Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы технической и пожарной безопасности при эксплуатации АЗС






 

Автомобильные заправочные станции относятся к объектам повышен­ной пожарной и экологической опасности, и к ним предъявляется комплекс требований по обеспечению безопасной технической эксплуатации, защите окружающей среды и охране труда.

Кроме того, АЗС являются объектами повышенного внимания крими­нальных элементов, что вызывает необходимость защиты от тайного проник­новения к объектам АЗС с целью ограбления или вывода из строя жизненно важных систем и оборудования.

Повышенная пожарная и экологическая опасность АЗС вызвана специ­фическими физико-химическими свойствами нефтепродуктов, их способно­стью воспламеняться при определенных концентрациях с воздухом, электри­зоваться при перекачке и заправке, вредно воздействовать на человека и ок­ружающую природу.

Технические аспекты обеспечения безопасности функционирования АЗС включают в себя правильный выбор технических средств и систем безопас­ности, их грамотное проектирование с учетом свойств нефтепродуктов и ус­ловий эксплуатации, монтаж, обслуживание, обеспечение чет Классификация помещений и наружных установок АЗС по взрывопожарной и пожарной опасности осуществляется в соответствии с НПБ 105-95.

Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяют по СНиП 2.04.02-84. Общий расход воды на охлаждение наземных резервуаров следу­ет принимать не менее 15 л/с. Наружное противопожарное водоснабжение АЗС, расположенных вне населенных пунктов, можно не предусматривать, если на этих АЗС применяют только двустенные наземные резервуары об­щей вместимостью не более 40 м3, или подземные резервуары и отсутствуют помещения обслуживания. На таких АЗС предусматриваются дополнительные стационарные или передвижные огнетушители, тип и количество которых со­гласуется с подразделениями Государственной противопожарной службы.

Помещения АЗС необходимо оборудовать пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в соответствии с НПБ-И0-96.

С учетом требований ППБ 01-03 в качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме са­мосрабатывания. ТРК рекомендуется оснащать самосрабатывающими огне­тушителями.

АЗС должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения в соответствии с проектом и перечнем технических документов по эксплуа­тации, пожарной безопасности и охране труда при функционировании АЗС.

Для тушения возгораний ТРК применяют самосрабатывающие или руч­ные углекислотные и порошкообразные огнетушители.

На заправочный островок для заправки легковых автомобилей, имеющий до 4 ТРК, предусматривается 1 воздушно-пенный огнетушитель вместимос­тью 10 л и 1 порошковый огнетушитель, вместимостью 5 л. На заправочный островок с 4 до 8 ТРК - 2 воздушно-пенных огнетушителя и 2 порошковых.

На АЗС для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабарит­ной строительной и сельскохозяйственной техники предусматривается 2 пере­движных порошковых огнетушителя, вместимостью не менее 50 л каждый и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном для заправки легковых автомобилей.

Согласно п. 1.20.5 НПБ 110-96 (Перечень зданий, сооружений, поме­щений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара) АЗС, в том числе и контейнерного типа, подлежат оборудованию автоматическими установками обнаружения пожа­ра, т.е. системами пожарной сигнализации. В то же время в НПБ 111-98* (Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности) требова­ния к пожарной сигнализации отсутствуют, поэтому для оборудования АЗС системами пожарной сигнализации надо руководствоваться СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений», в котором рекомендуется на территории и в сооружениях АЗС применять тепловые, световые и дымо­вые извещатели.

Извещатели пожарные тепловые по принципу действия срабатывают при достижении порогового значения температуры (максимальные); порого­вой скорости нарастания температуры (дифференциальные), либо срабаты­вает с учетом обоих пороговых значений (максимально-дифференциальные).

Извещатели пожарные дымовые. По зоне обнаружения делятся на точечные (радиоизотопные и оптико-электронные) и линейные, которые ис­пользуют ИК-луч и предназначены для обнаружения дыма в помещениях больших площадей и объемов.

Извещатели пожарные световые, которые срабатывают на инфракрас­ное или ультрафиолетовое излучение открытого пламени.

