Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об административных правонарушениях 1 страница






 

§ 1. Рассмотрение дел о привлечении

к административной ответственности

 

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

 

Комментарий к статье 202

 

1. Особенностью рассмотрения в арбитражных судах дел о привлечении к административной ответственности является смешанный процессуально-правовой режим рассмотрения данной категории дел, обязывающий арбитражный суд применять три группы процессуальных норм:

а) общие правила искового производства (разд. I и II АПК);

б) правила административного судопроизводства (гл. 25 АПК);

в) правила производства по делам об административных правонарушениях (гл. 28 и 29 КоАП).

Разрешение процессуальных коллизий между АПК и КоАП может производиться различными способами в зависимости от характера разрешаемого вопроса, степени его связанности с правилами судопроизводства в арбитражных судах, а также с задачами производства по делам об административных правонарушениях. В тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается наименования категорий дел (гл. 25 АПК), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. ст. 206 и 211 АПК), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК).

В то же время, учитывая достаточно схематичное регулирование АПК вопросов рассмотрения дел об административных правонарушениях, арбитражные суды субсидиарно применяют отдельные процессуальные нормы КоАП, восполняющие имеющиеся пробелы АПК либо устанавливающие иные по сравнению с АПК процессуальные правила, когда это позволяет учесть специфику материальных или процессуальных административно-деликтных отношений. Так, например, арбитражные суды непосредственно на основании процессуальных норм КоАП принимают следующие судебные решения:

- о возвращении протокола об административном правонарушении административному органу для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП);

- о принятии заявления прокурора о привлечении лица к административной ответственности (ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП);

- о допуске потерпевшего в судебное заседание и направлении ему копии решения по делу (ст. ст. 25.2, 29.10 КоАП);

- о сроке и порядке предъявления к исполнению судебного решения о привлечении к административной ответственности (ст. ст. 31.3, 31.9 КоАП);

- о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 32.12 КоАП).

Также большое значение для разрешения данной категории споров имеют материально-правовые и процессуально-правовые нормы КоАП, регулирующие условия и основания для принятия арбитражным судом тех или иных решений, т.е. регулирующие разрешение административно-деликтных споров по существу.

2. К подведомственности арбитражных судов отнесены составы административных правонарушений, указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Указанные составы административных правонарушений подведомственны арбитражным судам при условии, что правонарушения совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Следовательно, если административный орган, выявив административное правонарушение, составляет протоколы об административном правонарушении и в отношении юридического лица, и в отношении его руководителя (ч. 3 ст. 2.1 КоАП), арбитражные суды компетентны рассматривать заявление административного органа о привлечении к административной ответственности только юридического лица.

Ряд составов административных правонарушений, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, учитывая признаки субъектов, их совершающих, не могут быть совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, например, составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.1, ст. 14.14, ч. 3 ст. 14.13, ч. 1 ст. 14.23 КоАП, что следует учитывать арбитражным судам при рассмотрении заявлений административных органов. В отношении состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 20 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) в редакции, вступившей в силу с 01.01.2011, арбитражный управляющий осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой, а его деятельность в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, для оставления данного состава в ведении арбитражных судов требуется внесение изменений в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

3. Если после выявления административного правонарушения, совершенного индивидуальным предпринимателем, произошла государственная регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, это не влияет на подведомственность дела арбитражному суду (пп. " д" п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях"). В случае утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя арбитражный суд уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении, совершенным таким лицом в качестве индивидуального предпринимателя с назначением ему административного наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части КоАП для индивидуальных предпринимателей. Утрата статуса индивидуального предпринимателя не препятствует назначению таких административных наказаний, как конфискация предмета или орудия административного правонарушения, а также дисквалификация. Что касается такого административного наказания, как административное приостановление деятельности, то его назначение физическому лицу, прекратившему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не будет отвечать целям административного наказания (ст. 3.1 КоАП).

Индивидуальный предприниматель в качестве субъекта административного правонарушения в статьях Особенной части КоАП может закрепляться различными способами:

во-первых, путем указания в санкции статьи Особенной части на административные наказания, применяемые к должностным лицам - в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП не установлено иное (см., например, примечание к ст. 15.3 КоАП);

во-вторых, путем выделения в качестве самостоятельных наряду с должностными лицами субъектов административных правонарушений в связи с необходимостью дифференциации административных наказаний (ч. 4 ст. 14.1 КоАП);

в-третьих, путем указания на то, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица (см. примечание к ст. 18.1 КоАП).

