Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие психиатрические расстройства у матерей






Считается, что психиатрические расстройства у мате­рей в значительной мере определяют возникновение эмоциональ­ных нарушений у их младенцев. Исследования показали, что дети

матерей, больных шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, подвержены психиатрическим нарушениям гораздо чаще, чем дети здоровых матерей. Отмечается, что при психи­ческих отклонениях у детей трудно отделить генетический фак­тор от факторов, связанных с родительским поведением или на­рушением внутрисемейных отношений.

Традиционно для измерения влияния психиатрического на­рушения у матери на ребенка использовалось измерение по­знавательного функционирования, особенно определение IQ. В последнее время в зарубежной литературе для объяснения пе­редачи нарушений от матери к ребенку стали обращать внима­ние на раннее взаимодействие матери и младенца. Эти работы в основном проводились при анализе поведения взаимодействия депрессивных матерей, но есть несколько сообщений, касаю­щихся взаимодействия младенцев и матерей, больных шизофре­нией или переживающих состояние тревоги (Hughes et al., 1997). В то же время существует предположение, что отрицательное влияние на потомство психиатрического отклонения у матери не связано напрямую со специфическим психиатрическим ди­агнозом (Seiferet et al., 1992). Например, у детей матерей, боль­ных шизофренией, вероятность развития шизофрении значительно больше, чем у детей здоровых матерей, однако 40% из них имеют другой, не относящийся к шизофрении тип психопатологии.

Исследование развития детей первого года жизни у мате­рей, больных шизофренией, показало, что нарушение социаль­ного развития младенцев начинает проявляться с пятого меся­ца и характеризуется снижением эмоциональной выразительности при взаимодействии с матерью и другими взрослыми людьми. Отмечается, что у младенцев, матери которых больны шизофре­нией, сопровождающейся длительными депрессивными состоя­ниями, улыбка не становится средством инициации общения (Ко-лоскова, 1989). Клинические исследования детей родителей, боль­ных шизофренией, показали, что патологические реакции на стрессовые ситуации, обусловленные биологическими и соци­альными факторами, наблюдаются на всех этапах раннего он­тогенеза. Наиболее общими и характерными особенностями мла­денцев этой группы риска является дефицит развития в эмоци­ональной сфере, в общении и двигательной области (Буторина, 1979; Козлова, 1986; Козловская, Горюнова, 1986; Римашевская, 1989; Горюнова, 1994).

В сравнительном исследовании родительского поведения раз­личных групп больных женщин было показано, что матери с не­вротическими депрессивными расстройствами развивают своих

детей хуже, чем матери с шизофренией или личностными рас­стройствами (Beckwith, 1990). Если у первой группы матерей были обнаружены значительные различия по сравнению с кон­трольной группой здоровых матерей, то у группы матерей, боль­ных шизофренией, различий оказалось немного. Истории родов и функционирование новорожденных младенцев матерей с не­вротическими депрессивными расстройствами были хуже. Эта группа матерей показала наименьшую вовлеченность во взаи­модействие с детьми в возрасте четырех месяцев, их младенцы были наименее общительны. В 12 месяцев различий между груп­пами обнаружено не было, однако в 30 месяцев невротически депрессивные матери сообщали о своих детях как о менее сотрудничающих, более депрессивных и эмоционально более экс­центричных.

Обнаружено, что в младенческом и раннем возрасте дети матерей с хроническими психиатрическими нарушениями ис­пытывают трудности обобщения и переноса поведения, эффек­тивно использованного в одной ситуации, на другую ситуацию (Hughes et al. 1997). Им значительно труднее инициировать вза­имодействие, чем отвечать на инициацию других. Вероятно, в процессе взаимодействия ответное поведение матерей, страда­ющих психиатрическими заболеваниями, не соответствует пове­дению детей, они не способны закрепить их социальные прояв­ления. Возможно также, что дети не чувствуют себя в достаточ­ной безопасности, чтобы в потенциально стрессовой ситуации самим начать взаимодействие.

Показано, что младенцы матерей, больных шизофренией, со­циально более компетентны и проявляют меньше общих нару­шений эмоциональной регуляции, чем младенцы депрессивных матерей. Дети родителей, находящихся в состоянии тревоги, под­вергаются по сравнению с детьми нормальных или депрессив­ных родителей большему риску торможения поведения и про­явлению тревоги в младенчестве. Предполагается, что аффек­тивные качества отношения между родителем и ребенком, особенно депрессия и отдаленность, могут оказывать наиболее заметное влияние на взаимодействие матерей с их младенцами. Однако в целом на развитие ребенка большее влияние оказыва­ют тяжесть и длительность материнской психопатологии, чем специфический диагноз.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.