Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макет учебного события.






 

Дата класс предмет
Тема:
Цель:
Декомпозиция задачи Детализация задачи
Оборудование
Элементы учебного мероприятия Содержание знания Технология доставки знания
1. Привлечение внимания Возбуждение рецепторов     Личностное знание Мне нужно вызвать пока первичный интерес, своего рода ориентировочную реакцию на некий вызов – как минимум, или создать ситуации недостаточности.
2. Информирование слушателя о целях и задачах обучения Формирование уровня ожиданий от обучения Личностное знание Необходимо сделать так, чтобы вызов был принят осознанно, и понятна была конечная точка движения
3. Обращение к уже имеющимся знаниям Обращение к долгосрочной памяти, активация краткосрочной Предметное знание Не опрос! Не контроль! (это – побочный эффект) Это ревизия наличных интеллектуальных ресурсов для последующей работы
4. Представление нового материала Выборочное восприятие представленного материала Предметное и метапредметное знание Краткое представление обозримой картины нового знания (как разметка последующей дороги, дорожная карта, чтобы потом человек в любой момент понимал, где он сейчас и что предстоит)
5. Сопровождение обучения Семантическое кодирование для хранения в долгосрочную память Метапредметное и предметное знание Определяем инструмент для сворачивания информации (схема, конспект, чек-лист, ментальная карта, таблица и пр.) и расширяя первичную дорожную карту, упаковываем информацию
6. Практика Реакция на вопросы для кодирования и верификации Метапредметное, личностное и предметное знание Сворачивание и разворачивание, кодирование и декодирование информации идет в коммуникации, в обращении к различным источникам
7. Обратная связь Улучшение и оценка правильного действия Метапредметное, личностное и предметное знание Внутренняя обратная связь – безотметочное обсуждение качества освоения материала и навыков
8. Оценка Обращение к полученным знаниям как финальная оценка Метапредметное, личностное и предметное знание Внешняя обратная связь – выполнение финального теста
9. Перевод в практическую плоскость Использование полученных знаний или навыков в новой ситуации Метапредметное, личностное и предметное знание Применения вне контекста обучения
       

 

Приведу пример разработки урока биологии в 11 классе «Агроценозы – искусственные экосистемы» с использованием вышеприведенного макета. (Таблица 2).

Для начала мне надо охарактеризовать контекст обучения. Я работаю учителем биологии в школе, программа развития которой называется «ШАНС». Модель «ШАНС» разрабатывалась для школы, работающей в сложных социальных условиях.

Понятие «сложные социальные условия» связано с характеристикой социальной среды, из которой поступают в школу обучающиеся, и включает в себя характеристики и семьи обучающегося, и микрорайона его проживания. Характеристики семьи учитывают её полноту, количество детей, уровень образования родителей, уровень заработной платы, сфера занятости и карьера, качество жизненных планов и отношение к образованию детей. Характеристика микрорайона связана с демографическими показателями, с преобладающей сферой занятости населения, соотношением количества культурных учреждений и, образно говоря, пивных ларьков и другими – вплоть до характера освещенности улиц.

Понятно, что если дети в школу собираются из микрорайона, который включает в себя «неэлитный» частный сектор протяженностью 4 автобусные остановки и 2 села (развалившиеся совхозы), то мера «люмпенизации» достаточно высока, а контекст работы школы обоснованно определяется как «социально сложные условия».

Поэтому в качестве основной проблемы школы мы определили следующую: «Низкая социальная мобильность, недостаточная внутренняя психологическая устойчивость, дефицит ответственности, недостаточно эффективная жизненная самореализация выпускников школы свидетельствует о том, что они не обладают достаточным уровнем сквозных[4] компетенций, в результате их стартовые возможности и жизненные шансы являются слишком низкими для эффективной самореализации в условиях информационного общества и инновационной экономики».

Соответственно, целью работы школы стало развитие сквозных компетенций учащихся[5] как основы повышения стартовых возможностей и жизненных шансов в реализации жизненной стратегии в современных социально-экономических условиях.

Одной из важнейших проблем не только нашей школы, а всего современного образования, является мотивация к учению. Ребенок очень прагматичен и вопрос «зачем мне ваши логарифмы», «ваш ланцетник» или «ваш «Герой нашего времени» являются главным препятствием на пути развития познавательного интереса и в дальнейшем – любви к самообразованию.

Поэтому мы все время озабочены поиском инструментов развития познавательных сил и мотивов ребенка. Мы пришли к выводу, что технология педагогического дизайна, заставляющая точно ориентироваться на характеристики обучающихся, на их наличную мотивацию, и обеспечивающая точно психологически выверенный выход на навык, поможет нам справиться с этой задачей наиболее эффективно.

Таким образом, контекст обучения: школа работает в сложных социальных условиях, мотивация к познанию невысокая. Но то, что многие ребята – жители частного сектора и сел, позволяет ориентироваться при изучении темы на их первичные представления о работе в огородах и на дачах.

Портрет слушателя: В 11 классе мотивация обучения усиливается в связи с перспективами поступления в вузы. Однако в этом классе никто не планирует связывать свою судьбу с биологией. Я работаю в этом классе второй год и второй год веду элективные курсы, ориентированные на задачи личностного роста (в 10 классе - «Этология человека», в 11 классе – «Психология победителя»). Идеи курса «Психология победителя» учеников вдохновляют, они занимаются с энтузиазмом, поэтому обращение к этим идеям на уроке биологии может повысить интерес к теме урока.

 

Таблица 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.