Если совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве юридического лица, правонарушение не связано с его предпринимательской деятельностью, то он несет административную ответственность как гражданин, а дела о таких административных правонарушениях неподведомственны арбитражным судам.

4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подведомственны арбитражным судам и в тех случаях, когда на основании ст. 28.7 КоАП по ним проводилось административное расследование (см. п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 " О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях"). Данное разъяснение потребовалось в целях исключения иного истолкования положения абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, хотя совершенно очевидно, что содержащееся в нем нормативное предписание относится к разграничению подсудности дел об административных правонарушениях мировых судей и судей районных судов.

Дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности судей арбитражных судов, предусмотренные одновременно в ч. 2 ст. 23.1 КоАП, рассматриваются арбитражными судами только при условии, что административный орган (должностное лицо), к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение в арбитражный суд (см. п. 9.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 " О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях"). К таким делам относятся административные правонарушения, предусмотренные в ст. ст. 9.4, 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ч. 6 ст. 19.5, 14.31 - 14.33 КоАП.

Условная подведомственность данной категории дел арбитражным судам не изменяется в зависимости от того, проводилось ли административным органом на стадии возбуждения дела административное расследование или нет. В то же время для принятия административным органом (должностным лицом) решения о передаче дела об административном правонарушении, предусмотренном одновременно в ч. 2 и абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, для рассмотрения в арбитражный суд должно соблюдаться следующее условие - дело об административном правонарушении, подведомственное одновременно административному органу и арбитражному суду, может быть передано в арбитражный суд только с целью рассмотрения вопроса о назначении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю такого административного наказания, которое вправе назначить только суд - конфискация орудия или предмета административного правонарушения, дисквалификация, административное приостановление деятельности. К сожалению, федеральный законодатель неправомерно расширил перечень составов административных правонарушений, рассмотрение дел о которых отнесено к условной подведомственности судей (ч. 2 ст. 23.1 КоАП) за счет правонарушений, не предусматривающих назначение всем или определенным субъектам административных наказаний, которые может назначить только суд. Применительно к делам об административных правонарушениях, подведомственных арбитражным судам, речь идет об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 9.5, ст. 14.31 (совершенных юридическими лицами), ст. 14.31.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.32 (совершенных юридическими лицами), ч. ч. 1, 2 ст. 14.33 (совершенных юридическими лицами). На наш взгляд, административные органы не вправе выносить определения о передаче в арбитражный суд дел об административных правонарушениях, предусмотренных этими статьями, поскольку они уполномочены самостоятельно назначать предусмотренные в санкциях этих статей виды и размеры административных наказаний.

5. Производство по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях. Тем самым обеспечивается переход дела из административно-юрисдикционного производства в административное судопроизводство, в основе которого лежит исковое производство, а административный орган приобретает процессуальный статус стороны в арбитражном процессе (ст. 45 АПК).

Порядок определения компетентности административных органов и их должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях устанавливается ст. 28.3 КоАП. Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП в пределах компетенции соответствующего органа. Применительно к делам об административных правонарушениях, подведомственных арбитражным судам, такой подход применим лишь к тем правонарушениям, которые относятся к условной подведомственности арбитражных судов - ст. ст. 9.4, 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ст. ст. 14.31 - 14.33 КоАП.

По всем остальным административным правонарушениям, подведомственным арбитражным судам, действуют правила, установленные в ч. ч. 2 и 3 ст. 28.3 КоАП - протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них ФЗ либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора, а также по ч. ч. 3 и 4 ст. 14.1 КоАП в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Применяя вышеназванные положения КоАП, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, по одним и тем же статьям Особенной части КоАП протоколы вправе составлять должностные лица различных административных органов применительно к своей сфере или области контрольно-надзорной деятельности. Во-вторых, нормативные предписания ст. 28.3 КоАП о полномочиях должностных лиц административных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях имеют приоритет перед статутными правовыми актами, определяющими правовое положение тех или иных административных органов (положениями, регламентами, и т.п.). В-третьих, в случае реорганизации административного органа с передачей его функций и полномочий полностью или частично иному административному органу протоколы составляются должностными лицами того административного органа, которому переданы соответствующие функции и полномочия. Это же касается ситуации, когда изменяется наименование должности должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях (см. ст. 22.3 КоАП).

