Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка конкурентоспособности предприятия на основе метода многоугольника






Наглядным методом оценки уровня конкурентоспособности предприятия является графический метод. Откладывая по осям значения исследуемых показателей (факторов) и соединяя полученные точки, построим многоугольник, соответствующий определенному уровню конкурентоспособности.

Один из возможных видов многоугольников конкурентоспособности предприятия приведен на рисунке 1.

 

Многоугольник конкурентоспособности

 

товар

 

предложение на рынке

производство

 

 

цена прогрессивность

оборудования

 

 

 
 

 


сбыт

продвижение товара

хранение

 

Рис 1.

 

Предприятию, имеющему наибольший уровень конкурентоспособности, будет соответствовать многоугольник с максимальной площадью. Если проводить оси, на которых отражаются уровни значений каждого из исследуемых факторов под равными между собой углами, то достаточно легко можно рассчитать площадь каждого многоугольника по формуле:

 

, (1)

 

где - значение интегрированного факторного показателя по предприятию;

- количество анализируемых факторов конкурентоспособности.

Трудоемкость вычисления площадей многоугольников компенсируется наглядностью графической интерпретации применения данного метода. Использование персонального компьютера устраняет неудобства и трудности расчетов. В соответствии с полученными результатами собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям, на конкретных участках. Усилия должны быть направлены на исследование рынков сбыта, поиск новых форм сотрудничества с конкурентами и поставщиками, улучшение качества продукции и снижение издержек, поиск и освоение рыночных ниш, каналов сбыта, моделей и видов продукции, организацию эффективной системы продвижения.

Используем данный метод для практических целей и определим с его помощью конкурентоспособность пивоваренных предприятий на региональном (Одесском) рынке. Определение конкурентоспособности потребовало разработки анкет – опросных листов, представленных в Приложениях 1-5. Анкеты были разработаны для трех групп респондентов. Анализ результатов этих анкет позволяет определить лидеров конкурентоспособности на одесском рынке пива. Ими являются «Оболонь», «Славутич» и «Янтарь».

Для той же цели - определения лидера конкурентоспособности на одесском рынке пива была разработана матрица конкурентоспособности предприятий, приведенная в таблице 2.

Для оценки уровня конкурентоспособности продукции Гамбринуса по сравнению с лидерами рынка были составлены анкеты для производителей, включающие следующие факторы конкурентоспособности: стойкость, цвет, аромат, прозрачность и вкус. Экспертами была определена весомость каждого фактора для двух исследуемых сортов пива: светлое и темное. Схематически оценку уровня конкурентоспособности по этому методу можно представить на рисунке 2.

Из таблицы 3 и рисунков 3 и 4 видно, что среди параметров качества светлого пива лидирующие позиции принадлежат «Славутичу» и «Оболони». Причем «Гамбринус» опережает своих конкурентов во вкусе и аромате своей продукции, а стойкость и прозрачность можно отнести к его слабым конкурентным позициям. Самые низкие показатели принадлежат «Янтарю».

Аналогичная ситуация наблюдается и темного пива, однако, здесь «Гамбринус» лидирует по вкусу и цвету, а по стойкости и прозрачности также уступает свои позиции.

Из анализа видно, что по своим физическим свойствам продукция «Гамбринуса» достаточно конкурентоспособна, о чем свидетельствуют медали, полученные на различных конкурсах. Однако, помимо физических свойств конкурентоспособность продукта определяют марка, имидж, упаковка и этикетка.

При оценке комплекса этих показателей продукция «Гамбринуса» перемещается на последнее место, уступая «Оболони», особенно по престижу торговой марки и доверию к марке (таблица 4, рис. 5).

Фактор»производство», который включал анализ современности технологии и оборудования, также нельзя отнести к сильной конкурентной позиции «Гамбринуса», так как по этим показателям лидируют «Оболонь» и «Славутич»

 

 

Схема оценки уровня конкурентоспособности при помощи матриц и многоугольников конкурентоспособности

 

Опрос трех групп респондентов. Оценка экспертами значимости каждого фактора
Разработка анкет для потребителей, производителей и торговых работников
Определение факторов оценки конкурентоспособности продукции и предприятия
Выведение усредненной экспертной оценки
Построение многоугольников конкурентоспособности
Анализ полученных данных
Определение коэффициента конкурентоспособности
Определение интегрированного факторного показателя

 

 

 

 

Рис. 2.

 

Были исследованы все виды рекламы и можно отметить, что стимулирование сбыта на заводе ведется неумело: во-первых, отсутствует служба маркетинга, рекламу своей продукции предприятие размещает на «радио на Троицкой», а данная радиостанция имеет узкую аудиторию слушателей, отсутствует реклама продукции, не представленной другими производителями – «живого пива», мало рекламы в местах продажи, наружной рекламы, предприятие принимает участие не во всех выставках, проходящих в Одессе.

Около 85% своей продукции «Гамбринус» реализует через генерального дилера «Отрада», а остальное через два фирменных магазина и бара, которые находятся в непосредственной близости от завода и недоступны большей части потребителей. Наблюдается слабая активность торговых представителей, так как в большинстве опрошенных магазинов продукция «Гамбринуса» отсутствовала.

Цена является единственной конкурентной позицией «Гамбринуса».

Анализ конкурентоспособности продукции свидетельствует о том, что параметры качества пива «Гамбринус» имеют достаточно высокие показатели, однако, наибольший коэффициент конкурентоспособности среди предприятий принадлежит «Оболони».

 

 


Таблица 2

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.