На АЗС должны быть организованы техническое обслуживание и пла­ново-предупредительные ремонты электрооборудования в соответствии с требованиями нормативной документации.

Электрическая схема электроснабжения должна быть с указанием: уста­новленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, све­тильники, нагревательные электроприборы и др.), марки и тока расцепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, спосо­бов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей.

Переключатели, автоматические выключатели силовой и осветительной сети должны иметь четкие надписи с указанием наименования отключаемо­го аппарата.

При применении на АЗС одновременно основных и автономных источ­ников электропитания должно быть предусмотрено блокирующее устройство при подключении электропотребителей к ним, исключающее встречный ток. Кабели должны быть проложены на расстоянии не менее одного метра от трубопроводов с горючими жидкостями. Прокладка кабелей над и под тех­нологическими трубопроводами для нефтепродуктов в вертикальной плос­кости не допускается.

Поверхности металлических оболочек кабелей с бронированной или свинцовой оболочкой, изоляционных трубок, стальных труб электропровод­ки должны быть окрашены или покрыты лаком. Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски помещения. При выполнении ремонтных или от­дельных технологических операций для обеспечения питания электроэнер­гией, допускается временное применение кабелей и проводов в двойной ре­зиновой изоляции с обязательным обеспечением исключения их механичес­ких повреждений и воздействия на резиновую изоляцию нефтепродуктов и их паров.

Запрещается использование оболочек бронированных кабелей для за­земления и зануления.

Во взрывоопасных зонах АЗС должно применяться электрооборудова­ние, электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы, пускорегулирующая аппаратура и т.д. во взрывозащищенном исполнении.

Взрывозащищенное оборудование и материалы, не имеющие знаков взрывозащиты, во взрывоопасных зонах к эксплуатации не допускаются.

На силовых и распределительных щитах, на всех выключателях долж­ны быть нанесены надписи с наименованием включаемых устройств, а на предохранителях - значение тока плавкой вставки. Применение некалибро­ванных плавких вставок запрещено.

Управление сетью наружного освещения АЗС должно осуществляться централизованно из здания АЗС.

Установку и очистку светильников сети электрического освещения, сме­ну перегоревших ламп и плавких калиброванных вставок, ремонт и осмотр сети электрического освещения должен выполнять только подготовленный персонал.

Все металлические части электрических устройств и оборудования дол­жны быть надежно занулены (для сетей с глухозаземленной нейтралью) или заземлены (для сетей с изолированной нейтралью). Применение в сетях с глухозаземленной нейтралью заземления корпусов электроприемников без их зануления не допускается. Присоединение к заземляющему контуру и к заземляющим конструкциям должно быть выполнено сваркой, а к корпусам электрооборудования - сваркой или надежным болтовым соединением. Каж­дая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, присое­диняется к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника. Последовательное включение в заземляющий или нулевой защитный про­водник заземляемых или зануляемых частей электроустановки запрещается.

Не допускается использовать в качестве заземлителей и заземляющей проводки технологические трубопроводы.

Сопротивление заземляющего устройства в любое время года в элект­роустановках с глухозаземленной нейтралью должно быть не более 8 Ом при линейном напряжении трехфазного тока 220 В (380 В напряжение между фазами) и 4 Ом при 220 В однофазного тока. Сопротивление заземляющего устройства, используемого для заземления в электроустановках с изолиро­ванной нейтралью, должно быть не более 4 Ом.

Основные мероприятия по защите от статического электричества:

• заземление всего технологического оборудования автоцистерны, в том числе и рукавов;

• проведение слива и налива автоцистерны со скоростью нефтепродукта по трубам не более 3, 5 м/с, при которой электризация жидкости не достигает уровня, достаточного для возникновения опасного искрообразования;

• применение специальных нейтрализаторов статического электричества в жидкости для снижения входной плотности заряда при поступлении в автоцистерну;

• применение конструктивных решений, снижающих параметры электри­ческих полей в отсеках автоцистерны.

Здания и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с РД 34.21.122.

