Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая учебная программа






Темы контрольных работ для ПДО 2 курс

1. Табакокурение как форма деструктивного поведения

2. Алкоголизм как форма деструктивного поведения

3. Наркомания как форма деструктивного поведения

4. Проституция как форма деструктивного поведения

5. Интернет-аддикция как форма деструктивного поведения

6. Понятие «нормальной» («здоровой») и «ненормальной» («деструктивной») личности в психологии

7. Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения

8. Суицид и суицидальное поведение

9. Отклонения в сексуальном поведении

10. Злоупотребление ПАВ (психоактивными веществами), зависимость и со-зовисимость.

11. Правонарушения как проявление девиантного поведения.

12. Психологические особенности трудных детей.

13. Гениальность как вид девиации.

Университет Российской Академии Образования (г. Дубна)

Программа курса: Психология девиантного поведения.

Автор и составитель программы: старший преподаватель А.В.Князева

Длительность курса – 16 часов аудиторной нагрузки + 4 КСР

Обязательный курс

Базовыми являются курсы: «Социальная психология», «Клиническая психология», «Психология личности»

Условия, необходимые для изучения курса – минимум знаний в области выше указанных дисциплин.

Аннотация курса:

Программа и методические материалы составлены в соответствии с общими требованиями к психологическим программам и рассчитаны на специалистов-психологов. Программа включает в себя тематический план и рабочую программу.

Рабочая учебная программа

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса «Психология девиантного поведения»: цели и задачи, тематический план, содержание дисциплины, темы рефератов, контрольные вопросы к экзамену, рекомендуемую литературу.

В лекционный блок курса входят общие теоретические вопросы, обеспечивающие целостное понимание основных проблем психологической девиантологии, создающие методологические основы последующей самостоятельной работы студентов. Содержание некоторых разделов дисциплины: социальная норма и социальные отклонения; структура девиантного поведения; клинические формы девиантного поведения; детерминация отклоняющегося поведения; основные направления и формы профилактики, диагностики и коррекции девиантного поведения и т. д.

Семинарские занятия призваны создать условия для углубленного изучения тем теоретического курса, проведения мини- исследований по одной из самостоятельно сформулированных тем. Краткий перечень практических и семинарских занятий: агрессивное поведение как форма отклоняющегося поведения личности, аддиктивное поведение, суицидальное поведение как форма девиации, коммуникативные девиациии т.д.

Цели и задачи курса:

Целью дисциплины является ознакомление слушателей с понятиями, структурой и ключевыми проблемами психологии девиантного поведения.

Курс знакомит студентов с актуальными вопросами психологии девиантного поведения, основными направлениями социально-педагогической профилактики, методами диагностики и коррекции девиантного поведения. Курс «Психология девиантного поведения» непосредственно связан с дисциплинами «Социальная психология», «Психология личности» и «Клиническая психология»

Программой курса предусмотрено изучение следующих вопросов:

– психология девиантного поведения как специальная научная и учебная психологическая дисциплина;

– характеристики основных понятий и подходов в девиантологии;

– причинно-следственные связи и специфика проявления девиантного поведения;

– типология и модели девиантного поведения человека;

– наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения;

– возможные направления и пути разрешения проблем девиантного поведения;

– методы диагностики и коррекции отклоняющегося поведения человека.

Итогом курса является написание курсовой работы по дисциплине.

Промежуточная форма контроля: контрольные работы.

Итоговая форма контроля: зачет.