В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями федерального законодательства. Такие перечни утверждаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ путем указания на конкретное наименование государственной должности или выполняемые лицом, замещающим такую должность, функции (полномочия).

По общему правилу не любое должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, вправе от имени административного органа обратиться с заявлением в арбитражный суд. В большинстве случаев такими полномочиями наделены руководители административных органов и их заместители либо в силу прямого указания закона (например, ст. 8 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 " О налоговых органах РФ", ст. 51 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), либо в соответствии с положением об органе. В этом случае для обращения в арбитражный суд иных должностных лиц административного органа необходима оформленная в установленном порядке доверенность. В виде исключения можно назвать полномочия судебных приставов-исполнителей, предусмотренные ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ " О судебных приставах" и ФЗ " Об исполнительном производстве".

6. С заявлением о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться прокурор (прокурор города или района и его заместители, а также приравненные к ним и вышестоящие прокуроры), который в соответствии со ст. 28.4 КоАП вправе возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения постановления о возбуждении дела - в этом случае протокол об административном правонарушении не составляется. При обращении в суд прокурора с заявлением о привлечении лица к административной ответственности прокурор пользуется правами и несет обязанности административного органа, предусмотренными гл. 25 и иными нормами АПК (см. п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 " О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях").

7. Как разъяснил ВАС РФ, при поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК. Очевидно, данное разъяснение применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК носит " вынужденный" характер, " приравнивая" неподведомственность дела к его неподсудности, но в то же время позволяет обеспечить соблюдение оперативности при рассмотрении данной категории дел, учитывая течение сроков давности привлечения к административной ответственности. Административный орган (прокурор), получив определение арбитражного суда о возвращении заявления в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду, не вправе повторно обратиться с тем же требованием (по тому же составу административного правонарушения) в арбитражный суд (ч. 6 ст. 129 АПК). Очевидно, что определение о возвращении заявления должно выноситься до вынесения определения о принятии заявления к производству арбитражного суда (ст. 127 АПК).

В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения (т.е. после принятия заявления к производству арбитражного суда) суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

8. Установленный АПК порядок возбуждения в арбитражных судах дел о привлечении к административной ответственности исключает возможность направления указанных дел в арбитражный суд из судов общей юрисдикции и административных органов в связи с вынесением ими определения о направлении материалов дела по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.9 КоАП). Как разъяснил ВС РФ, в случае вынесения судом общей юрисдикции определения о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности, если указанное дело подведомственно арбитражным судам, протокол и иные материалы дела должны быть возвращены органу или должностному лицу, которые обратились с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в суд общей юрисдикции (см. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 3 квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 29.11.2006).

 

Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности

 

Комментарий к статье 203

 

1. Устанавливая территориальную подсудность дел о привлечении к административной ответственности АПК учитывает, с одной стороны, общие правила территориальной подсудности, применяемые в исковом производстве (ст. 35 АПК), а с другой - особенности совершения административных правонарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - данные правонарушения, как правило, совершаются по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя. Если деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя не выходит за пределы одного субъекта РФ, то место совершения правонарушения и место рассмотрения дела арбитражным судом фактически совпадают, что полностью соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.5 КоАП.

В тех случаях, когда административное правонарушение совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вне места его нахождения или места его жительства, место рассмотрения дела определяется административным органом, составившим протокол об административном правонарушении (возбудившим дело прокурором) - заявление может быть подано по месту совершения административного правонарушения или по месту нахождения (жительства) лица, его совершившего. Очевидно, что выбор должен зависеть от факторов, оказывающих влияние на объективность рассмотрения дела - местонахождение основных доказательств, возможность лица, совершившего правонарушение, участвовать в рассмотрении дела и т.п.

2. В целях обеспечения объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных по месту нахождения территориально обособленных (находящихся на территории другого субъекта РФ) филиалов и представительств юридического лица, ВАС РФ со ссылкой на ст. 29.5 КоАП разъяснил, что такие дела должны рассматриваться по месту совершения административного правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

При этом извещение о времени и месте судебного заседания необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).

