Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексная программа изучения поведения школьников






методы изучения детей:

1) Метод наблюдения должен быть длительным, систематичным, разносторонним и объективным.

2) Изучения продуктов детского творчества – что он делает, как, диагностируются индивидуальные особенности ребенка, его наклонности, интересы, отношение к делу, отношение к своим обязанностям, уровень развития, старательности, прилежания, мотива деятельности.

3) Метод беседы. Полагается проникать во внутренний скрытый мир ребенка. Этот метод помогает выяснять мотивы поведения, выяснять чувства, намерения ребенка.

Д иагностика школьника:

Что изучается:

1. Внешний вид. Взгляд. Выражение глаз и лица. Мимика. Позы. Жестикуляция. Походка. Неестественное поведение. Опрятность одежды.

2. Физическое развитие – опережает, норма, отстает.

3. Интеллектуальное развитие. Отношение к учебе. Особенности восприятия и мышления. Особенности памяти. Умственная продуктивность. Соответствие развития возрасту. Активность.

4. Эмоциональные реакции. Повседневное настроение. Смена настроений. Переживания. Выражение эмоций (скрытость, агрессия, подавленность, вялость, враждебность, замкнутость, эгоцентризм). Аффекты (гнев, страх) Негативизм (активный, пассивный) Эгоистические наклонности. Самолюбие. Самоуверенность. Альтруистские настроения.

5. Нравственное развитие. Понимание норм поведения. Ценностные ориентации. Идеалы. Жизненные планы.

6. Любимые занятия и интересы. Основная направленность. Достигнутые успехи. Влияние на школьную успеваемость.

7. Отношения: с учителями, с ровесниками, со старшими, с младшими

8. Отношения к обязанностям: к школьному распорядку. Труд и самообслуживание, участие в классных делах.

9. Дружба: с кем, сколько друзей, какие друзья.

10. Отношения с родными и близкими. Что рассказывает о родителях, братьях и сестрах. Отношения с родней.

11. Школа. Опоздания на уроки, уход с уроков. Курение. Алкоголь. Наркотики. Токсические вещества.

12. Поведение на улице и дома. В школьном дворе. На улице. В общественных местах.

13. Сексуальные влечения. Раннее сексуальное развитие. Отношение к противоположному полу. Нецензурность, рисунки, жесты.

14. Асоциальное поведение: Ворует. Лжет. Курит. Сквернословит. Постоянно и беспричинно дерется. Обижает маленьких. Не уважает старших.

15. Отзывы учителей, родителей, взрослых. Негативные. Неопределенные. Положительные.

По результатам диагностики устанавливаются:

1. Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи.

2. Характер (вид) отклоняющегося поведения – диагноз.

3. Группа, к которой будет отнесен ребенок по диагнозу.

4. Методика (технология) коррекционной помощи в каждой группе.

Для каждого ученика, нуждающегося в коррекционной поддержке, составляется индивидуальная программа, а если таких детей несколько – то общая программа с индивидуальной коррекцией.

Наиболее типичные группы, в которые объединены дети по признаку однородности свойств и качеств следующие: активности – для пассивных детей, честности – для детей, склонных к преувеличениям, лживых, работоспособности – для лентяев и малоактивных, самостоятельности – для зависимых, подавленных, отверженных, выдержки – для несдержанных, нервных, сознательности – для детей, совершающих необдуманные поступки, откровенности – для замкнутых и скрытных, скромности – для развязных, самонадеянных. Для глубокой коррекции создаются микрогруппы детей или ведется индивидуальная работа.

Заключение

Как уже говорилось выше, в данной работе была предпринята попытка дать характеристику девиантному поведению детей школьного возраста, описан опыт психологического консультирования педагогов, обучающих детей-подростков с девиантным поведением.

В результате проведенных консультаций мы пришли к следующим выводам:

а) девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы и для решения проблем асоциального поведения необходимо участие большего количества специалистов (медиков, работников ПДН, КДН, социальных педагогов, психологов и т.п);

б) причинами отклоняющегося поведения могут быть:

I. Безнадзорность учащихся.

Обычно школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.

Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома. Причины побегов из дома:

1. Поиски приключений.

2. Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия.

Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивными, слабохарактерными, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А школьники, особенно из неблагополучных семей, стремятся к общению с людьми с сильной волей.

II. Азартные игры. Это реакция на неуспех в учебной и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.

III. Сквернословие.

IV. Курение, алкогольная зависимость.

V. Отклонения в сексуальном развитии ребенка.

VI. Ложь.

VII. Неврозы.

в) решающим фактором, гарантирующим успешность применения любых методов выступает личность самого специалиста, оказывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить и о таких профессионально важных качествах психолога, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Более подробно данную проблему можно изучить в литературе:

1. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.17-28

2. Белкин А.С. Внимание - ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников; Свердловск: Средн. - Урал.кн. из-во, 1981.

3. Каменская Н.Л. Привычка к сквернословию и ее профилактика в условиях школы.// Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Под ред. Татенко В.А., Титаренко Т.М.- Киев: Рад. шк., 1999.

4. Киреев В.Как уберечь ребенка от наркомании? //Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.73-104

5. Колесов Д.В. предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 1994.

6. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1999.

7. Фурманов И.А, Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996.

8. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.

9. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с английского, - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

10. Яковленко С.И. Психолого-педагогическая профилактика увлечения учащихся азартными играми//Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся – Киев: 1999.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.