Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Депутаты дошли до границы - 2






" АН" продолжают публикацию, посвященную расследованию межведомственной рабочей группы под руководством заместителя председателя Государственной думы от партии " Справедливая Россия" Николая Левичева. Как уже говорилось, рабочая группа вскрыла гигантскую черную дыру на таможне. Речь о потерях, равных пятой части доходов российского бюджета. По результатам работы комиссия отправила обращения к премьер-министру Дмитрию Медведеву, а также главам Следственного комитета и Контрольного управления президента. Там сказано, что при импорте из России через таможню протаскивают в черную товаров на 69 млрд долл. в год, при экспорте на 109 миллиардов. С этих потоков государству не платят ничего. В результате, по оценкам комиссии, федеральный бюджет ежегодно обворовывают на сумму от 34 до 40, 5 млрд долл., или от 2, 2 до 2, 63 трлн рублей.

Министерский саботаж Самое ценное в необъятных материалах рабочей группы, к которым получили доступ " АН", - это конкретика. Комиссия подошла к делу основательно, для исследований и расчетов привлекли экспертов из Центробанка и Академии наук. Заместителем председателя в рабочей группе стал директор Института проблем рынка РАН Валерий Цветков.

Конечно, не все шло гладко, не обошлось без откровенного саботажа. Например, на заседания регулярно приглашали руководителей таможни. Но они упорно игнорировали эти обращения, присылая сотрудников рангом пониже. Надо сказать, состав комиссии утверждал лично премьер-министр Медведев, и он не забыл включить в нее замруководителя Федеральной таможенной службы статс-секретаря Т. Голендееву, которая не просто ни разу не появилась ни на одном заседании рабочей группы - даже не поинтересовалась, чем там занимаются. Зато успела съездить на 24 дня в отпуск в Италию. Видимо, премьерское слово руководству ФТС не указ.

В кулуарах рассказывают такие занимательные истории: " Например, когда от ФТС России понадобилась детальная статистическая информация, выбить ее оказалось безумно сложно. Была анекдотическая ситуация, когда после очередного запроса из ФТС прислали пустой диск. В письме сообщили, мол, прилагаем информацию на диске, а там ничего не было. Видимо, сильно спешили".

В результате самые важные цифры удалось добыть только после вмешательства президента. Таможенники выжали из недр своего ведомства необходимую для анализа информацию лишь после того, как на них крепко надавили из Контрольного управления президентской администрации. Да и то не всю, что запрашивали.

И Что всплывет, если взглянуть на детали? Вот ключевые моменты. Как оказалось, если исключить такую особую тему, как нефтегаз, больше всего при экспорте мухлюют на рыбе. Если брать в деньгах, разница между реальным и официальным объемами вывоза рыбы из России - 1, 5 раза. Как выяснила межведомственная комиссия, наша

ВСЁ же расследование довели до конкретных расчетов и оценок. Того, что есть, хватит на несколько десятков очень громких дел. Масштабы таможенного воровства потрясают. " Мы исследовали экспорт товаров из России. Для примера взяли всего лишь восемь товарных групп, которые учитывает таможня, прежде всего рыбу, руду, удобрения и металлы. Так вот, только по этим восьми группам разница в весе составила ни много ни мало 81 млн тонн. То есть из России этих товаров реально вывезли на 81 млн т больше, чем учли официально", - рассказывают эксперты.

В целом расхождение российских и международных данных о нашем экспорте-импорте оказалось на уровне 20%. Говоря прямым текстом, это полная катастрофа. По-хорошему, ведомства, которые позволяют себе вести такую запредельно кривую статистику, нужно немедленно разгонять. Они делают это за государственный счет, при этом наносят громадный урон бюджету. " Такие расхождения недопустимы. Для сравнения: таможенные данные о торговле 18 крупнейших стран " Двадцатки" различаются друг с другом менее чем на 8%. Мир в целом, по данным МВФ, имеет расхождение только в 2% ", - говорят эксперты.

Загадка Мадагаскара

таможня насчитала годовой экспорт рыбы на 2, 8 млрд долл., тогда как, по данным стран-покупателей, на деле ее импортировали на 4, 25 млрд долларов.