В случае совершения административного правонарушения иностранным юридическим лицом, не имеющим филиала или представительства на территории РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению по месту его совершения либо по месту проведения административного расследования.

Рассмотрение дела по месту жительства индивидуального предпринимателя, а не по месту совершения им административного правонарушения, если его предпринимательская деятельность осуществляется на территории другого субъекта РФ, значительно усложняет процесс доказывания виновности такого лица, представление административным органом надлежащих доказательств суду, и, на наш взгляд, подобный подход требует своей корректировки.

3. Нарушения правил территориальной подсудности, т.е рассмотрение дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения, а не по месту нахождения юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя) не всегда признается грубым процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного акта (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 N 5853/08).

4. При определении места нахождения юридического лица и места жительства индивидуального предпринимателя следует руководствоваться ст. ст. 20 и 54 ГК и ст. 8 ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

5. На практике может возникнуть вопрос о том, где должно рассматриваться дело о привлечении к административной ответственности юридического лица, если одно и то же административное правонарушение, например в виде противоправного бездействия, было выявлено и по месту нахождения юридического лица, и по месту нахождения территориально обособленного филиала (представительства) юридического лица либо только по месту нахождения нескольких филиалов (представительств), находящихся на территории разных субъектов РФ. В первом случае дело подлежит рассмотрению по месту нахождения юридического лица, а во втором - по месту нахождения того филиала (представительства), в отношении которого административный орган первым обратился в арбитражный суд с заявлением, которое было принято к рассмотрению (ч. 1 ст. 39 АПК).

 

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

 

Комментарий к статье 204

 

1. Заявление о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается руководителем административного органа (его заместителем) или иным должностным лицом, уполномоченным на обращение в арбитражный суд от имени административного органа в установленном порядке, либо прокурором (ч. 1 ст. 125 АПК).

В заявлении должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя (административного органа или прокурора) и его местонахождение, а также перечень прилагаемых к заявлению документов (п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК).

К заявлению прилагается уведомление о направлении (вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему (при его наличии) копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют (ч. 3 ст. 125, ч. 2 ст. 204 АПК).

2. Помимо сведений, предусмотренных ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 125 АПК, в заявлении должны быть указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, - речь идет о таких обстоятельствах совершения административного правонарушения, как время и место его совершения, которые в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат обязательному отражению в протоколе об административном правонарушении; указание данных сведений в заявлении позволяет помимо прочего определить подсудность дела арбитражному суду. Для длящихся и иных правонарушений, дату и место совершения которых установить невозможно, в заявлении должны быть указаны дата и место его обнаружения или пресечения;

2) должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - указанные сведения необходимы в том числе для проверки полномочий должностного лица на составление протокола об административном правонарушении. Должность следует указывать в соответствии с положениями нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, закрепляющих перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. При обращении в суд прокурора указывается должность, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление прокурора о возбуждении дела. Указанные сведения в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат включению в протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела). Объем этих сведений определяется административным органом самостоятельно, однако они в обязательном порядке должны включать в себя:

- в отношении юридических лиц: полное официальное наименование, место нахождения (юридический адрес), данные о государственной регистрации юридического лица, данные о законном представителе юридического лица и месте его нахождения;

- в отношении индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения, место жительства, данные о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Названные сведения позволяют определить подведомственность дела об административном правонарушении арбитражному суду, а также обеспечивают возможность надлежащего извещения лица о ходе судебного разбирательства;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении - в заявлении должна содержаться квалификация совершенного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения путем указания на статью (часть статьи при наличии двух и более частей) Особенной части КоАП, предусматривающую административную ответственность за данное правонарушение. В тех случаях, когда диспозиция статьи Особенной части КоАП, по которой квалифицируется правонарушение, носит бланкетный характер, в заявлении необходимо указывать те регулятивные правила и нормы, за нарушение которых лицо привлекается к административной ответственности;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности. Содержание данного требования определяется административным органом (прокурором) самостоятельно и может быть связано с видом и размером конкретного административного наказания, если административный орган сочтет необходимым выразить свою оценку конкретному противоправному деянию. Особенно это актуально применительно к составам административных правонарушений, относящихся к условной подведомственности арбитражных судов (см. комментарий в ст. 203 АПК). При этом, как отмечает ВАС РФ, " суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.