Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целевые программы как инструмент






бюджетного планирования и прогнозирования

Целевые программы — обязательный компонент федерального, региональных и местных бюджетов, предусмотренный классификаци­ей бюджетных расходов. Из бюджетов всех уровней могут финанси­роваться целевые инвестиционные программы, программы решения отдельных приоритетных проблем социального, экологического, отрас­левого и т.п. характера, а также программы развития отдельных терри­торий.

Долгосрочные целевые программы должны разрабатываться го­сударственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) и подлежать утверждению соответствующим зако­нодательным или представительным органом местного самоуправле­ния. Формирование общего перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономиче­ского развития Российской Федерации и прогнозом социально-эко­номического развития соответствующей территории и приоритетами, определяемыми на основе этих прогнозов.

Целевая программа — специально разработанный для решения обоснованно приоритетной (федеральной, региональной или местной) проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, фи­нансового, экономического, социального, экологического, производ­ственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.

Под программно-целевым методом («подходом») понимают те­оретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с ис­пользованием целевых программ.

Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы скон­центрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказанно приоритетных проблем (задач), на которых стратеги­чески необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских про­грамм имели первопричиной именно неконкретное, недоказанно при­оритетное целеполагание.

Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осу­ществляется проведение специальных исследований (социологичес­ких, экологических и др.).

Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:

■ обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;

■ установление показателей финансирования в форме целевых индикаторов выполнения программы (количественная и качественная характеристики результатов деятельности СБП);

■ использование оценки эффективности реализации целевых программ (соотношение результатов и затрат);

■ ограничения на период реализации целевых программ (план-график реализации);

■ наличие у целевой программы собственной целевой статьи расходов в бюджетной классификации;

■ соответствие целевой программы целям и задачам деятельности СБП.

Принципиальное значение в рамках федерального бюджета име­ют федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры нано-индустрии в Российской Федерации на 2008—2010 гг.» и федераль­ные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического ком­плекса России на 2007—2012 гг.» и «Чистая вода».

Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Реше­ние о разработке каждой целевой программы принимается постанов­лением Правительства Российской Федерации, и после того как про­грамма подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает опи­сание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рам­ках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации,

управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. По­мимо финансирования за счет средств федерального бюджета, програм­мы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные ин­весторы), так что финансирование за счет средств федерального бюд­жета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то вре­мя как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже — 5%. Программы регионального развития представляют собой разно­видность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.

Реализация этих программ, как свидетельствуют их целевые ори­ентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологи­ческого прорыва на рынках в 2014—2020 гг.

Ведомственные целевые программы (ВЦП). В 2004 г. Концеп­цией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведом­ственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целе­вого подхода к управлению государственными и муниципальными фи­нансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ве­домственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, уре­гулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые проце­дуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирова­ния индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреп­лено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3).

 

Таблица 3 - Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП

Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП   Различия между ФЦП и ВЦП
Формулировка цели и задач программ, соот­ветствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти Уровень утверждения (ФЦП — Прави­тельство Российской Федерации, ВЦП — субъект бюджетного планиро­вания).
Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные) Характер программы (ФЦП — межот­раслевой; ВЦП — внутриотраслевой
Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ Принцип планирования расходов (ФЦП — в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП — в соответствии с планами СБП)
Определение схемы управления программой Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП)

Кроме этих типов программ существуют и региональные целе­вые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа еди­ных по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд разли­чий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим срав­нительным анализом.

Последовательность разработки и реализации ВЦП:

1) решение о разработке ВЦП;

2) замысел ВЦП;

3) разработка проекта ВЦП;

4) разработка паспорта ВЦП;

5) характеристика основных мероприятий ВЦП;

6) план мониторинга результативности ВЦП;

7) анализ результативности ВЦП.

Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотно­шение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловив­ших данный результат.

В области программно-целевого планирования началась разра­ботка нового для России метода Форсайта (или «предвидения»), ис­пользуемого для определения перспективных направлений научно-технического развития, увязанных с социально-экономическими условиями и последствиями использования новых технологий. Указан­ный выше метод используется в более чем 30 странах мира и представ­ляет собой процесс отбора стратегических направлений научного и тех­нологического развития на национальном уровне, который происходит с учетом мнений основных субъектов национальной инновационной си­стемы. Наибольшее развитие он получил в странах с развитыми гори­зонтальными связями и налаженными сетями взаимодействий, поддер­живаемыми на государственном уровне. В России разработка метода Форсайта, как и многих других инициатив, пошла по ведомственному принципу. Минобранауки России, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (мининформсвязи Рос­сии), Министерство промышленности и энергетики Российской Фе­дерации (Минпромэнерго России) стали формировать собственные процедуры Форсайта. Одновременно Минобранауки России заверши­ло начатый в 2005 г. пересмотр перечня приоритетных направлений и критических технологий. В итоге на смену девяти приоритетным на­правлениям и 52 критическим технологиям появился перечень из вось­ми приоритетных направлений и 35 критических технологий. Как сле­дует из сравнения нового и предшествующего списков приоритетов (табл. 5.4), они в значительной степени пересекаются.

 

Таблица 4 - Перечни приоритетных направлений развития






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.