Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






До АЗС жидкого моторного топлива.






Здание и сооружение, от которого исчисляется разрыв Разрыв в метрах (не менее)
Здание первой, второй степеней огнестойкости  
Здание третьей степени огнестойкости  
Здание четвёртой, пятой степеней огнестойкости  
Несгораемый забор  
Тротуар  
Сгораемый забор  
Трамвайные пути  
Железнодорожные пути организованного движения  
Трубопроводы (водопровод, канализация и т.д.)  
Электрокабели всех видов электрических устройств и коммуникаций  
Между отдельными резервуарами ½ диаметра
резервуара
наибольшего
размера, но не
менее 1, 0 м.

 

Разрыв от подземного резервуара или топливораздаточной колонки до здания АЗС должен быть от 3 до, 9 м в зависимости от степени его огнестойкости.

Противопожарные разрывы от подземного резервуара или топливо раздаточной колонки до соседнего здания или сооружения с производством А и Б увеличиваются на 25%.

Пропускная способность АЗС, в типовых проектах определяет при трехсменной работе с семичасовым рабочим днем. При этом первые две смены станция работает с коэффициентом неравномерности 1, 5, что соответствует работе станции в две смены или 14 ч в сутки, а третья - ночная смена является дежурной.

Чаще всего колонки на АЗС располагают исходя из возможностей, определяемых противопожарной безопасностью, размерами производственной площади, числом самих колонок и т.д. Иногда колонки размещаются произвольно, без учета самых элементарных требований и норм. Практика проектирования и исследований условий работы современных АЗС показывает, что наиболее приемлемы три схемы расположения колонок: диагональная, параллельная и перпендикулярная. Названия схем определяют расположение островков с колонками в одну линию по диагонали к автомагистрали, параллельно или перпендикулярно к ней.

Каждая из размещаемых на АЗС колонок представляет собой отдельный заправочный «островок» для заправки автомобилей, при этом определены нормативы расстояний между колонками и заправочными островками. На рис.5 – 8. предложены различные планировочные схемы, которые могут быть рекомендованы при составлении генерального плана АЗС.

 

 

Рис.5. Планировочная схема АЗС с пристроенным пунктом технического обслуживания автомобилей

1 - здание АЗС, 2 - пункт технического обслуживания автомобилей, 3 - заправочные островки

Рис.6. Планировочная схема АЗС для заправки всех видов автотранспорта

1 - бензин, 2 - дизельное топливо, 3 - топливная смесь. 4 – операторная

 

При определении числа топливо- и маслораздаточных колонок принимается пропускная способность каждой колонки 15 автомобилей в час при коэффициенте использования колонок 0, 6. Иногда число топливораздаточных колонок на АЗС увеличивается сверх расчетных для более удобных условий заправки, например для одновременной заправки автомобилей с двумя баками, расположенными с обеих его сторон.

Для определения емкости резервуаров для топлив и масел средняя величина заправки автомобиля принимается 50 л топлива и 2 л масла.

Ёмкость резервуаров для хранения топлив и масел определяется исходя из трёх - пятидневного запаса. Запас рассчитывается в зависимости от количества сортов топлив и масел, которыми обеспечивается АЗС, а также от условий и дальности доставки нефтепродуктов от нефтебазы.

На АЗС предусматривается хранение и отпуск двух-четырех сортов бензина, одного сорта дизельного топлива, и одного- двух сортов масел.

По опыту существующих АЗС общая ёмкость резервуаров распределяется мерно следующим образом: под бензин 70¸ 80% ёмкости, под дизельное топливо 15¸ 25% и 5¸ 8% под масло.

 

Рис.7. Планировочная схема АЗС со встроенным пунктом технического обслуживания автомобилей:

1 - мойка, 2 - пункт техобслуживания, 3 - операторная, 4 - заправочные островки.

 

 

 

Рис.8. Планировочная схема АЗС на 1000 заправок в сутки:

1 - бензин, 2 - дизельное топливо, 3 – операторная.

 

Расположение оборудования и сооружений АЗС должно быть свободным для работы обслуживающего персонала и водителей отправляемых машин, а также должно обеспечивать минимальную протяженность трубопроводов для топлив и масел по территории станции.

