Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор русской литературы второй половины XIX в.






Реализм – ведущее художественное направление в литературе второй половины XIX века. Роман как преимущественный жанр в реалистической литературе этого периода.

Творчество А.Островского. Масштабная по проблематике драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Тема греха, возмездия и покаяния в драме.

Основные темы, мотивы и образы лирики Ф.Тютчева: философская лирика, мотивы одиночества (“Фонтан”, “Душа моя – элизиум теней”), тема хаоса в природе (“Сон на море”, “О чем ты воешь, ветр ночной”, “День и ночь”), тема любви и смерти (“О, как убийственно мы любим”), политическая лирика (“Море и утес”, “29 января 1837 года”), своеобразие пейзажной лирики (“Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной”, “Осенний вечер”).

Особенности лирики А.Фета. Мир личных переживаний, любви и природы, психологизм интимной лирики (“Из тонких линий идеала”, “Шепот, робкое дыханье”, “Я тебе ничего не скажу”, “Сияла ночь. Луной был полон сад”, “Только в мире и есть …”). Проповедь “чистого искусства” (“Псевдопоэту”, “К памятнику Пушкина 26 мая 1880”, “Вот наш патент на благородство”).

Творчество И.Гончарова. Роман «Обломов». Образы Обломова и Штольца. Характеристика социальной среды и конфликтов через психологию героев.

Творчество Н.Некрасова. Разнообразие тематики, социальная направленность поэтических произведений. Размышление о задачах поэта и поэзии, образ некрасовской Музы, программа гражданской поэзии. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – энциклопедия русской народной жизни. Эволюция замысла. Композиция поэмы. Широкая картина жизни крестьянства России до и после реформы. Галерея крестьянских образов. Значение образа разбойника Кудеяра в идейном содержании поэмы. Гриша Добросклонов – борец за народное счастье. Художественные особенности поэмы.

Творчество И.Тургенева. Роман “Отцы и дети”. Художественное своеобразие романа. Значение образов Базарова и дворян-либералов как культурно-исторических типов. Жанровое разнообразие, стиль и язык Тургенева.

Творчество М.Салтыкова-Щедрина. Сатирический взгляд на действительность с позиций нравственного идеала. Основные образы «Истории одного города». Сарказм, ирония, гротеск в сказках М.Салтыкова-Щедрина.

Творчество Н.Лескова. Сатирические тенденции в творчестве Лескова. Острота лесковской критики и гуманизм писателя в “Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе”. Поэтика сказа. Русский национальный характер в сказе.

Творчество Ф.Достоевского. Роман Достоевского “Преступление и наказание” как отражение кризиса буржуазного индивидуалистического сознания. Проблема нравственного идеала в романе. Образы Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

Творчество Л.Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности идейно-эстетического содержания романа. Система образов. Историческая правда и художественный вымысел в изображении военных действий. Художественные достоинства произведения, его мировое значение.

Творчество А.Чехова. Тема любви в чеховской прозе («Дама с собачкой»). «Маленький человек» в рассказах А.Чехова. Рассказы 90-х годов: развенчание теории “малых дел” (“Дом с мезонином”, “О любви”, “Крыжовник”), духовное падение личности («Ионыч», “Человек в футляре”, “Попрыгунья”). Драматургия Чехова: своеобразие жанра, особенности конфликта и его разрешение. Особенности сюжета пьесы «Вишневый сад».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.