Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От чего спасает нас Христос.






Прежде чем говорить о спасении, надо ответить на вопрос – а что есть погибель? Этот вопрос является центральным для христианства. С человеком произошло нечто, в результате чего человек стал таким, каким он есть сейчас. Это нечто называется грехом, грехом прародителей, иногда его не совсем точно называют грехом первородным. От сюда вытекает вопрос о природе зла.

Как мог пасть человек, находящийся в общении с Богом? Адам обладал свободой и потому мог пасть. Но это не ответ на данный вопрос, это просто указание на одно из условий, при котором человек мог пасть. Не обладай он свободой, он не мог бы пасть, но тогда не смог бы и совершенствоваться. Слова: «Будте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» говорят о том, что человек призван к бесконечному развитию, потолок человека – бесконечность, как сам Бог. Свобода является только условием достижения богоподобия, но она не дает ответа на вопрос о причине падения.

2-а объяснения причины падения человека:

1) Природа человеческая, носителем которой является личность, по тем совершенным характеристикам, которыми только тогда и мог обладать человек в своей совершенной потенции, оказалась перед следующим фактом. Человек не мог созерцать это совершенство. И Господь, творя человека, видел и знал, что то совершенство, к которому предназначен человек, не достижимо для него без познания того, что есть жизнь без Бога. Падение человека это не случайное явление, и не предопределение, и не подталкивание человека. Господь знал, что без опыта познания того, что без Него человек есть ничто, последний не может стать богоподобным существом. Только на пути осуществления своей свободы, на пути осуществления выбора человек сможет получить правильное познание о жизни, о том совершенстве, к которому он призван. Т. е. человек, будучи сотворен совершенным, не мог иметь опыта познания того, что он есть вне Бога, вне того блага, которым является Бог. Психологически отсюда понятна следующая причина, или следствие.

2) Первые люди видели себя в предельном совершенстве, видя, какой властью они обладают в тварном мире, они вкусили от древа познания добра и зла. Они увидели, что они – боги, т. е. что Бог им не нужен, т. е. произошло внутреннее психологическое разделение между человеком и Богом. Через вкушение древа познания добра и зла и слов «будете как боги», проявляется стремление стать совершенными без Бога. Естественное состояние человека есть единство с Божеством. Обожение отдельно от божественной природы не существует, как вообще ничего не существует в отдельности от Бога

Без познания того, что есть «я» без Бога не возможно обращение к Богу, невозможно спасение. Самым главным принципом существования человека является познание себя.

Таким образом, падение для человека было средством, при котором только он мог увидеть, что он есть без Бога.

Что последовало за этим отпадением от Бога? Прародители совершили личный грех, но он имел особое значение для потомков по той причине, что с ними произошло изменение, которое стало наследственным для всех. Это изменение Библия называет «кожаными ризами», смертью, т. е. тем, что неудачно названо первородным грехом (с греч. «амартия» - закон греховный). Первые рожденные в мир люди уже имели эти ризы.

То подразумевается под «кожаными ризами»? Прекрасно выразил мысль прп. Максим Исповедник говоря об Иисусе Христе: «Господь же взял это осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду, взял страстность, смертность и тленность человеческого естества, стал ради меня грехом по страстности, смертности и тленности добровольно облачившись в мое осуждение по природе». Именно облачился, а не исцелил ее в воплощении (вопрос 42).

В результате в человеке возникли естественные и независящие от него страсти, страсти безукоризненные, естественные, т. е. ставшими уже природными; безукоризненные, т. е. не являющиеся грехом, независящие от нас страсти, т. е. над которыми мы не властны.

Прародительный грех – это личный грех Адама и Евы. Он является причиной другого греха – первородного, который в свою очередь является причиной появления личного и родового греха.

Первородный грех – это глубокое наследственное повреждение человеческой природы. Эти изменения не являются осудительными для человека, они являются природными для него. Они являются той зыбкой почвой, на которой человек легко может выйти за пределы естественности.

Личный грех («паравасис») – это грех, сотворенный собственно личностью. Он состоит в том, что человек осознавая, что он поступает не так, все-таки совершает это, т. е. наказывает самого себя.

Во всех других религиях под грехом разумеется нарушение внешней воли Бога, т. е. внешнего для человека. Но грех не есть внешнее нарушение воли Божией, грехом человек нарушает себя самого, это язва, рана самому себе, ибо Бог внутрь нас есть. Есть грехи, которые очевидно наносят вред человеку (пьянство, наркомания и т. п.), т. е. грехи, которые мы чувствуем. А есть более тонкие грехи, которые наше слабое духовное зрение не замечает.

Самым страшным грехом является тот грех, который совершается свободно, без насилия страсти. Это и есть то начало, которое порождает цепную реакцию. Все смертные грехи никогда не совершаются сразу, им предшествует большая внутренняя работа, и все начинается с мыслей.

Личный грех – это нанесение вреда самому себе, это сознательное стремление ко злу.

Родовой грех – это те духовные и нравственные болезненные состояния, с которыми рождается человек по причине грехов предков. Родовой грех – это грех, который присущ какому – либо данному роду. Родовой грех, в отличие от первородного, может быть искоренен отдельной личностью данного рода. Оказывается, большое значение имеет для детей состояние их родителей. Священное Писание употребляет такие слова: «накажу до 3 – 4 рода» (Исх. 20. 5). Священное Писание перечисляет род Каина – отрицательный; род Божией Матери и Христа – положительный род. Вся история христианства говорит о том, что наследственность имеет огромное значение. Духовное состояние родителей определяет духовные свойства детей.

Повреждение образа Божия заключается:

1) В «кожаных ризах», в страстности, смертности и тленности – то, что именуется первородным грехом.

2) В родовом грехе – та страстная возбужденность, которая передается от родителей детям.

3) В личном грехе – за который ответственен каждый человек.

Прп. Макарий Великий говорит сразу о трех видах греха: «Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своей природой (первородный грех), с прежними нравами (личный грех), и с тем навыком, который тебе прирожден (родовой грех).

Страсти – это ни что иное, как искаженные добродетели.

Принципиальное значение имеет тот грех, который совершается свободно, ибо здесь осуществляется произволение человека, его личная устремленность. Не даром Киреевский говорил: «Человек – это свобода». Поэтому т. н. мелкие грехи (которые по большей части являются личным творчеством, устремлением человека – авт.), являются основополагающими, от которых могут проистекать все последующие злоключения, происходящие с человеком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.