Металлические корпуса наземных резервуаров, контейнеров и блоков хранения топлива должны быть оборудованы молниеотводами, установлен­ными на защищаемом объекте или стоящими отдельно в соответствии с рас­четами.

Пространство над газоотводными трубами и дыхательные клапана дол­жны быть защищены от прямых ударов молнии.

В качестве заземлителеи молниезащиты допускается использовать все заземлители электроустановок.

Соединения молниеприемников с токоотводами, а также заземлителеи между собой и с токоотводами должны быть сварными. Для проверки величи­ны сопротивления заземлителеи следует предусматривать на токоотводах воз­можность болтового подсоединения измерительных приборов. Наземная часть токоотводов, кроме контактных поверхностей, окрашивается в черный цвет.

Проверка состояния устройств молниезащиты, включая измерение со­противлений, проводится один раз в год перед началом грозового сезона при сухой погоде. Проверяется состояние наземных элементов молниезащиты (молниеприемников, токоотводов), обращая особое внимание на состояние токоведущих элементов. При уменьшении их сечения в следствие коррозии, надломов или оплавлений больше, чем на 30% необходимо произвести их замену или ремонт дефектных мест.

Все металлические и электропроводные неметаллические части техно­логического оборудования должны быть заземлены, независимо от примене­ния других мер защиты от статического электричества.

Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерыв­ную электрическую цепь, которая в пределах АЗС должна быть присоедине­на к контуру заземления не менее чем в двух точках.

Все электрооборудование АЗС периодически подвергается испытани­ям. Устанавливаются следующие виды и периодичность испытаний:

• проверка сопротивления изоляции кабельных линий, электрической про­водки, машин, узлов и аппаратов электрических цепей - не реже 1-го раза в год;

• проверка состояния контуров заземления, устройств молниезащиты и за­щиты от статического электричества - не реже 1-го раза в год;

• проверка срабатывания защиты в цепях с глухозаземленной нейтралью от токов «КЗ» - не реже 1-го раза в 3 года.

Все виды ремонта и испытаний электрического оборудования АЗС за­носятся в паспорт на молниезащиту и заземление.

Испытания выполняются организациями, имеющими лицензии Госэнергонадзора на выполнение соответствующих видов работ.

На АЗС должен быть общий контур заземления для электрооборудова­ния, защиты от статического электричества, прямых ударов и вторичных про­явлений молний. Сопротивление растеканию тока заземлителей не должно быть более 10 Ом.

С целью уменьшения опасности загрязнения окружающей среды неф­тепродуктами при проектировании, размещении, строительстве и эксплуата­ции АЗС предусмотрены соответствующие природоохраннные мероприятия. На выбросы загрязняющих веществ должно быть разрешение по уста­новленной форме, выдаваемое органами по охране природы на основании утвержденных норм предельно-допустимых выбросов. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природ­ной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм.

Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из ис­точников загрязнения АЗС рекомендуется:

• поддерживать в полной технической исправности резервуары, техноло­гическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность;

• поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своев­ременно проводить их техническое обслуживание и соответствующие регулировки;

• обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смот­ровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения;

• осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС);

• недопускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении ре­зервуаров и заправке автотранспорта;

• оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

• оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина;

• поддерживать в исправности счетнодозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности про­цесса слива, системы автоматизированного измерения количества слива­емых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства тру­бопровода после окончания операции слива.

Для уменьшения выбросов в атмосферу топливо хранят, в основном, в подземных горизонтальных резервуарах, которые устанавливают на такой глубине, чтобы верхняя образующая цилиндрической части находилась на расстоянии 0, 8... 1, 2 м от поверхности земли.

Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должны превы­шать предельно допустимых концентраций (ПДК), мг/м3:

бензин в перерасчете на углерод 100;

масла минеральные 5;

окись углерода 20;

тетраэтилсвинец 0, 005.

Для жилых районов ПДК бензиновых паров составляет (мг/м3):

среднесуточная 1, 5;

максимальная разовая 5.

Вентиляционные установки производственных помещений АЗС долж­ны поддерживаться в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия должна еже­годно проверяться с отметкой в паспорте. При использовании специальных колонок вентиляционные выбросы могут подвергаться очистке адсорбцион­ным методом.

