Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. И. Лапидес






КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ1

Со времени Крепелина учение о депрессии подверг­лось значительной эволюции. Ряд авторов (Штранский, Дрейфус, Рейсе и др.) пытались доказать, что всякая депрессия или пред­ставляет собою соответствующую фазу маниакально-депрессив­ного психоза, или состоит с последним в близком родстве. Так, Рейсе в выпущенной им в 1910 г. монографии указал, что с точ­ки зрения структуры психоза, преморбидного состояния и на­следственности имеется близкая связь между конституциональ­ной депрессией и маниакально-депрессивным психозом и что от последнего идет целый ряд переходных форм к реактивной депрессии.

В результате понятие о депрессии при шизофрении, орга­нических психозах и т. д. трактовалось как проявление особен­ностей циклотимической конституции, т. е. сближалось с цирку­лярным психозом. В последующее время понятие о депрессии подверглось расчленению.

К. Шнейдер попытался разграничить эндогенную депрессию, зависящую от отражения в слое витальных чувств (по Шелеру) реактивной депрессии, являющейся расстройством высших, так называемых психических эмоций. Эндогенная депрессия, по его мнению, может наблюдаться на любом конституциональном фоне. Различие в психопатологической картине зависит от той реак­тивной «отделки», «которой подвергается депрессия со стороны личности. Майер-Гросс называет это явление «разоблачением» характера в депрессии. Вестерманн на большом клиническом материале подтвердил положение К. Шнейдера. Близкую к пос­леднему позицию занимает Вексберг.

При всей продуктивности для клиники деления депрессии на витальную и реактивную необходимо отметить те ошибки в теоретической концепции, которые допускают Шелер, Шнейдер, Ланге и другие авторы.

1. Эмоциональная жизнь отделяется у них от прочих психи­ческих актов; ей отводится исключительная роль, интеллектуаль­ное отходит на задний план перед эмоциональным.

В сборнике: «Вопросы детской психиатрии». М., 1940, стр. 39—76.

2. Нельзя говорить о витальном слое эмоций как о самосто­ятельном образовании2.

3. Нельзя устанавливать в клинике, как это незакономерно делает Ланге, абсолютно резкую границу между витальной и ре­активной депрессией; наоборот, между эндогенным и психоген­ным существуют амбивалентная связь и постоянное взаимодей­ствие, Точка зрения Ланге является схематичной и метафизи­ческой.

Аствацатуров в позднейшее время также разделяет эмоции на два рода: таламические, филогенетически более старые и. при­митивные, и корковые, которые выступают позднее наравне с гностическими формами. Эндогенная депрессия связана с тала-мической эмоциональностью, реактивная депрессия имеет от­ношение к корковому аппарату. Но в отдельном психическом акте переплетаются оба вида эмоциональности с преобладани­ем того или другого. Эта концепция нам ближе и понятнее.

В отношении детского возраста проблема депрессии пред­ставляется малоизученной. Эммингаус впервые в 1887 г. указал на специфику детских меланхолий, проявляющуюся в меньшей выраженности аффекта тоски, в отсутствии anxietas praecordialis, в наличии страха. С тех пор в русской литературе было описа­но несколько случаев детских депрессий (Ковалевский, Суха­нов, Сербский). Несколько историй болезни приведены в руко­водствах Циэна, Штромайера, Гомбургера.

Гиляровский в своем учебнике указывает, что маниакально-депрессивный психоз в возрасте младше 10 лет редко встреча­ется, однако многие приступы депрессии просматриваются, так как они нерезко выражены. Гуревич относит к особеннос­тям маниакально-депрессивного психоза у детей нестойкость их депрессии.

А. И. Винокурова констатирует при циркулярной депрессии возбуждение автоматической психомоторики до явных гиперки-незов включительно. Наиболее раннее возникновение депрес­сии описывает Т. П. Симеон у девочки двух лет.

В иностранной литературе приведено еще несколько казуи­стических описаний маниакально-депрессивного психоза у де­тей, в том числе и циркулярной депрессии (Дуссик и др.).

2 К. Шнейдер неправильно отделяет телесные чувства от собственно пси­хических духовных чувств, приходя, таким образом, к психофизическому дуализму.

Однако, насколько нам известно, специальные работы, по­священные детским депрессиям, в литературе отсутствуют. Ис­ходя из этого, мы решили приступить к разработке данного воп­роса. Основная задача работы — установить клиническое свое­образие и психопатологические особенности при различных деп­рессивных состояниях в детском возрасте.

При этом, во-первых, следовало показать, что депрессия не является единой болезнью, что она существует как синдром при различных нозологических формах. И патогенез депрессии, и структура ее при отдельных заболеваниях проявляются различ­но. Во-вторых, необходимо было выяснить, какое влияние ока­зывает возрастной фактор на структуру и течение депрессии.

Обработке подвергся материал, прошедший через детское от­деление психиатрической больницы им. Кащенко за 1932—1937 гг.

Всего вошло в работу 55 случаев. В каждом отдельном слу­чае изучались данные наследственности (в размере, доступном клиницисту), преморбидная личность, соматическое и психичес­кое состояния.

Понятие преморбидной личности включало в себя сово­купность врожденных и приобретенных свойств больного, а не только конституциональные данные. Приходилось считаться с разными экзогенными влияниями (например, инфекциями), мо­гущими вызвать глубокие изменения в организме до начала раз­бираемого заболевания. Течение заболевания прослежено за пе­риод от одного года до 6 лет. Работа распадается на следующие разделы:

а) циркулярные депрессии..........................................3

(и три сомнительных)

б) шизофренные......»..................................................16

в) реактивные..........я..................................................11

г) расстройства настроения при эпилепсии.......12

д) расстройства настроения при инфекциях......10

В настоящей статье подробно освещены расстройства на­строения при маниакально-депрессивном психозе и шизофре­нии; что касается инфекционных и эпилептических дистимий, а также реактивных депрессий, то они будут служить предметом особых сообщений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.