Расположение колонок должно допускать возможность двухсторонней заправки и удобного подъезда автомобилей к колонкам и выезд их после заправки с территории АЗС.

При расстановке колонок на территории АЗС необходимо иметь в виду, что легковые и грузовые автомобили и автобусы заправляются с любой стороны, автомобили с дизельными двигателями - с правой, а заправка машине двумя баками производится с двух сторон.

Всё заправочное оборудование устанавливается на островках, высота которых 200¸ 300 мм от проезжей части. Ширина островков должна быть не менее 1, 2¸ 1, 0 м.

При разработке генерального плана АЗС, минимальные расстояния между сооружениями, устанавливаются в соответствии с табл.4., 5.

Таблица 4 Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся.

№ ПП Наименование объектов, до которых определяется расстояние Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м Расстояние от АЗС с наземными резервуарами, м, типа
А Б
         
    Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в поз. 10).        
  Лесные массивы: Хвойных и смешанных пород Лиственных пород            
  Жилые и общественные здания      
  Места массового пребывания    
  Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей.      
  Торговые киоски    
  Автомобильные дороги общей сети (край проезжей дороги) 1, 2, 3 категории 4 и 5 категории Маршруты электрофицированого городского транспорта (до контактной сети).                  
  Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемок).    
  Очистные канализационные сооружения и насосные станции, неотносящиеся к АЗС.      
  Технические установки категории А , Б , Г , здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ 1и 2 классов опасности по ГОСТ 12.1.007.  
  Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции).   По ПУЭ
    Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа.            

 

Примечания. 1. Расстояния от АЗС с наземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости допускается уменьшить не более чем на 25% за исключение расстояний от надземных резервуаров с односторонними перекрытиями.

2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в табл.12.4 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в поз. 3, 4. 10, 11).

Таблица 5. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами.

№ п.п     Наименование зданий и сооружений АЗС     Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке записи в графе «Наименование..», м
                   
  Подземные резервуары для хранения топлива   -     - 3/9   9/15     -    
  ТРК     -   - 6/9   12/ 15        
  Площадка для АЦ   -   -   - 6/9   12/ 15     -    
Здания для персонала АЗС и сервисного обслуживания транспортных средств:
  I, II и III степени огнестойкости класса СО и С1 3/9 6/9 6/9         3/9 -/9  
  IV степени огнестойкости класса СО               6/9 6/9  
Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров:
  I, II и III степени огнестойкости класса СО и С1 9/15 12/15 12/15         9/15   -/9  
  IV степени огнестойкости класса СО               12/15   6/9  
  Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродукта ми   -     - 3/9 6/9 9/1 12/15   -    
  Площадка для стоянки транспортных средств       -/9 6/9 -/9 6/9      
  Котельная на дизельном топливе                   -
Примечания.1.Расстояния указаны: перед чертой-до стен зданий, за чертой-до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные «-«не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено Т1ПБ 111-98. 2.При проектировании блочной АЭС расстояния между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется. 3.Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров из АЦ. расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС - следует увеличивать на 30%. 4.Расстояния не нормируются: а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращена в сторону другого здания, является противопожарной; б) между зданиями для персонала ЛЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств; 5.Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 единиц транспортных средств. По поз 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояния до степ без проемов зданий, 1 и II степени огнестойкости класса СО и С1 должны быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50% 6.Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.
                         

 

Примечание: 1) на АЗС до 750 заправок допускается движение в противоположные стороны; 2) на АЗС более 250 заправок подъезд для автоцистерн должен быть отдельным.

Для предохранения обслуживающего персонала и водителей от атмосферных осадков и солнечных лучей на некоторых АЗС строятся островки с навесами. При устройстве навеса над проездом необходимо учитывать, что максимальная высота гружёного транспорта может достигать 4, 0 м.

Наилучшим расположением заправочного оборудования на территории АЗС следует считать такое, при котором островки с колонками расположены между путями въезда и выезда автомобилей, а продольная ось островка параллельна направлению движения автомобилей.