Тут ничего неожиданного, на рыбе за последние 25 лет выросла огромная теневая индустрия, эта тема давно в мутной зоне. Сенсацией стали махинации на экспорте зерна. Вроде бы экспорт хлеба - наша гордость, зачем обманывать? Тем не менее и тут всплыли подлоги. Российская таможня насчитала вывоз на 1, 79 млрд долл., в то время как страны - покупатели российского зерна отчитались о поставках на 1, 95 миллиарда. Попутно комиссия раскопала несколько особых историй, самая выдающаяся связана с экспортом российской пшеницы на Мадагаскар. Официальный вывоз зерна в эту страну в деньгах оказался в 13 раз меньше реального.

При этом, если в деньгах наш экспорт зерна занижают как могут, по весу его, наоборот, раздувают. Официально в 2013 г. из России вывезли 7, 054 млн т зерновых, но зарубежные таможни насчитали только 6, 3 млн тонн. Почему появились лишние 754 тыс. т, не секрет: государство как может поддерживает поставки хлеба. Но механизм создан такой, что экспортерам выгодно приписывать вес, при этом уменьшать сумму.

В том же ключе дополнительную прибыль куют металлурги. Официально они показывают вывоз на 8 млрд долл., на деле экспортируют на 10 миллиардов. Тут госбюджет надувают на четверть объема. В свою очередь, поставщики руды укрыли от государева ока 19% экспорта на 677 млн долларов. По вывозу удобрений вскрылось 15% недоимок: в деньгах это внушительные 1, 354 млрд долларов. По каучуку прячут 10% потока на 388 млн долларов.

Теперь самое интересное. Особенно фантастические картины открылись, когда дошло до газового экспорта. В рабочей группе решили для начала не разбираться со всем громадным объемом экспорта голубого топлива, сузили задачу и подсчитали поставки только нефтяного газа. Не падайте в обморок: расхождение официального и реального экспорта этого специфического продукта составило 439% по объему и 530% по цене! Безусловно, тема требует отдельного расследования.

Махровые шины

Комиссия г-на Левичева взглянула и по другую сторону границы: оказалось, на импорте государство нагревают ничуть не меньше. Напомним несколько цифр.

Например, по импорту сахара расхождения достигли 90%, государство обманывают на 590 млн долларов в год. По одежде данные российской таможни разошлись с реальностью на 70%, вместо 6, 96 млрд долл. ввоза на деле оказалось 4, 1 миллиарда. По обуви упустили четверть, по текстилю цифры разъехались на 100%. Также очень сильно нагревают на ввозе кожи и драгоценных металлов, здесь от 30 до 50% разницы. При импорте электроники бюджет на таможне обманули на 587 млн долл., на мебели - на 990 млн долларов. Что интересно, меньше всего на таможне жульничают импортеры хлопка и керамики. Они занижают ввоз " всего" на 8-12%.

Это общие цифры. Приведем реальные случаи, показывающие, как система таможенного воровства работает на практике. Комиссия взяла наугад одну-единственную таможенную декларацию, оформленную на посту Кубинка. Это периферийный узел, через который проходят далеко не самые бурные импортные потоки.

Итак, некая компания К., зарегистрированная в Питере в частной квартире, завезла через Кубинку контейнер с семью сотнями автомобильных шин. В декларации значилось: шины производства КНР, стоимость одной штуки - 22, 7 доллара. На таможне с каждой шины заплатили налогов и пошлин на 623 руб., всего с контейнера набралось 436, 1 тыс. рублей.

Вроде бюджет получил немало. Но как только эксперты внимательно взглянули на декларацию, всплыли махровейшие махинации. Для начала выяснилось, что шины этой модели в Китае не выпускаются, они родом из США. Таможенники должны были об этом знать, у них есть специальные каталоги с реальными ценами. При желании им не составило бы труда выяснить, что настоящая оптовая цена такой шины у производителя не 22, 74 долл., а полновесные 130 долларов.