Содержание курса:

Тематический план курса

№ Пп Раздел, тема. Лекции Котрольные работы Курсовая работа
I Девиантология как отрасль научного знания 0, 5    
  История возникновение и развитие психологии девиантного поведения в России, странах Европы и США.      
  Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины.      
  Психология девиантного поведения в структуре других психологических дисциплин      
II Понятие отклоняющееся поведение 2, 5    
  Определение понятий «социальная норма», «социальные отклонения» и «девиантное поведение»      
  Основные подходы, объясняющие эти феномены      
  Социальные отклонения: характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).      
  Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддитивное поведение» и др.      
  Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинального поведения.      
  Характеристика деструктивного поведения и его форм      
III Дихотомия «норма-патология»: основные концепции разграничения нормального и аномального поведения      
  Понятие «нормальной» («здоровой») и «ненормальной» («деструктивной») личности в психологии      
  Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и для общества.      
  Функции социальных норм. Классификация социальных норм.      
IV Причины отклоняющегося поведения: объективные и субъективные факторы отклоняющегося поведения      
  Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения.      
  Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.      
  3. Социальная неустроенность и социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения.      
  Статус личности и его влияние на социальное поведение человека.      
V Механизм отклонения поведения      
  Факторы и условия запуска механизма отклонения в поведении.      
  Основные этапы механизма (дезориентация, дестабилизация, дезадаптация и т.д.), их характеристика.      
VI Виды отклоняющегося поведения 1, 5    
  Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения      
  Суицид и суицидальное поведение      
  Отклонения в сексуальном поведении      
  Злоупотребление ПАВ (психоактивными веществами), зависимость и со-зависимость.      
  Правонарушения как проявление девиантного поведения.      
VII Профилактика девиантного поведения 2, 5    
  Основные подходы к осуществлению профилактической и коррекционной деятельности в области девиантного поведения      
  Основные направления и формы профилактики девиантного поведения      
  Первичная, вторичная и третичная профилактика девиантного поведения      
  Общая и специальная профилактика      
  Основные формы профилактической работы      
  Социально-психологическая коррекция девиантного поведения. Основные направления коррекционной работы.      
  Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.      
  Индивидуальная и групповая коррекционные программы      
  Итого 12 часов    

Содержание программы курса по темам

Тема 1. Девиантология как отрасль научного знания

1. История возникновение и развитие психологии девиантного поведения в России, странах Европы и США.

2. Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины.

3. Психология девиантного поведения в структуре других психологических дисциплин

 

Тема 2. Понятие отклоняющееся поведение

1. Определение понятий «социальная норма», «социальные отклонения» и «девиантное поведение».

2. Основные подходы, объясняющие эти феномены: теория социальной аномии Э. Дюркгейма; учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н. Дж. Смелзера; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо.

3. Социальные отклонения: характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).

4. Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддитивное поведение» и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.

5. Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинального поведения.

6. Характеристика деструктивного поведения и его форм.

 

Тема 3. Дихотомия «норма-патология»: основные концепции разграничения нормального и аномального поведения

1. Понятие «нормальной» («здоровой») и «ненормальной» («деструктивной») личности в психологии

2. Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и для общества.

3. Функции социальных норм. Классификация социальных норм.

 

Тема 4. Причины отклоняющегося поведения: объективные и субъективные факторы отклоняющегося повдения

1. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения.

2. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.

4. Социальная неустроенность и социально-психологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения.

5. Статус личности и его влияние на социальное поведение человека.

 

Тема 5. Механизм отклонения поведения

1. Факторы и условия запуска механизма отклонения в поведении.

2. Основные этапы механизма (дезориентация, дестабилизация, дезадаптация и т.д.), их характеристика.

 

Тема 6. Виды отклоняющегося поведения

  1. Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения
  2. Суицид и суицидальное поведение
  3. Отклонения в сексуальном поведении
  4. Злоупотребление ПАВ (психоактивными веществами), зависимость и со-зовисимость.
  5. Правонарушения как проявление девиантного поведения.

 

Тема 7. Профилактика девиантного поведения

1. Основные подходы к осуществлению профилактической и коррекционной деятельности в области девиантного поведения.

2. Основные направления и формы профилактики девиантного поведения.

3. Первичная, вторичная и третичная профилактика девиантного поведения.

4. Общая и специальная профилактика.

5. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды, информирование, социальное обучение, организация альтернативной деятельности, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий девиантного поведения.

6. Социально-психологическая коррекция девиантного поведения. Основные направления коррекционной работы.

7. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.

8. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

Контрольные работы по курсу:

  1. Приведите примеры молодежных субкультур, которые, по Вашу мнению относятся к социальной девиации. Объясните почему.
  2. Что будет является отклоняющимся поведение: курение табака, супружеская измена, употребление наркотиков, суицидальная попытка, ложь, физическое наказание ребенка, гомосексуальные отношения, увлечение компьютерными играми, чрезмерное увлечение телевизионными передачами, игра в карты на деньги, прогул школьных уроков, грабеж, хакерство, уход в секту, изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, частая смена половых партнеров. Объясните почему.
  3. Приведите примеры из художественной литературы (герои, события и т.п.), где показано проявление отклоняющегося поведения. Объясните свой выбор.
  4. Какие формы профилактики девиантного поведения Вы можете предложить.
  5. Какие формы коррекции ДП Вы можете предложить.
  6. Предложите схему одного из коррекционных занятий с трудным подростком.

Вопросы к зачету по курсу «Психология девиантного поведения».

1. Способы получения нормы, критерии.

2. Специфические особенности отклоняющегося поведения личности

3. Социальные нормы и социальное отклонение

4. Виды отклоняющегося поведения, их классификация

5. Медицинская классификация поведенческих расстройств

6. Социальные факторы отклоняющегося поведения

7. Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению

8. Девиантное поведение с точки зрения психоанализа и неопсихоанализа.

9. Отклоняющееся поведение как результат научения.

10. Характеристика отклоняющегося поведения

11. Схема анализа отклоняющегося поведения

12. Агрессия и агрессивное поведением

13. Условия формирования агрессивного поведения личности

14. Агрессия и делинквентное поведение

15. Противоправная мотивация

16. Антисоциальная (социопатическая) личность

17. Характеристика зависимого поведения

18. Факторы формирования зависимого поведения

19. Феномен со-зависимости

20. Виды зависимостей

21. Суицидальное поведением

22. Типология суицида

23. Возрастные особенности суицидального поведения

24. Концепции формирования суицида

25. Отклонение в сексуальном поведении, общие понятия

26. Сексуальные отклонения в отношении объекта

27. Сексуальные отклонения по способу реализации

28. Нетипичные сексуальные отклонения

29. Формы девиантной сексуальной активности

30. Психопрофилактика и психотерапия девиантного поведения

31. Основные направления и формы профилактики девиантного поведения.

32. Первичная, вторичная и третичная профилактика девиантного поведения.

33. Основные формы профилактической работы.

34. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах отклоняющегося

35. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

Темы курсовых работ по курсу «Психология девиантного поведения»

  1. Профилактика зависимого поведения: первичная, вторичная, третичная.
  2. Формы работы с девиантными подростками
  3. Суицидальное поведение, профилактика рецидивов суицидального поведения
  4. Характеристика видов отклоняющегося поведения, пути коррекции.
  5. Психологические механизмы отклоняющегося поведения.
  6. Феномен со-зависимости, модель работы с со-зависимыми.
  7. Отклонения в сексуальном поведении
  8. Правонарушения. Виды психологической работы с правонарушителями.
  9. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности.
  10. Сексуальные девиации в подростковом возрасте.
  11. Социальная норма и социальное отклонение.
  12. Своя тема.

Литература

Основная литература:

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения. М.: Магистр, 1997. 96 с.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 1993. – 199с.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 288с.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпрес, 2001.432 с.

  1. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник. Владмир: Изд-во ВГПУ, 1994. 144 с.
  2. Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. - Ереван: Луис, 1980.

