Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы






Необходимость и важность отграничения состояний общего психического недоразвития от клинически сходных яв­лений диктуется несколькими обстоятельствами. Прежде всего оно связано с трудностью диагностики самого психического недо­развития. Ни большой клинический опыт врача, ни одна из пси­хологических методик не гарантируют безошибочного распозна­вания умственной отсталости у детей, особенно в раннем возрасте. В этих условиях надеяться поставить диагноз, не со­поставив картину нарушений с другими, на первый взгляд по­хожими заболеваниями, необоснованно и опасно, если учесть вытекающие для ребенка и семьи последствия.

Многие синдромы общего психического недоразвития очень сходны с целым рядом состояний, в основе которых лежит не умственная отсталость, а другие нарушения психики: речевые расстройства, моторные нарушения, отклонения поведения и т. д. Невыраженность симптомов и атипичность симптомокомплексов психических расстройств в детском возрасте делают подчас сложным даже отграничение дефицитарной симптоматики от продуктивной. В то же время без такой дифференциации нельзя решить один из основных вопросов: процессуальный или рези-дуальный характер имеет заболевание, т. е. без знания этих осо­бенностей психопатологии не может быть точной диагностики умственной отсталости. Различный подход к лечебно-реабилита­ционным мерам при состояниях общего психического недораз­вития и при других психических заболеваниях делает разграни­чение между ними особенно важным.

В связи с нередко наблюдаемым клиническим сходством от состояний психического недоразвития следует отграничивать следующие психические расстройства: 1) шизофрению, болезнь Геллера, органические (энцефалитические, травматические) и симптоматические психозы; 2) синдром раннего детского аутиз­ма; 3) органические синдромы: церебральный паралич, хорею Гентингтона, синдром Жиль де ля Туретта, травматическую эн­цефалопатию, синдром Корсакова, церебрастенические, апато-абулические состояния, синдром гиперактивности и слабоумие;

1 Исаев Д. И. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982, стр. 164—180.

4) эпилепсию; 5) парциальное психическое недоразвитие, свя­занное с задержкой речевого развития, отставанием школьных навыков и психомоторики; 6) психический инфантилизм; 7) син­дромы нарушенного поведения: невропатический, психопатичес­кий; 8) астенический синдром; 9) психогенные и депривацион-ные состояния: утрату навыков, псевдодеменцию, госпитализм, сенсорную и эмоциональную депривацию, семейно-бытовую и воспитательную запущенность. Мы намеренно здесь приводим перечень практически всех тех синдромов, которые могут со­здавать трудности при диагностике, производя впечатление ум­ственной отсталости. Этим мы хотим показать, что дифферен­циальный диагноз проводится вовсе не с каким-то неясным со­стоянием «псевдодебильности» (Lauren Y. М., 1969; CharlinA., 1969), «фальшивой отсталостью» (HeuyerG., 1969), «псевдосла­боумием» (KannerL., 1949), а реальными заболеваниями, имею­щими место в клинической классификации. Задача психиатра состоит в том, чтобы выявить истинную причину так называе­мой псевдоотсталости и назначить соответствующее лечение, со­здав, когда это необходимо, программу на значительный проме­жуток времени для стимуляции оставшейся неизменной части психики с целью коррекции развития. В связи с расплывчатос­тью понятия «задержка психического развития», охватывающе­го, с одной стороны, расстройства поведения и запущенность, а с другой — состояния, практически неотличимые от умственной отсталости (некоторые формы органического инфантилизма), целесообразнее пользоваться более точными обозначениями кли­нических синдромов (Мнухин С. С, 1968). К этому можно доба­вить, что термин «задержка» характеризует лишь одну сторону клинического явления, а именно уровень интеллектуального развития, тогда как современная психиатрия ставит вопрос о многосторонней оценке, охватывающей клиническую характери­стику, интеллектуальный уровень и этиологические (биологичес­кие и психосоциальные) факторы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.