоп — ленного интеллектуального потенциала, фор- мированию личностных качеств индивида, а также о содержании, организационных фор — мах и методах образования существует, как известно, всего несколько сот лет. Конец ХХ – начало XXI в. характеризуются интеллектуа — лизацией всех видов деятельности на основе взаимодействия с информационным ресур — сом, реализации деятельности по сбору, об — работке, архивному хранению, передаче ин — формации, ее тиражированию и управлению информационными потоками с любого рас — стояния, что позволяет осуществить переда — чу подрастающему поколению накопленного интеллектуального потенциала прежних по — колений совершенно иными способами [1].

Адекватно современным возможностям организации деятельности по передаче ин — теллектуального потенциала прежних поко — лений современному человеку видоизменяются и дидактические принципы обучения, которые должны отражать уровень притя — заний общества третьего тысячелетия к сис — теме образования. Учитывая определения традиционно понимаемых дидактических принципов (Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин), остановимся на раскрытии сути дидактичес — ких принципов обучения в условиях органи — зации учебной деятельности в информаци — онно-коммуникационной предметной среде, реализующей возможности современных ин — формационных коммуникационных техно- логий.

Принцип научности предполагает предъ — явление содержания учебного материала средствами информационных и (или) комму — никационных технологий в строгом соответ — ствии с современными научно достоверными фактами и сведениями (по возможности мето — дами изучаемой науки). При этом обеспече- ние компьютерного моделирования, имита — ции изучаемых объектов, явлений, процессов (как реальных, так и виртуальных), представ — ляемых на экране, позволяет обучающемуся

Р. Э. Гшиянц

осуществлять экспериментально-исследова — тельскую деятельность, инициирующую са — мостоятельное открытие закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем прибли — зить школьный эксперимент к современным научным методам исследования.

Принцип доступности означает, что предъявляемый средствами информацион — ных и (или) коммуникационных технологий учебный материал, формы и методы органи — зации учебной деятельности должны соот — ветствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Установление того, доступен ли пониманию обучаемого предъявляемый с помощью средств инфор — мационных и (или) коммуникационных тех — нологий учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, производится с помощью компью- терного тестирования – от его результатов за — висит дальнейший ход обучения с использо — ванием этих средств.

Принцип компьютерной визуализа — ции учебной информации, предъявляемой средствами информационных и (или) ком- муникационных технологий, предполага — ет реализацию возможностей современных средств визуализации (например, средств компьютерной графики, технологии муль — тимедиа) объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей в динамике развития, во времен — ном и пространственном движении, с сохра — нением возможности диалогового общения с программой [4].

Принцип адаптивности (приспособляе — мость к индивидуальным возможностям обу — чаемого) предполагает реализацию возмож — ностей средств информационных и (или) коммуникационных технологий при индиви — дуальном подходе к нему, с учетом индиви — дуальных возможностей воспринимать пред — ложенный учебный материал. Реализация адаптивности может обеспечиваться различ — ными средствами компьютерной визуализа — ции изучаемых объектов, процессов, явлений, а также несколькими уровнями дифференци — ации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию.

Принцип систематичности и последова — тельности обучения с использованием средств информационных и (или) коммуникацион — ных технологий предполагает необходимость усвоения обучаемым знаний, системы поня — тий, фактов и способов деятельности в их ло — гической связи, последовательности при условии преемственности в овладении знаниями,

умениями и навыками.

Принцип сознательности обучения, само-

стоятельности и активизации деятельности

обучаемого предполагает обеспечение сред-

ствами информационных и (или) коммуни-

кационных технологий самостоятельных

действий по извлечению учебной инфор-

мации, по формализации знаний при чет-

ком понимании конкретных целей и задач

учебной деятельности. Разнообразные виды

самостоятельной учебной деятельности (ин-

формационно-поисковая, эксперименталь-

но-исследовательская, деятельность по сбо-

ру, обработке, архивированию информации,

в том числе информации о реально проте-

кающих процессах и виртуальных) должны

опираться на возможности средств инфор-

мационных и (или) коммуникационных тех-

нологий. Активизация деятельности обуча-

емого может обеспечиваться возможностью:

самостоятельного управления ситуацией на

экране; выбора режима учебной деятельнос-

ти; вариативности действий в случае при-

нятия самостоятельного решения; создания

позитивных стимулов, побуждающих к учеб-

ной деятельности, повышающих мотивацию

обучения (например, введение игровых си-

туаций, юмор, доброжелательность при об-

щении, использование различных средств

визуализации) [2].

Принцип прочности усвоения результатов

обучения предполагает обеспечение средства-

ми информационных и (или) коммуникаци-

онных технологий усвоения обучающимися

содержания, внутренней логики и структуры

учебного материала, представляемого с помо-

щью этих средств. Этот принцип реализует-

ся с помощью компьютерного самоконтроля

и самокоррекции: контроля на основе неза-

медлительной обратной связи с выводом на

экран результатов диагностики ошибок по

результатам обучения и оценкой результа-

тов учебной деятельности, с объяснением на

экране сущности допущенной ошибки; ком-

пьютерного тестирования, констатирующего

продвижение в учении.

Принцип интерактивности различного

уровня (низкого/среднего/высокого) предпо-

лагает необходимость обеспечения интерак-

тивного диалога, его организации средствами

информационных и (или) коммуникацион-

ных технологий при условии выбора вари-

антов содержания изучаемого, исследуемого

учебного материала, а также режима учебной

деятельности с помощью средств информационных и (или) коммуникационных техно-

логий. Принцип развития интеллектуального

потенциала обучаемого предполагает обес-

печение средствами информационных и

(или) коммуникационных технологий: раз-

вития мышления (например, алгоритмичес-

кого, программистского стиля мышления,

наглядно-образного, теоретического), фор-

мирования умения принимать оптимальное

решение или вариативные решения в слож-

ной ситуации, а также обрабатывать инфор-

мацию (например, на основе использования

систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных). Кроме того, можно говорить о принципах информацион — ной осведомленности, принципе информа — ционной переносимости с одного изучаемого объекта на другой [3].

Одним из эффективных путей глобали — зации образовательного пространства в сов — ременном мире является развитие системы дистанционного образования. Современные информационные технологии и компьютер — ные телекоммуникации создали принципи — ально новые возможности доступа и накоп- ления любой социальной и педагогической информации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.