Расстояние между топливораздаточными колонками на островке обычно принимают 10¸ 12 м (из расчёта грузового автомобиля). Длина островка для двух топливораздаточных колонок около 14 м. Между двумя топливораздаточными колонками на островке можно разместить масло- и воздуховодораздаточные колонки.

Радиусы закруглений проездов по территории АЗС, измеряемых по осям проездов, для легковых автомобилей должны быть не менее 6, 5 м, а для грузовых - не менее 14 м.

При планировке станции необходимо предусмотреть подъезд к резервуарам автоцистерны с прицепом и обеспечить возможность удобного слива нефтепродуктов. Должны быть созданы все удобства для контроля над количеством топлива в резервуаре.

При планировании сельских АЗС расстояние между топливораздаточными колонками на островках, ширина проездов и их радиусы закруглений должны обеспечивать возможность заправки крупногабаритных сельскохозяйственных машин: тракторов с навесным оборудованием, самоходных комбайнов и др. Возможность заправки сельскохозяйственных машин должна учитываться при организации некоторых дорожных АЗС.

Комплект оборудования АЗС определяется видами заправляемого автомобильного транспорта и других машин, номенклатурой топлив и смазок, отпускаемых АЗС, общей пропускной способностью станции и пропускной способностью по видам заправляемых машин, выполняемыми операциями обслуживания автомобилей и т.д.

Для сокращения простоя машин заправка их топливом должна выполняться с максимальной производительностью, допускаемой горловиной и ёмкостью баков.

Для сокращения обслуживающего персонала и увеличения пропускной способности станции целесообразно применять заправочное оборудование с дистанционным управлением из центрального пункта и использовать самообслуживание.

При дистанционном управлении работой колонок из центрального пункта необходимо предусматривать звуковую или световую сигнализацию между оператором и водителем, находящимся на месте заправки.

На территории АЗС предусматривается помещение станции или павильонов, размеры которого в зависимости от функций, выполняемых АЗС, могут значительно изменяться. В павильонах большинства АЗС, выполняющих только заправку автомобилей топливом, маслом, воздухом и водой, размещаются помещение оператора-заправщика, торговый зал для продажи масел и смазок в мелкой таре, автопринадлежностей и мелких деталей, подсобное помещение, кладовая и санузел. На АЗС, выполняющих отдельные операции технического обслуживания автомобилей, к зданию станции пристраиваются производственные помещения для мойки, смазки машин и других операций. Кроме того, в павильонах таких станций размешают зал ожидания, буфет с автоматами для продажи пищевых продуктов и напитков, туалеты общего пользования и др.

Помещение оператора должно быть удобным для работы и расположено так, чтобы имелась возможность хорошего обзора всех рабочих мест заправки, въезда и выезда с территории станции. Это особо важно при дистанционном управлении колонками от центрального пульта, который устанавливается в помещении оператора.

В подсобном помещении устанавливают маслораздаточные колонки для заправки машин в зимнее время, а под полом углубляют в грунт резервуары для хранения масел.

Автомобильный транспорт потребляет более 20% общего количества вырабатываемых в стране нефтепродуктов, которые в свою очередь составляют 15¸ 20% себестоимости перевозок. Затраты времени автотранспорта, связанные с заправкой на АЗС, составляют 5¸ 8% от рабочего времени и 4¸ 5% потребляемого топлива. Основными критериальными положениями позволяющими снизить выше названные затраты являются:

-рациональное размещение АЗС на территории;

-правильное размещение заправочных колонок по маркам топлива на АЗС;

-специализация АЗС по группам автомобилей и по виду топлива;

-оптимальные планировочные схемы;

-рациональная система расчётов.

Снижению потерь по этой причине способствуют следующие мероприятия:

-применение параллельного, одновременного слива нефтепродуктов по нескольким шлангам в один резервуар за счет использования сливных устройств новой конструкции (АЗТ5-885-8ОО);

-перекачка нефтепродуктов при помощи насосных установок автоцистерн или АЗС;

-обеспечение планового завоза нефтепродуктов на АЗС в часы их минимальной загрузки (ночные);

-автоматизация контроля полноты слива нефтепродуктов из автоцистерн и замера уровня нефтепродукта в резервуарах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.