Площадка для слива автоцистерны должна быть обвалована и выполне­на из материалов, обеспечивающих защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Допускается вместо обвалования ис­пользовать лотки, достаточные для улавливания возможных сливов.

На АЗС должна быть обеспечена своевременная очистка канализацион­ных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродук­тов, замена фильтрующих материалов.

Территория АЗС должна регулярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке. Места складирования, размещения производственных и бытовых отходов, а также допустимые их объемы (количества) для временного размещения на территории АЗС определяются на основании разрешения на размещение от­ходов производства и потребления, выдаваемого в установленном порядке.

Вывоз отработанных нефтепродуктов, уловленных осадков очистных сооружений, использованных фильтрующих элементов, бытового мусора осуществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию на пра­во вывоза отходов в места, определенные для переработки и утилизации.

Бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрыва­ющейся крышкой.

Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы со­бираются в плотно закрывающиеся контейнеры, установленные в специаль­но отведенном месте. По мере накопления материала он вывозится на соот­ветствующий полигон.

Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать пе­сок внеоборудованнных для этой цели местах, в том числе и на территории АЗС, категорически запрещается.

Отработавшие масла должны приниматься на АЗС в специально обору­дованные для этой цели устройства, в соответствии с Инструкцией по орга­низации приема отработанных нефтепродуктов на автозаправочных станци­ях. Участок для приема отработанных нефтепродуктов, должен быть обору­дован на бетонной площадке эстакадой и сборником с поддоном. Сборник оснащен измерительными приборами для определения объема и массы при­нимаемых нефтепродуктов и герметически закрывающимся люком с надеж­ными запорами.

Нарушение требований природоохранного законодательства, установ­ленных нормативов выбросов и сбросов, размещения отходов и других усло­вий, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружаю­щей природной среды и здоровье населения, влечет за собой приостановле­ние до устранения недостатков либо полное прекращение хозяйственной де­ятельности автозаправочной станции.

Работники АЗС обеспечиваются инструкциями по охране труда, утверж­денными в установленном порядке. Инструкции разрабатываются как для от­дельных профессий, так и на отдельные виды работ, на основе типовых инст­рукций по охране труда, эксплуатационной и ремонтной документации пред­приятий-изготовителей оборудования, конкретных технологических процессов.

Всем работникам необходимо знать и выполнять действующие инст­рукции, правила охраны труда и пожарной безопасности в объеме возложен­ных на них обязанностей.

Работники АЗС докладывают своему непосредственному руководству о замеченных ими нарушениях и неисправностях оборудования, механизмов, приспособлений и инструментов, утечках нефтепродуктов и их паров, нару­шениях правил и инструкций.

Работники АЗС обеспечиваются согласно установленным перечням и нормам средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью и, при необходимости, специальными приспособлениями.
Литература

1. Халушаков З.Б. Автозаправочные станции. – М.: Недра, 1980. – 380 с.

2. Цагарели Д.В., Бондарь В.А. Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов). – М.: ООО «Паритет Граф», 2000. – 400 с.

3. Бондарь В.А., Зоря В. Е. Операции с нефтепродуктами. Автозаправочные станции. – М.: АОЗТ «Паритет», 1999. – 338 с.

4. Новоселов В.Ф. Контроль количества и качества нефтепродуктов. – М.: Недра, 1994. – 150 с.

5. Рыбаков К.В., Митягин В.А. Автомобильные цистерны для нефтепродуктов: устройство и особенности эксплуатации. – М.: Транспорт, 1989. – 400 с.

6. Зоря Е.И., Коваленко В.Г. Техническая эксплуатация АЗК. – М.: ООО «Паритет Граф», 2001. – 492 с.

7. Коршак А.А., Коробков Г.Е. Нефтебазы и АЗС. – Уфа: ДизайнПолинрафСервис, 2006. – 416 с.

8. Тугунов П.И., Новоселов В.Ф. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. - Уфа: ДизайнПолинрафСервис, 2002. – 658 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.