Но система сработала не как положено, а на личную выгоду. В результате потери бюджета с каждой шины достигли 3, 751 тыс. рублей. Всего на контейнере государство обманули на 2, 625 млн рублей. Теперь самое сладкое. Попавшая в поле зрения компания только в сентябре 2015 г. завезла через Кубинку 59 таких контейнеров с шинами. Значит, в общей сложности за месяц государство обокрали на 154, 875 млн рублей. Как подчеркивают в межведомственной рабочей группе, это не самый крупный пример, мелкая компания-импортер и небольшой пост, обороты которого в сотни раз меньше тех, что дают по-настоящему крупные таможенные узлы. Теперь представьте общие масштабы воровства и размер потерь.

Три простых шага В частных разговорах члены межведомственной комиссии не скрывают эмоций. То, что творится, это полный кошмар. Главный вопрос: что делать с таможенной катастрофой? За последние 15 лет начальство разного уровня разгоняли не раз, шумных посадок и скандалов тоже хватало. Не счесть, сколько раз главу таможенного комитета вызывали для серьезного разговора на ковер к президенту.

Судя по выводам, это ни на грамм не изменило ситуацию. Возможно, потому, что наверху, на уровне министров, далеко не все хотели что-то менять. Таможня в нынешнем виде - золотое дно, можно выжимать феноменальные прибыли, иным чиновникам главное - поближе присоседиться. Отрадно лишь то, что изменить ситуацию к лучшему можно резко и быстро, была бы воля. Достаточно подтянуть хотя бы очевидные хвосты. Вот что предлагает комиссия Николая Левичева.

Во-первых, сегодня у государства банально нет надежной системы, которая позволила бы отслеживать реальный торговый оборот. Расхождения в 20% - это за гранью: так плохо таможенная статистика не работает даже в Африке. Сейчас каждое ведомство ведет свои наблюдения и выдает правительству собственные цифры. В итоге сводки с таможни радикально расходятся со сводками Росстата и Минэкономики. Да и насколько точной может быть таможенная статистика, основанная на данных таможенных деклараций, при огромном объеме недостоверного декларирования? По этой причине она изначально не может иметь точности в сравнении с международной статистикой по российской торговле. Это не статистика, а полная профанация. " Ведомственная замкнутость и разобщенность не позволяют правительству оценивать реальную ситуацию с внешнеторговым оборотом и собираемостью платежей", - отмечает г-н Левичев.

Во-вторых, нужно анализировать данные Банка России о том, какие суммы российские компании на самом деле перевели за рубеж для оплаты товаров. Есть паспорта сделок и конкретные контракты, по которым перечисляются деньги. Эти данные не подделаешь, валютный поток контролируют очень жестко. Затем эти реальные цифры можно в автоматическом режиме сопоставить с суммами, указанными в таможенных декларациях на конкретные товары. Сразу станет видна реальная картина, будет ясно, кто и как занижает цифры.

В-третьих, давно пора дать пинка тем, кто много лет изо всех сил тормозит вступление России в общемировую систему электронной таможни. Потому что это мировая система статистики, надежная и безотказная. Все реальные данные, по всем сделкам, товарам и контрактам будут видны как на ладони.

Как объясняют эксперты, из-за того что в РФ нет нормальной электронной таможни, страна обозначается как черное пятно на карте мировой торговли. Помимо прочего без нее к нам не идут серьезные транзитные потоки.

Только на этом РФ с учетом географического положения, могла бы зарабатывать более 600 млрд долл. в год.

Чтобы не исчезла лазейка для хищений и таможенного воровства, из года в год не вводится электронный товарооборот. Вот почему у нас по сей день такие ужасающего качества таможенная статистика и законы, которые будто специально созданы по заказу тех, кто возит товары по черным схемам. Именно с этим нужно бороться в первую очередь, расчищать и убирать тех, кто хорошо пристроился наверху и получает сверхприбыли за счет искусственно поддерживаемого таможенного кавардака. Исчезнет заказ, тогда все наладится.

У нас транзитные контейнеры в морских портах оформляются по 10-12 суток.

 

Источник: Trucksale.ru, Москва

Дата: 04 ноября 2015 13: 49






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.