 

Дополнительная литература:

  1. Горьковская И.А. Личность подростка правонарушителя. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2005.
  2. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: учебное пособие. М.: Академический прект: Трикста, 2005. 336 с.
  3. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б.
  4. Аванесов Г. А, Криминология и социальная профилактика. - М.: Академия МВД СССР, 1980.
  5. Алексеева И.А. Дети риска. -Санкт-Петербург, 2002.
  6. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: УрГУ, 1986.
  7. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979.
  8. Антонян Ю. М., Бородин Р. В, Преступность и психические аномалии. - М.: Наука, 1987.
  9. Белкин А.С. Внимание – ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников, - Свердловск, Средне-Уральск. кн. изд-во, 1981.
  10. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001
  11. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юрид. лит., 1981.
  12. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск: Минсктиппроект, 1997.
  13. Ковалёв В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992.
  14. Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986.
  15. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- М., 1977.
  16. Механизмы преступного поведения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Наука, 1981.
  17. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.
  18. Селицкий А.И., Таратухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев: Выща школа, 1981.
  19. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1989.
  20. Тарас А. Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. - Минск, 1986
  21. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.

 

 

Деструктивное мышление и поведениеКонец формы

Деструктивное мышление и поведение

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

К деструктивным проявлениям поведения, направленным вовне, относятся:

 

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности
  • разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война)
  • разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм)
  • разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).


К аутодеструкции относятся:

 

  • суицид – умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности
  • злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость)
  • патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэмблинг (патологическую страсть к азартным играм), и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности.


При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. «Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий». Не владея обобщенным способом действия, субъект не поставит соответствующей цели и мотивационно не санкционирует ее. Следовательно, центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера деструктивной личности, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Актуализация этих способов поведения предопределяется условиями среды и реальными возможностями их осуществления, которые в свою очередь ведут к уменьшению ответственности личности за свое поведение. В то же время, социализированное поведение обусловлено личностно, а не ситуативно. Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.
Не менее интересна точка зрения заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.
Деструктивное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причинённый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

Деструктивное поведение как сигнал психологического расстройства

Такие понятия как конструктивное и деструктивное поведение стали известны человечеству со времени развития психологии и выведения ее в раздел науки. Конструктивное поведение направленно на решение конфликтных ситуаций путем сохранения мира и дружелюбной обстановки, а деструктивное — основная причина возникновения жизненных проблем, недопонимания, отсутствия любви и счастья.

 

наверх

Методы профилактики

Профилактика деструктивного поведения гораздо эффективнее его лечения, потому что лечение предполагает постановку на психиатрический учет. Если же совсем не обращать внимания на эту проблему, то дети дошкольного возраста могут нанести себе травмы или покалечиться, деструктивное поведение подростков может привести к суициду, а взрослый человек может и себя покалечить, и другим навредить.

Все виды деструктивного поведения основываются на нервных расстройствах, как было сказано ранее, поэтому и профилактические мероприятия носят общий характер. Их можно использовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

В первую очередь, при возникновении конфликтной ситуации необходимо сделать паузу и осознать возможные последствия деструктивного поведения и принимаемых решений. Также пациенту следует понять, что именно он приобретает, отказываясь от привычной манеры поведения.

Деструктивное поведение, определение которого базируется на отсутствии внимания и поддержки, можно предотвратить таким же способом. Поддерживая человека, укрепляя его решимость, поощряя его за успехи, давая полезные советы и помогая извлекать уроки из неудач, можно научить его подходить к решению конфликтов и проблем конструктивно.

 

 

Что такое деструктивное поведение? Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение – поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек? Основные проявления деструктивности Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты: агрессия и жестокость по отношению к окружающим; враждебность при общении; склонность разрушать материальные предметы и вещи; желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей; неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени); угроза жизни как чужой, так и собственной. Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так. Формы Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое – созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения. В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу. Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы: Делинквентная – к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения. Девиантная – это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством. Причины деструктивного поведения В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения? Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике. Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит? Еще несколько причин деструктивности К иным причинам появления разрушительного поведения относятся: психические расстройства - в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов; тяжелая соматическая болезнь - человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно; неудачи в личных делах - человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации; пристрастие к алкоголю или наркотикам - иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения. Профилактика деструктивного поведения Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение. Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой. Что было сделано в США для профилактики деструктивности Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии. Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду? Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения. Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить. Яндекс.Директ - Читайте подробнее на SYL.ru:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.