Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аутизм в сочетании с умственной отсталостью и аутизм без нее: в чем различие?






Было время, когда люди не знали, что аутизм и ум­ственная отсталость обычно встречаются вместе. Люди могли задать вопрос — ребенок умственно отсталый или аутист? Пра­вильно было бы поставить вопрос следующим образом: это ре­бенок только аутист, или у него также имеется умственная

Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воз­действию СПб., 1999, стр. 22—34.

отсталость? Чем отличается аутизм в сочетании с умственной отсталостью от аутизма без нее? Различие показано на рис. 1.

На этой схеме продемонстрированы результаты теста «псц-холого-педагогический профиль» (PEP), который был выполнен мальчиком в возрасте 4 лет 6 месяцев. Тест PEP используется для исследования уровня развития навыков имитации, когнитив­ной деятельности, вербализации, тонкой и грубой моторики, вос­приятия, координации: «глаз-рука» у детей в возрасте от 1 года до 12 лет. Этот стандартный тест, что означает среди прочего, что известно, какие результаты показывают в этом тесте дети без отклонений в развитии. Таким образом, после выполнения

Рис. 1, Результаты теста PEP, выполненного мальчиком, страдаю­щим аутизмом, возраст которого — 4 года 6 месяцев

заданий этого теста аутичным ребенком мы можем сравнивать его развитие с развитием здоровых детей.

Горизонтальная линия, проходящая между цифрами 4 и 5, показывает возраст Джонни: 4 года и 6 месяцев. Справа на вер­тикальной линии мы видим цифру 53. Это означает, что Джон­ни удалось выполнить 53 задания из предложенных в тесте, что соответствует среднему уровню достижений здорового двухлет­него ребенка. Уровень развития Джонни оказался намного ниже, чем ожидалось (горизонтальная линия показывает, каким долж­но быть развитие мальчика). Замедденное развитие говорит об умственной отсталости. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что Джонни умственно отсталый ребенок.

Если бы у него была «обычная» умственная отсталость, то его профиль обучения был бы более согласованным: уровень раз­вития моторных навыков соответствовал бы двухлетнему возрас­ту. Так, «обычный» умственно отсталый ребенок в возрасте 4 лет и 6 месяцев с психическим возрастом в 2 года ведет себя точно так же, как двухлетний малыш. С точки зрения интеллекта и эмо­ционального развития он действительно двухлетний ребенок.

Но случай с Джонни совершенно другой. Самый высокий показатель имеет навык — координация «глаз-рука». Здесь по­казатель почти соответствует уровню развития четырехлетнего ребенка. Подобные навыки у аутичных детей часто называют «островками интеллекта». Однако даже самый лучший навык Джонни, как мы видим на схеме, все-таки ниже ожидаемого уров­ня для его возрастной группы: это всего лишь та область, про которую можно сказать, что она менее серьезно нарушена, чем другие. В области когнитивных навыков Джонни повезло мень­ше. С точки зрения понимания языка и речи его психический возраст ниже б месяцев. Все вместе это дает нам очень нерав­номерное развитие, очень противоречивую картину, которая ха­рактерна для детей, страдающих аутизмом. В этом случае аутизм сочетается с умственной отсталостью, что четко проявляется в результатах теста PEP, где мы видим большое расхождение меж­ду показателями в различных областях. Наиболее глубоко нару­шены области коммуникации и социального взаимодействия.

Вот что мы понимаем, когда говорим о качественном нару­шении развития коммуникации и социального взаимодействия.

Эти трудности нельзя объяснить с точки зрения только бо­лее низкого психического возраста. Здесь мы имеем дело не толь­ко с задержкой развития, но и с Совершенно другим развитием и в действительности другим видом познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.